Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

Володкина Анна Петровна

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности, планируемые результаты освоения программы, описание основных направлений коррекционно-развивающей деятельности, особенности взаимодействия с семьями воспитанников, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Документы\Работа ДОУ\Детский сад №6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА\АТТЕСТАЦИЯ\тит Рабочей программы.jpeg

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

5

  1. Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.2. Принципы и подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности

5

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

6

  1. Планируемые результаты освоения Программы

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Описание основных направлений коррекционно-развивающей деятельности

13

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

16

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

19

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов

21

2.5.  Способы и направления поддержки детской инициативы

22

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

23

2.7. Иные характеристики содержания Программы

25

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей Программы

26

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

26

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

26

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

4.1. Приложения

28

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда в группе среднего возраста компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №2 «Колокольчик» МАДОУ «Детский сад № 6» (далее Программа) разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ «Детский сад № 6», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и учетом основных нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013  N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • комментарии Министерства образования и науки Российской Федерации к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 №08-249;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН» 2.4.3049-13);
  • Устав МАДОУ.

         Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Цели реализации Программы:

  • построение системы работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.        

Задачи реализации Программы:

  1. Осуществлять коррекционно-развивающее сопровождение дошкольников по овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка через применение современных методик,  технологий и обеспечение  личностно-ориентированного сопровождения каждого воспитанника.
  2. Создать условия, обеспечивающие повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития самостоятельной, связной, грамматически правильной речи через использование разнообразных форм работы.

  1. Принципы и подходы к организации образовательной деятельности

Программа базируется на следующих принципах:

  1. полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учёт этнокультурной ситуации развития детей;
  10. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  11. развивающее вариативное образование;
  12. комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
  13. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования;
  14. полнота содержания и интеграция образовательных областей;
  15. научная обоснованность и практическая применимость;
  16. онтогенетический принцип;
  17. принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  18. принцип постепенности подачи учебного материала;
  19. принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
  20. принцип природосообразности.

Подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности:

  1. Культурно-исторический подход к развитию личности ребенка.
  2. Деятельностный подход.
  3. Личностный подход.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Программа предназначена для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Группу посещают 15 дошкольников: 7 детей с первым уровнем общего недоразвития речи и 8 детей со вторым уровнем общего недоразвития речи.

При организации коррекционно-развивающей деятельности учитываются возрастные особенности развития детей дошкольного возраста, а так же характеристики детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность и соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

 

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Характеристика детей с тяжелыми речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи)

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне        ограничен. Практически        отсутствует         понимание        категории        числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов.        В самостоятельных высказываниях ребенка        уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

        Программа реализуется учителем-логопедом, имеющим высшее образование и первую квалификационную категорию.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:

–         ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении;

–         ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;

–         ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

–         у ребенка развита мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей развития детей.

Образовательная область «Речевое развитие»

Показатели развития ребенка

Средняя группа

(4-5 лет)

Развитие словаря

В активной речи применяет разные части речи.

Соотносит обобщающее значение слов.

Применяет простые предлоги.

Оперирует понятием слово.

Грамматический строй речи

Различает существительные мужского, женского и среднего рода.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Демонстрирует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Различает  противоположные по значению названия действий и признаков.

Согласовывает притяжательные местоимения и имена прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода; числительные с существительными мужского и женского рода.

Составляет предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополняет предложения недостающими словами.

Распространяет простые предложения однородными подлежащими и сказуемыми.

Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа

Правильно произносит гласные и  согласные звуки раннего онтогенеза, свистящие и шипящие звуки в свободной речевой деятельности.

Различает на слух длинные и короткие слова.

Воспроизводит цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Правильно передает ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Владеет  понятием слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Различает гласные и согласные звуки. Выделяет из ряда звуков гласные звуки.

Выполняет анализ и синтез слияний гласных звуков.

Выделяет начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов.

Выделяет согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцирует звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Производит анализ и синтез обратных и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Подбирает слова с заданным звуком.

Владеет  понятиями  звук, гласный звук, согласный звук и оперирует этими понятиями.

Делит на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка) и составляет слова из двух данных открытых слогов.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков

Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.

С помощью взрослого составляет описательный рассказ из 2-3 простых предложений по алгоритму или предложенному взрослым плану.

Пересказывает хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание основных направлений коррекционно-развивающей деятельности

Содержание Программы обеспечивает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления коррекционно-развивающей  деятельности:

  • Развитие словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
  • Обучение элементам грамоты.
  • Развитие связной речи и навыков речевого общения.

Направления

От 4 до 5 лет

Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и

среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными

мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать  ритмичность  и  интонационную  выразительность  речи,   модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов,

различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ом, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Обучение элементам грамоты

Сформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в   воздухе.   Научить   узнавать   пройденные   буквы,  изображенные   с   недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Сформировать  навыки  составления  и  чтения  слияний  гласных,   закрытых  и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

При реализации Программы во время проведения коррекционно-развивающих занятий используются разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми.

Формы работы

п/п

Деятельность

Формы работы

1

Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной позиции)

  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры с правилами;
  • игровое упражнение

2

Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

   

  • беседа;
  • ситуативный разговор;
  • речевая ситуация;
  • составление и отгадывание загадок;
  • сюжетные игры;
  • игры с правилами;
  • театрализованные игры
  • заучивание пословиц, поговорок, стихотворений;
  • составление рассказов

3

Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций

  • подвижные игры с правилами;
  • игры малой

подвижности;

  • игровые упражнения;
  • физ.минутки;
  • пальчиковые игры

4

Восприятие художественной литературы и фольклора - это форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

  • слушание;
  • обсуждение;
  • беседа;
  • разучивание;
  • рассматривание иллюстраций;
  • просмотр презентаций

Методы и приемы реализации Программы

Наглядный

Словесный

Практический

Игровой

Приемы: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ образцов выполнения заданий.

- рассказ;

- беседа;

- пересказ;

- объяснение;

- чтение;

- прослушивание аудиозаписей;

Приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопросы.

- инсценировки;

- хороводные игры;

- дидактические игры,

упражнения:

а) подражательно-исполнительские:

- дыхательные,

- голосовые,  

- артикуляторные,

- развивающие общую и ручную моторику;

б) на развитие тактильной чувствительности:

в) пальчиковые;

г) кинезиологические;

е) конструирование букв из элементов, из одной буквы другую;

ж) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

- предметно-практические манипуляции;

- дидактическая игра;

- сюжетная игра;

- компьютерная игра

- хороводные игры;

- загадывание и отгадывание загадок.

Приемы: игровое

сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, дидактические игры.

        

        При реализации Программы применяются средства, которые являются носителями информации, инструментом деятельности педагогических работников и воспитанников для достижения поставленных целей и задач:

  • печатные: методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал;
  • аудиовизуальные: тематические презентации, видеофильмы, фонограммы;
  • наглядные плоскостные: плакаты, иллюстрации;

Комплексное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Коррекционная работа направлена на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития речи детей с общим недоразвитием речи и оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с тяжелыми нарушениями речи Программы и их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. На каждого ребенка, посещающего данные группы, разрабатывается индивидуальный учебный план и индивидуальный план коррекционно-развивающей работы.

Для организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяется специальное программно-методическое обеспечение:

№ п/п

Автор

Название

Издательство,

год издания

1

Е.А. Стребелева

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

Москва, Просвещение, 2014

2

Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина,

Т.В. Туманова

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

Москва, Просвещение, 2008  

3

Н. В. Нищева

Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015

4

А.В. Черняева

Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет

Волгоград, Учитель, 2013

5

М.Э. Вайнер

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

Москва, Педагогическое общество России, 2003

6

И.И. Мамайчук

Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

Санкт-Петербург, Речь, 2006

7

Ю.А. Кириллова

Примерная программа физического образования  и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет  

Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013

Коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение педагогической диагностики речевого развития детей (первичная, промежуточная, итоговая). Исходя из результатов диагностики, планируется и выстраивается коррекционно-развивающая работа, применяются методы, средства, способы и формы работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Также на основе результатов диагностики разрабатываются индивидуальные планы коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Совместно со специалистами ПМПк разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию речевых нарушений, способствует формированию коммуникативных навыков. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, специалистов дошкольного учреждения, педагогов группы, родителей. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и логоритмических занятиях. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками, обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для снижения утомляемости во время занятий, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом.

Подгрупповые занятия с учителем-логопедом в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводятся четыре раза в неделю. Продолжительность подгруппового занятия с учителем-логопедом не более 15 минут.

        Индивидуальные занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводятся три раза в неделю: 2 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и 1 индивидуальное занятие с воспитателем.  Продолжительность индивидуального занятия не более 15 минут с каждым ребёнком.

В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) один раз в неделю проводится занятие логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом.

  1. Особенности образовательной деятельности разных видов

Виды детской деятельности в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

п/п

Дошкольный возраст

1

Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр)

2

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

3

Восприятие художественной литературы и фольклора

4

Двигательная (овладение основными движениями)

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

        Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребёнка.

Возраст ребёнка

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Дошкольный возраст

Игра

Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. Освоение речи.

2.5.  Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами в процессе организации различных видов детской деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей и способы ее поддержки в освоении образовательной программы

4 – 5 лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность педагогического работника по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
  • Регулярно предлагать детям вопросы познавательного характера, проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы.
  • Обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия.
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в коррекционно-развивающем процессе.

Задачи взаимодействия:

- установить доверительные отношения между всеми участниками коррекционно-развивающего процесса

- повысить педагогической грамотность родителей в направлении преодоления речевых нарушений и обучить родителей приемам  коррекции речевых нарушений;

- создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагогического работника и семьи воспитанника дошкольной образовательной организации по созданию единого пространства развития ребенка:

  1. Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогических работников заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
  2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и дошкольной образовательной организации. Принцип взаимоотношений семьи и дошкольной образовательной организации на основе гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  3. Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагогического работника открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов дошкольной образовательной организации, социальное окружение.
  4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье. Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов: от родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений,  предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
  5. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Формы выбираются в соответствии с социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями организации. При выборе форм отдается предпочтение общению, пониманию, диалогу.
  6. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности дошкольной образовательной организации. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

Для повышения педагогической компетентности родителей и вовлечения их в образовательную деятельность выстраивается конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников с использованием следующие формы работы.

Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников

п/п

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

1

Информирование родителей

- информационные стенды;

- личные беседы;

- родительские собрания;

- сайт организации;

- памятки

2

Консультирование родителей

- индивидуальные и групповые консультации;

- письменные консультации;

- беседы

3

Просвещение и обучение родителей

- семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- круглые столы;

- сайт организации;

- детско-родительские объединения

2.7. Иные характеристики содержания Программы

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогических работников. Все педагогические работники следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие педагогические работники (воспитатель, социальный педагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда организуются в соответствии с графиком работы учителя-логопеда, циклограммой рабочего времени, расписанием индивидуальных и подгрупповых занятий, а также в соответствии с перспективным планированием коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  (Приложение).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

В дошкольной образовательной организации созданы материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные Рабочей программой цели, а также выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и электробезопасности, охраны здоровья воспитанников и охраны труда работников.

Для осуществления образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации имеется программно-методическое обеспечение (Приложение).

Имеется отдельный кабинет учителя-логопеда. Детская мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту детей, изготовлены из материалов, безвредных для здоровья воспитанников. Кабинет оборудован шкафом для верхней одежды педагога и двумя шкафами для методических пособий. Кабинет учителя-логопеда оснащен современным оборудованием, средствами обучения и воспитания (Приложение).

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации имеется программно-методическое обеспечение (Приложение).

Все кабинеты и групповые помещения оснащены современным оборудованием, средствами обучения и воспитания (Приложение). Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает возможность самовыражения детей, игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

В дошкольной образовательной организации созданы условия для информатизации образовательной деятельности. В групповых и прочих помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности (Приложение).

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Эффективным условием для коррекционно-развивающей работы является организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда. Пространство кабинета оснащено необходимыми средствами обучения (в том числе техническими) и оборудованием (Приложение).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования обеспечивают:

  • игровую и творческую активность детей;
  • двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

В кабинете учителя-логопеда развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Выделяются несколько зон:

1.        Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, которая содержит материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции речи, обучению грамоте детей с нарушениями речи, документацию учителя-логопеда, пособия по дидактическому обеспечению коррекционной деятельности. Дидактические игры и материалы обновляются и пополняются в соответствии с лексической темой.

2.        Информационная зона для родителей, которая расположена на стендах в коридоре и в приемной групп, содержит актуальный материал о развитии и коррекции речи детей.

3.        Зона индивидуальной коррекции речи, в которой располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.  

4.        Зона подгрупповых занятий, которая оборудована мольбертом, детскими столами, магнитными азбуками.  

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Приложения

  1. Паспорт кабинета;
  2. Нормотивно-правовая база: должностная инструкция, план организованной образовательной деятельности, график работы учителя-логопеда, циклограмма рабочего времени,  расписание индивидуальных и подгрупповых занятий;
  3. Перспективный план работы учителя-логопеда;
  4. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  5. Конспекты подгрупповых коррекционно-развивающих занятий;
  6. Речевые карты на каждого ребенка;
  7. Индивидуальные планы коррекционной работы с ребенком на учебный год;
  8. Индивидуальные тетради детей;
  9. Тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий;
  10. Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  11. Журнал учета консультации учителя-логопеда;
  12. Индивидуальная программа профессионального развития педагога;
  13. Анализ профессиональной деятельности учителя-логопеда за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тематический утренник, в ходе которого у воспитанников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывается бережное отношение к своему и чужому здоровью....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...