Доклад « Азбука театра» художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе театрально - игровой деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБДОУ « Детский сад №7»
Доклад
Тема выступления: « Азбука театра»
художественно-эстетическое развитие дошкольников
в процессе театрально - игровой деятельности
Выполнил:
воспитатель высшей квалификационной категории
Кубышина Т.М.
МБДОУ « Детский сад №7»
Кашира 2017 г
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе и живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребёнка, она неисчерпаемый источник развития чувств и эмоциональных открытий.
Однако, в дошкольных учреждениях, развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций и способах её организации. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего « зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения. Освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. Преодоление этих противоречия возможно только
при правильной организации театральных игр.
Основными требованиями являются:
— содержательность и разнообразие тематики;
— постоянное, театрализованное включение игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно – ролевые игры;
— максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада.
Так же огромную роль в организации театрализованной деятельности играет
сотрудничество детей друг с другом и с воспитателем, умело управляющим данным процессом. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.
Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. Соблюдение данных правил воспитателем и приведет к повышению творческого потенциала каждого ребенка и поможет совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Основные направления развития театрализованной игры у детей младших групп состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и « игры рядом» к игре из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоции героя и освоению роли как созданию простого
«типичного» образа в игре - драматизации..
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки спектакля. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр - драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:
- Игра – имитация отдельных действий человека, животных, птиц
( дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями), и имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя
(веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
-Игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)
- Игра – импровизация под музыку
( « веселый дождик», « листочки летят по ветру и падают», хороводные игры)
- Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
(« Катя, Катя маленька….», « Заянька попляши», и тд)
- Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов, которые рассказывает воспитатель
( З. Александрова « Елочка», К. Ушинский « Петушок с семьей», « Васька»,
Н. Павлова « На машине», « Земляничка», Е Чарушин « Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок
( «Рукавичка», « Заюшкина избушка», « Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных
( « Теремок», « Кот, петух, и лиса»).
- Однотемная игра- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам
( « Колобок», « Репка». В. Сутеева « Под грибом»,
К Чуковский « Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, магнитного театра, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини – постановки по знакомым данному возрасту текстам сказов, рассказов, стихов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать совместно с взрослым импровизации на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
1-я группа умений связанна с освоением позиции « зритель» ( умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть, дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо « артистам»)
2- я группа умений обеспечивает первичное становление позиции « артист»,
включающий умение использовать некоторые средства выразительности
( мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоции и переживания. Правильно держать и « вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
И 3-я группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями.
В моей практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры пользуются у ребят неизменной любовью. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Театрализованные игры помогают создать в группе радостную обстановку.«Кукла» является моим главным помощником, она устанавливает контакт с закрепощенным, эмоционально зажатым ребенком.
От своего лица дает адекватную оценку продуктивной деятельности детей.
Корректирует реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показывая со стороны последствия и переживания участников.
Решая тем самым многие педагогические задачи.
Для проведения большинства игр не надо специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает – может превратиться в любые сказочные элементы.
В нашем саду стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей воспитанников. Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения- как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Для детей театр – это игра, для родителей - праздник, для нас педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созреют в его художественно-творческой деятельности.
Главное же, чего удается достичь, организуя работу по художественно-эстетическому воспитанию на основе театрально - игровой деятельности, это развитие умений соотнесения творческих навыков в реальную жизнь, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.
Список используемой литературы.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Зворыгина Е.В. - М., 2000.
- Карпинская Н.С. Игры – драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 1972.
- Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Книга.ру, 2013.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Слепович Е.С. – М., 1989.
- Вильсон Гленн Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2001.-384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...
Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов) Креа...
Выступление на педсовете "Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности"
ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…&rdquo...
Консультация (стендовый вариант) "Обогащение словаря ребёнка в процессе театрально-игровой деятельности"
Консультация в краткой форме раскрывает роль театрально-игровой деятельности в коррекции речевого развития в раннем и дошкольном возрасте....
Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"
Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
консультация для педагогов...