Проект «Мой дом – моя семья» для детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа) на тему
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. А взрослым лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей.
Объект проекта: творческо-познавательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой дом – моя семья» для детей младшего дошкольного возраста.
«Семья – это та самая среда,
в которой человек учится,
и сам творит добро».
В.А. Сухомлинский.
Духовно - нравственного развития личности ребенка, начинается с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Проект «Мой дом - моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка.
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста не имеют достаточно знаний о своей семье, зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п.), не знают или путают имена близких родственников и не понимают, зачем и как можно проявлять чувство заботы и уважения к членам семьи.
Актуальность проекта:
С раннего возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям вообще свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к своим близким, к своей семье. Это и есть основа из основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень – ознакомление ребенка с понятием «семья». Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России.
Гипотеза. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. А взрослым лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей.
Объект проекта: творческо-познавательный.
Особенность проекта:
-опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
-доступность материала для детей младшего дошкольного возраста;
-максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
-интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые моменты проекта:
-зачем человеку семья;
-семьи бывают разные;
-семейные традиции;
-генеалогическое древо.
Предмет проекта:
Социальная адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем, через проигрывание различных жизненных ситуаций, компромиссы, дети меньше ошибаются в людях, избегают конфликтных ситуаций, поддерживают дружелюбную атмосферу.
Методы: наглядный, словесный, практический
По характеру участия: ребенок участник.
По количеству участников: групповой.
По содержанию: интегративный
Цель проекта: Формировать у детей понятие семья, заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умение узнавать на фотографиях и называть по имени членов своей семьи.
2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е потребность к формированию семейных ценностей.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях
Время выполнения: долгосрочный (сентябрь- октябрь – ноябрь)
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Необходимые материалы: методическая и художественная литература, картины, дидактические игры, атрибуты и пособия для игр детей, презентации и т.д.
Предполагаемый продукт проекта:
1.Фотоальбом «Я и моя семья».
2.Картотеки игр, пословиц, загадок, потешек, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.
3.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.
4.Шапочки- маски для драматизации.
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Мамины помощники».
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
- Развитие игровой деятельности.
- Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Коммуникация:
- Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
- Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
- Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Труд:
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Безопасность:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание (Целостная картина мира):
- Понимать роль взрослых и детей в семье.
- Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Формировать умение называть членов соей семьи.
- Воспитывать культуру поведения.
- Обогатить знания о своей семье.
- Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Познание (Конструктивная деятельность):
- Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
- Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и т. д.
- Сооружать новые постройки, используя, раннее полученные знания.
- Совершенствовать конструктивные умения.
Речевое развитие:
- Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
- Продолжать работу над развитием связной речи.
- Формировать умение отвечать на вопросы.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
- Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
- Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
- Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
- Развивать чувство форм и композиции.
- Вызывать радость от созданного детьми изображения.
- Формировать навыки аккуратной работы.
Музыка:
- Приобщать детей к народной и классической музыке.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
- Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
- Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной
передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Здоровье:
- Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
- Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
- Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
- Приучать детей следить за своим внешним видом.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Физическая культура
- Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
- Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
- Приучать действовать совместно.
- Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
- Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
1.Беседа с детьми, на предмет выявления актуальности темы.
2.Беседа с родителями о том, что в группе реализуется проект «Мой дом – моя семья», знакомство с запланированными мероприятиями, предоставляется возможность, внести свои творческие дополнения.
3.Разделение обязанностей между участниками проекта.
4.Постановка цели, задач.
5.Изучение методической литературы.
II этап. Разработка проекта:
1.Подбор литературы и пособий для работы с детьми.
2.Пополнение развивающей среды.
3.Выбор форм работы с родителями.
4.Выбор основных мероприятий, определение объема и содержания работы, формулировка ожидаемых результатов.
III этап. Основной – реализация проекта:
1.Составление консультаций, памяток, рекомендаций и т. п.
2.Творческие задания для родителей.
3.Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
4.Игровая, трудовая, продуктивная и другие деятельности с детьми.
IV этап. Итоговое мероприятие:
Развлечение, посвященное дню матери «Мамины помощники».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-Знание детьми родственных связей и имен родственников в своей семье.
-Активизация словарного запаса детей.
-Проявление заботы и уважения к членам семьи.
-Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
-Умение поддерживать сюжет ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье.
-Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада.
-Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями.
План достижения цели проекта.
Социально-коммуникативное развитие:
1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «День рождения бабушки», «Дом», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «В гости к бабушке».
2.Разыгрывание ситуаций: «Если мама устала», «Вечер в семье», «Бабушка заболела», «Как поднять маме (папе) настроение».
3.Пластические этюды: Весёлая мама, печальная мама, нежная мама, строгая мама.
4.Игра-пантомима «Догадайся кто я».
5.Игра-драматизация: «Репка», «Колобок».
6.Театр на фланелеграфе «Три медведя».
7.Настольный театр «Аленушка и братец Иванушка».
8.Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» (с участием родителей).
9.Безопасность: Беседа «Если ты остался дома один».
Разыгрывание ситуация «Что делать, если ты потерялся».
Познавательное развитие:
1. Беседы на тему: «Мама, папа, я - дружная семья», «Я - девочка (мальчик)», «Мое имя», «Мой адрес», «Моя квартира», «Я и мой папа», «Я и моё тело», «Любимый отдых», «Моя мама», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка».
2. Знакомство с профессией родителей.
3. Рассматривание иллюстраций и картин по теме: «Профессии».
4. Дидактические игры: «Помоги найти маму», «Кто исчез?», «Чей предмет?».
«Назови ласково», «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Моя семья», «Моё имя», «Моя комната», «Чьи детки?»,
«Кому, что нужно для работы?».
Пальчиковая игра «Моя семья».
5. Настольно- печатные игры: «Укрась платье для мамы», Игра-ассоциация «Мама, папа и я», пазлы «Составь портрет», лото «Семья», «Найди пару».
6. Разрезные картинки о семье.
7. Экскурсия по детскому саду.
8. Рассматривание сюжетных картинок: «Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на море».
Речевое развитие:
1. Составление рассказов о своей семье (составление рассказов из личного опыта по фотографии, картине) «Семейные праздники», «Генеалогическое древо», «Как мы играем дома», «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьёй».
2. Беседа: «Моя семья самая…», «Кто живет в моей квартире», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…», «Моя семья».
3. Общение на тему: «Что делают наши мамы, папы?», «Домашние обязанности членов семьи». «Как, я помогаю, дома или мои обязанности», «Почему мама поздно ложится спать». «Как порадовать близких?», «Выходной день в моей семье». «Как мы отдыхаем», «За что бы меня похвалили дома».
4. Чистоговорки: «Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мама нянчит малыша» и др.
5. Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
6. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Л. Н. Толстой «Моя родня», «Улыбнется мама» и др.
С. Капутикян «Моя бабушка», В. Осеева «Сыновья», С. Беруздин «Мамина работа», а также произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского.
7. Заучивание части стихотворений: Я Аким «Мама», Г. Виеру «Мамин портрет», «Ресницы», М. Морозова «Рисунок для папы» и др.
8. Пересказ Р. Н. С. «Репка», инсценировка по ролям.
9. Р. н. сказки «Репка», «Три медведя», «Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и др.
10. Отгадывание загадок о семье.
11. Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт».
12. Дидактические игры: «Кто кому кто», «Кому что подарим», «Назови ласково», «Моя семья», «Кто какой?», «Как зовут членов семья», «Кто что делает?», «Дополни предложение» и др.
13. Выставка художественной литературы
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование: «Портрет мамы», «Украсим рубашку для деда», «Клубочки для бабушки», «Разноцветные шары для мамы», «Красивая тележка для папы», «Машина для дедушки».
2. Лепка: «Бусинки для мамочки», «Украсим блюдце для сестрёнки», «Смайлик для братика», «Открытка для мамы», «Испечём печенье для семьи», «Сердечко для мамы».
3. Аппликация: «Наряд для ребят», «Украсим прихватку для мамы». «Украсим фартук для бабушки», «Цветы для мамы», «Галстук для папы».
4. Конструирование: «Мебель для малышки», «Гараж для папиной машины». «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне», «Двухэтажный домик для мамы»
5. Книжки – раскраски «Дружная семья», «Семья зверей», «Из какой сказки?».
6. Трафареты для рисования «Звериная семья», «Детки».
7. Музыкально-театрализованная деятельность: разучивание песен о маме (подготовка ко дню матери, песен-игр «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных). Разучивание «Танец с мамой».
8. Слушание песен: «Песенка про папу», «Мамочка моя милая», «Песенка мамонтенка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Колыбельная медведицы» и др.
Физическое развитие:
1. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто живет у нас в квартире», «Как у нас семья большая».
2. Игры с ладонями «Ладушки, ладушки».
3. Пальчиковые игры с потешками.
4. Физкультминутки «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».
5. Игра – имитация «Бабушка и котенок», «Как у бабушки Наташи» и т.д.
Работа с родителями:
1. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».
2. Буклеты «Воспитание ребенка начинается в семье»,
«Права детей в семье».
3. Папка передвижка «Что такое семья?».
4. Оформление фотоальбома « Я и моя семья».
5. Оформление стенда: «Моя семья».
6. Оформление выставки детской литературы для просмотра.
7. Выставка семейных фотографий «Как мы играем дома».
8. Создание семейного генеалогического дерева.
9. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Игры детей в семье», «Учим правилам этикета», «Домашние обязанности ребенка».
10. Тематические консультации для родителей: «Авторитет родителей», «Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции», «Как создать родословную семьи».
11. Оформление альбомов родителями: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».
12. Сотворчество детей с родителями поделок из природного материала «Осеннее настроение», «Вырастили у себя на огороде», «Моя мама-рукодельница», «Наши руки, не для скуки».
13. Фотовыставки: «Моя семья», «Мамочка любимая моя!»
Вывод: Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и конкурсов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проекта "Мама, папа, я - наша дружная семья" для детей младшего дошкольного возраста
Организация совместной деятельности детей и родителей. Привлечь внимание родителей к воспитанию всесторонне развитых детей....
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...
«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....
Конспект занятия на тему: «Моя семья» для детей младшего дошкольного возраста
В настоящем конспекте нами предложен практический материал, который может быть использован в работе воспитателей детского сада для усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе;·...
Сценарий спортивного праздника «Папа, я — олимпийская семья» для детей младшего дошкольного возраста
Сценарий спортивного праздника «Папа, я — олимпийская семья» для детей младшего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «Папа, я – олимпийская семья»...
Сценарий праздника с участием семейных команд «За безопасность всей семьей» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепление детьми и взрослыми правил дорожного движения....
Творческий проект "Я и моя семья для детей младшего дошкольного возраста"
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая...