Проект «Мой дом – моя семья» для детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа) на тему

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. А взрослым лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей.

Объект проекта: творческо-познавательный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой дом – моя семья» для детей младшего дошкольного возраста.

«Семья – это та самая среда,

в которой человек учится,

и сам творит добро».

В.А. Сухомлинский.

Духовно - нравственного развития личности ребенка, начинается с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Проект «Мой дом - моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка.

Проблема: Дети младшего дошкольного возраста не имеют достаточно знаний о своей семье, зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п.), не знают или путают имена близких родственников и не понимают, зачем и как можно проявлять чувство заботы и уважения к членам семьи.

Актуальность проекта:

С раннего возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям вообще свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к своим близким, к своей семье. Это и есть основа из основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень – ознакомление ребенка с понятием «семья». Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России.

Гипотеза. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. А взрослым лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей.

Объект проекта: творческо-познавательный.

Особенность проекта:

-опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;

-доступность материала для детей младшего дошкольного возраста;

-максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;

-интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые моменты проекта:

-зачем человеку семья;

-семьи бывают разные;

-семейные традиции;

-генеалогическое древо.

Предмет проекта:

 Социальная адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем, через проигрывание различных жизненных ситуаций, компромиссы, дети меньше ошибаются в людях, избегают конфликтных ситуаций, поддерживают дружелюбную атмосферу.

Методы: наглядный, словесный, практический 

По характеру участия: ребенок участник.

По количеству участников: групповой.

По содержанию: интегративный

Цель проекта: Формировать у детей понятие семья, заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умение узнавать на фотографиях и называть по имени членов своей семьи.

2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е потребность к формированию семейных ценностей.

3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

Время выполнения: долгосрочный  (сентябрь- октябрь – ноябрь)

Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Необходимые материалы: методическая и художественная литература, картины, дидактические игры, атрибуты и пособия для игр детей, презентации и т.д.

Предполагаемый продукт проекта:

1.Фотоальбом «Я и моя семья».

2.Картотеки игр, пословиц, загадок, потешек, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.

3.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.

4.Шапочки-  маски для драматизации.

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Мамины помощники».

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие: 

Социализация:

  • Развитие игровой деятельности.
  • Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • Формирование гендерной, семейной принадлежности.

Коммуникация:

  • Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
  • Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
  • Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Труд:

  • Развитие трудовой деятельности.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Безопасность:

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Познавательное развитие: 

Познание (Целостная картина мира):

  • Понимать роль взрослых и детей в семье.
  • Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
  • Формировать умение называть членов соей семьи.
  • Воспитывать культуру поведения.
  • Обогатить знания о своей семье.
  • Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.

Познание (Конструктивная деятельность):

  • Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
  • Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и т. д.
  • Сооружать новые постройки, используя, раннее полученные знания.
  • Совершенствовать конструктивные умения.

Речевое развитие:

  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  • Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
  • Продолжать работу над развитием связной речи.
  • Формировать умение отвечать на вопросы.
  • Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
  • Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Художественно – эстетическое развитие: 

Художественное творчество:

  • Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
  • Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
  • Развивать чувство форм и композиции.
  • Вызывать радость от созданного детьми изображения.
  • Формировать навыки аккуратной работы.

Музыка:

  • Приобщать детей к народной и классической музыке.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
  • Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
  • Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной

передаче игровых и сказочных образов.

Физическое развитие: 

Здоровье:

  • Осуществлять постоянный  контроль за выработкой правильной осанки.
  • Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
  • Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
  • Приучать детей следить за своим внешним видом.
  • Формировать элементарные навыки поведения за столом.

Физическая культура

  • Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
  • Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
  • Приучать действовать совместно.
  • Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
  • Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный:

1.Беседа с детьми, на предмет выявления актуальности темы.

2.Беседа с родителями о том, что в группе реализуется проект «Мой дом – моя семья», знакомство с запланированными мероприятиями, предоставляется возможность, внести свои творческие дополнения.

3.Разделение обязанностей между участниками проекта.

4.Постановка цели, задач.

5.Изучение методической литературы.

II этап. Разработка проекта:

1.Подбор литературы и пособий для работы с детьми.

2.Пополнение развивающей среды.

3.Выбор форм работы с родителями.

4.Выбор основных мероприятий, определение объема и содержания работы, формулировка ожидаемых результатов.

III этап. Основной – реализация проекта:

1.Составление консультаций, памяток, рекомендаций и т. п.

2.Творческие задания для родителей.

3.Беседы, наблюдения, занятия с детьми.

4.Игровая, трудовая, продуктивная и другие деятельности с детьми.

IV этап. Итоговое мероприятие:

Развлечение, посвященное дню матери «Мамины помощники».

Предполагаемые итоги реализации проекта:

-Знание детьми родственных связей и имен родственников в своей семье.

-Активизация словарного запаса детей.

-Проявление заботы и уважения к членам семьи.

-Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

-Умение поддерживать сюжет ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье.

-Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.

-Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

План достижения цели проекта.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «День рождения бабушки», «Дом»,  «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей»,  «В гости к бабушке».

2.Разыгрывание ситуаций: «Если мама устала», «Вечер в семье», «Бабушка заболела», «Как поднять маме (папе) настроение».

3.Пластические этюды:  Весёлая мама, печальная мама, нежная мама, строгая мама.

4.Игра-пантомима «Догадайся кто я».

5.Игра-драматизация: «Репка», «Колобок».

6.Театр на фланелеграфе «Три медведя».

7.Настольный театр «Аленушка и братец Иванушка».

8.Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» (с участием родителей).

9.Безопасность: Беседа «Если ты остался дома один».

Разыгрывание ситуация «Что делать, если ты потерялся». 

Познавательное развитие:

1. Беседы на тему: «Мама, папа, я - дружная семья», «Я - девочка (мальчик)»,  «Мое имя», «Мой адрес»,  «Моя квартира»,  «Я и мой папа», «Я и моё тело», «Любимый отдых»,  «Моя мама», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка».

2. Знакомство с профессией родителей.

3. Рассматривание иллюстраций и картин по теме: «Профессии».

4. Дидактические  игры: «Помоги найти маму», «Кто исчез?», «Чей предмет?».

«Назови ласково»,  «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Моя семья», «Моё имя», «Моя комната», «Чьи детки?», 

«Кому, что нужно для работы?».

 Пальчиковая игра «Моя семья». 

5. Настольно- печатные игры: «Укрась платье  для мамы», Игра-ассоциация «Мама, папа и я», пазлы «Составь портрет», лото «Семья», «Найди пару».

6. Разрезные картинки о семье.

 7. Экскурсия по детскому саду.

8. Рассматривание сюжетных картинок: «Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на море».

 Речевое развитие:

1. Составление рассказов о своей семье (составление рассказов из личного опыта по фотографии, картине) «Семейные праздники», «Генеалогическое древо», «Как мы играем дома», «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьёй».

2. Беседа: «Моя семья самая…», «Кто живет в моей квартире», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…», «Моя семья».

3. Общение на тему: «Что делают наши мамы, папы?»,  «Домашние обязанности членов семьи». «Как, я помогаю, дома или мои обязанности», «Почему мама поздно ложится спать». «Как порадовать близких?», «Выходной день в моей семье». «Как мы отдыхаем», «За что бы меня похвалили дома».

4. Чистоговорки: «Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мама нянчит малыша» и др.

5. Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.

6. Чтение художественной литературы:  Е. Благинина «Посидим в тишине»,

Л. Н. Толстой «Моя родня», «Улыбнется мама» и др.

С. Капутикян «Моя бабушка», В. Осеева «Сыновья», С. Беруздин «Мамина работа», а также произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.

7. Заучивание части стихотворений: Я Аким «Мама», Г. Виеру «Мамин портрет», «Ресницы», М. Морозова «Рисунок для папы» и др.

8. Пересказ Р. Н. С«Репка», инсценировка по ролям.

9. Р. н. сказки «Репка», «Три медведя», «Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и др.

10. Отгадывание загадок о семье.

11. Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт».

12. Дидактические  игры: «Кто кому кто», «Кому что подарим», «Назови ласково», «Моя семья», «Кто какой?», «Как зовут членов семья», «Кто что делает?», «Дополни предложение» и др.

13. Выставка художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование: «Портрет мамы», «Украсим рубашку для деда»,  «Клубочки для бабушки», «Разноцветные шары для мамы»,  «Красивая тележка для папы»,  «Машина для дедушки».

2. Лепка: «Бусинки для мамочки», «Украсим блюдце для сестрёнки», «Смайлик для братика», «Открытка для мамы», «Испечём печенье для семьи», «Сердечко для мамы».

3. Аппликация: «Наряд для ребят», «Украсим прихватку для мамы». «Украсим фартук для бабушки», «Цветы для мамы», «Галстук для папы». 

4. Конструирование: «Мебель для малышки», «Гараж для папиной машины». «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне», «Двухэтажный домик для мамы»

5. Книжки – раскраски «Дружная семья»,  «Семья зверей», «Из какой сказки?».

6. Трафареты для рисования «Звериная семья», «Детки».

7. Музыкально-театрализованная деятельность: разучивание песен о маме (подготовка ко дню матери, песен-игр «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных). Разучивание «Танец с мамой».

8. Слушание песен: «Песенка про папу», «Мамочка моя милая», «Песенка мамонтенка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Колыбельная медведицы» и др.

Физическое развитие:

1. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто живет у нас в квартире», «Как у нас семья большая».

2. Игры с ладонями «Ладушки, ладушки».

3. Пальчиковые игры с потешками.

4. Физкультминутки «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».

5. Игра – имитация «Бабушка и котенок», «Как у бабушки Наташи» и т.д.

Работа с родителями:

1. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».

2. Буклеты «Воспитание ребенка начинается в семье»,

«Права детей в семье».

3. Папка передвижка «Что такое семья?».

4. Оформление фотоальбома « Я и моя  семья».

5. Оформление стенда: «Моя семья».

6. Оформление выставки детской литературы для просмотра.

7. Выставка семейных фотографий «Как мы играем дома».

8. Создание семейного генеалогического дерева.

9. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Игры детей в семье», «Учим правилам этикета», «Домашние обязанности ребенка».

10. Тематические консультации для родителей: «Авторитет родителей», «Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции», «Как создать родословную семьи».

11. Оформление альбомов  родителями«Я и моя семья», коллаж «Моя семья».

12. Сотворчество детей с родителями поделок из природного материала «Осеннее настроение», «Вырастили у себя на огороде»,  «Моя мама-рукодельница»,  «Наши руки, не для скуки».

13. Фотовыставки: «Моя семья»,  «Мамочка любимая моя!»

Вывод: Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.

За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и конкурсов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Мама, папа, я - наша дружная семья" для детей младшего дошкольного возраста

Организация совместной деятельности детей и родителей. Привлечь внимание родителей к воспитанию всесторонне развитых детей....

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Конспект занятия на тему: «Моя семья» для детей младшего дошкольного возраста

В настоящем конспекте нами предложен практический материал, который может быть использован в работе воспитателей детского сада для  усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе;·...

Сценарий спортивного праздника «Папа, я — олимпийская семья» для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий спортивного праздника «Папа, я — олимпийская семья» для детей младшего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «Папа, я – олимпийская семья»...

Творческий проект "Я и моя семья для детей младшего дошкольного возраста"

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая...