Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития
методическая разработка на тему
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_odaryonnosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_i_usloviya_eyo_razvitiya.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод», – это стало девизом нашей работы.
Что такое “одаренные дети”? В чем проявляется одаренность? В современной науке одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. Большинство психологов включает в структуру одарённости как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и не когнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные условия воспитания и обучения факторы.
Большое значение имеет, гендерная специфика одарённости детей дошкольного возраста, но, к сожалению, её проявления и развитие практически не изучены. Ещё Л.С. Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового (гендерного). Зачастую игнорирование этих линий развития приводит к тому, что девочка (будущая женщина) начинает сталкиваться с противоречивыми гендерными стереотипами именно в общественно обусловленной системе воспитания
Особо выделяется такой вид одарённости, как творческая одарённость. Существует много разногласий о необходимости выделения этого вида одарённости. Одни специалисты полагают, что креативность является неотъемлемым элементом всех видов одарённости, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента: существует лишь один вид одарённости — творчество, если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одарённости как отдельного, самостоятельного вида. Многие исследования показывают, что дети дошкольного возраста с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в педагогах и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям авторитета; независимость в суждениях; отсутствие внимания к порядку и должной организации работы; яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одарённости как отдельного вида определяется тем, что стандартные образовательные программы и воспитательно-образовательный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
В мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одарённых детей и работе с ними, однако, остается определённый ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Актуальную психолого-педагогическую проблему, которая требует теоретического и практического решения, представляет собой изучение гендерных особенностей развития одарённых детей дошкольного возраста, в связи с тем, что частота её встречаемости у детей разного пола неодинакова. Именно гендерные различия особенно значимыми могут оказаться в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлениях личности.
Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одаренными детьми, в котором говорится: “Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может… Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества”.
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста, связанный с пониманием гендерных особенностей проявления одарённости, бережное отношение к ним, создание среды для их развития, системы психолого-педагогической поддержки — вот основные пути решения обозначенной проблемы. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
Так, изучение особенностей самооценки детей возрастных групп старшего дошкольного возраста показало, что девочки характеризуются более высоким уровнем самооценки, самопринятия, нежели мальчики.
Зарубежные авторы также свидетельствуют о различном отношении педагогов к одарённым мальчикам и девочкам дошкольного возраста: педагоги большее внимание уделяют мальчикам, чаще отвечают на их вопросы, поощряют их нестандартные ответы и решения. Мальчики чаще изображаются в книгах главными действующими лицами, совершающими смелые, независимые поступки.
Проблеме формирования андрогинных качеств у ребёнка, успешно сочетающих в себе традиционно определённые обществом как мужские, так и женские, посвящена работа нашего педагогического коллектива. Мы, обследуя психологию художественно одарённых детей, пришли к выводу, что мальчики проявляют заботливость, чувствительность, мятежность, эстетическую утонченность, пассивность, эмоциональность, богатое воображение - то есть те качества, которые в обществе традиционно считаются женскими. В то же время девочки проявляют смелость, уверенность, агрессивность, независимость, самоутверждение, честолюбие - качества,
Таким образом, проблема, связанная с изучением гендерных особенностей детей дошкольного возраста в аспекте одарённости, достаточно динамично развивается в нашей дошкольной образовательной организации. Гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают распространенные стереотипы.
Существуют также критерии «степени сформированности одарённости», которые можно дифференцировать на актуальную и потенциальную одарённость. Актуальная одарённость –это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребёнок — это ребёнок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребёнка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной одарённости и
скрытой одарённости. Явная одарённость обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одарённости с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одарённости или высоких возможностях ребёнка.
Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребёнком». Однако далеко не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно. Скрытая одарённость проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- · высокая продуктивность мышления;
- · легкость ассоциирования;
- · способность к прогнозированию;
- · высокая концентрация внимания.
На наш взгляд, для успешного развития способностей одарённых детей важным условием является подготовка педагогических кадров. Сам педагог должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.
или не проявляются в зависимости от окружающей среды.
Одарённость обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одарённый ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одарённым ребенком – непростая ноша. Одарённые дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьёзных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Но есть и некоторые трудности: работая с одарёнными детьми, мы столкнулись со следующими проблемами:
1. нет четких критериев определения одарённых детей;
2. недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одарённости;
3. имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одарёнными детьми.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы // Одаренный ребенок. 2009. № 2. С. 6-27.
3. Огнева H.Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения развития одаренности // Детское творчество. 2008. № 3. С. 2-4.
4. Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. 2003. № 4.
5. Рахимов А.З. Нравственная психология. Уфа, 1955.
6. "Одаренный ребенок" . - 2012 . - № 2 . - С. 77-83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...
Рекомендации педагогам "Развитие предпосылок одарённости у детей старшего дошкольного возраста"
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений,...
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.
Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....
Проект «В каждом ребенке - солнце». Выявление и развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ..
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей произ...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...