Планирование. Социально – коммуникативное развитие. Нравственное воспитание. Старшая группа.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Планирование.
Социально – коммуникативное развитие.
Нравственное воспитание.
Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_sotsialno_-kommunikativnoe_razvitie.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование.
Социально – коммуникативное развитие.
Нравственное воспитание.
Старшая группа.
Воспитатель. Васильева А.К.
Темы | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
«Культура поведения» | Поговорить с детьми о правилах этикета, культурно - гигиенических нормах, о семейных традициях. | Беседа «Правила этикета». |
Познакомить с понятием «этикет», формировать представления о правилах этикета: здороваться, прощаться, просить прощения, извиняться, благодарить; дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми. | Беседа «Ежели вы вежливы…» Инсценирование сказки А.Л.Барто «Медвежонок – невежа» | |
Чтение: С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «Ежели вы вежливы...», В. Осеева «Волшебное слово». Драматизация стихотворения И.Пивоваровой «Вежливый ослик» Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришел утром в детский сад», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания». Игра «вежливые прятки», шуточный экзамен по вежливости «Знаток вежливых слов» | ||
«Положительные моральные качества» | Познакомить с понятием «дружба», показать нравственно –духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях; способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе. | «Что нужно сделать, чтобы тебя назвали другом?». Практическая деятельность «Представь правила дружбы в рисунках, моделях, пиктограммах» |
Чтение: Н. Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Г. Циферов «Когда не хватает игрушек», чтение русских народных сказок «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль» | ||
«Этические представления» | Формировать представление о доброте как положительном качестве человека. Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, Формировать представление о доброте как положительном качестве человека. | Изготовление книжек – малышек «О доброте», Рисование «Какого цвета доброта» Прослушивание аудиозаписей детских песен, русских народных сказок, прославляющих доброту. Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Семья» |
Формировать у детей навыки культурного поведения при обращении с малышами, учить понимать возрастные особенности младших детей, правильно строить взаимоотношения с ними, исполнять роль старших, брать на себя ответственность. | Беседа «Разговор с младшими». | |
Чтение: русская народная сказка «Хаврошечка», А. Барто «Вовка - добрая душа», Л.Николоенко «Доброта», О.Дриз «Доброта», В.Осеева «Добрая хозяюшка» | ||
Октябрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками. | Игры – инсценировки по произведениям: М.Пляцковский «Урок дружбы»; Л.Толстой Муравей и голубка»» А.Седугин «Речные камешки» |
Закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре. | Размещение изображённых на альбомных листах правил дружбы в предметно – развивающем пространстве групповой комнаты. | |
Словесные поручения сотрудникам детского сада. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?». | ||
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами. | Беседа «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». |
«Этические представления» | Познакомить с понятием «отзывчивость», формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых. | Беседа «Что значит быть отзывчивым». |
Формировать представления о жадности и щедрости как о качествах личности человека, мотивацию к щедрым поступкам. | Чтение и обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского «Мамин арбуз» | |
Ноябрь | ||
«Культура поведения» | Формировать рефлексию ценностных ориентиров «Что такое хорошо? Что такое плохо?», определяющих целевой компонент поведения ребёнка. | Чтение по ролям стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» |
Продолжать расширять и закреплять полученные ранее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки. Воспитывать положительное отношение к занятию. | Решение моральных дилемм, проблемных ситуаций (специально моделируемых и реальных) | |
«Положительные моральные качества» | Продолжать учить заботиться о малышах, защищать слабых, выражать сочувствие, формировать отзывчивость. | Чтение с последующим обсуждением рассказов К.Д.Ушинского «Сила, не право», Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь» |
Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие», «Как утешить, пожалеть обиженного». | ||
«Этические представления» | Формировать понимание необходимости выполнять свои обещания. | Ролевая коллективная эмпатийная инсценировка сказки Э.Мошковской «Вежливое слово» для малышей и взрослых. |
Закреплять понимание необходимости выполнять свои обещания, помочь осмыслению результатов обещаний. | Беседа «Дал слово - держи». | |
Декабрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять словесные формы выражения благодарности. | Презентация «Эти добрые слова». |
Обсудить с детьми различные ситуации, выяснить, какие вежливые слова необходимо использовать в каждой из них (благодарить, здороваться, прощаться, извиняться и пр.). | Игра – инсценировка «Учимся вежливости». | |
Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения. | ||
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать. | Беседа «Как относиться к просьбам незнакомых людей». |
Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья». | ||
«Этические представления» | Формировать представление о чутком, заботливом отношении к окружающим. | Беседа «Как мы заботимся об окружающих». |
Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общественными нормами поведения. | Беседа «Что я думаю о себе и других». | |
Чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Кошевая «Мой сын», А. Митта «Шарик в окошке», В. Осеева «Навестила». | ||
Январь | ||
«Культура поведения» | Продолжать закреплять правила и навыки поведения в общественных местах. | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». |
Предложить детям высказаться о том, кого можно назвать культурным человеком, стимулировать желание быть вежливым. | Беседа «В мире вежливых слов». | |
Чтение: С. Михалков «Одна рифма». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошел в автобус». | ||
«Положительные моральные качества» | Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью принимать помощь и знаки внимания. | Беседа «Скромность и хвастовство», |
Чтение: русская народная сказка «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». | ||
«Этические представления» | Формировать представление о скромности как положительной черте характера. | Беседа «Кого мы называем скромным». |
Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто из людей поступил правильно, а кто нарушил правила. Учить детей сопоставлять свои желания и поступки с этическими и нравственными нормами поведения. | Беседа «Этичные и неэтичные поступки». | |
Февраль | ||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами телефонного этикета. | Беседа «Как разговаривать по телефону». |
Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения. | Беседа «Не одежда красит человека, а поведение». | |
Чтение: К. Чуковский «Телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как позвонить другу», «Тревожные звонки - 01, 02, 03». | ||
«Положительные моральные качества» | Закреплять умение правильно оценивать свои поступки. Обсудить ситуации проявления чуткости или равнодушия, какие поступки героев можно назвать «правильные». | Беседа «Чуткость и равнодушие». |
«Этические представления» | Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость. | Беседа «Когда и в чем нужна смелость». |
Закреплять умение правильно оценивать свои поступки. | Беседа «Посмотрим на себя со стороны». | |
Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л. Толстой «Котенок». | ||
Март | ||
«Культура поведения» | Познакомить, с правилами культуры поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т.д. | Беседа «Почему нужно помогать девочкам и защищать их». |
Формировать у детей коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми, организации совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях, общения, разными видами речевой деятельности, умение задать вопрос, корректно вести диалог, искать и находить компромиссы. | Беседа «Культурное общение». | |
Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет». Развлечение «Рыцарский турнир». | ||
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать. | «Беседа Как мы заботимся о своих близких». |
«Этические представления» | Порассуждать с детьми, что такое «плохо», учить оценивать поступки свои и окружающих. | Беседа «что такое хорошо, что такое плохо». |
Познакомить детей с различными ситуациями, обогащать опыт дружеского расположения. Стимулировать желание быть честным и справедливым.ю | Беседа «Честность и справедливость». | |
Апрель | ||
«Культура поведения» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Беседа «О друзьях и дружбе». |
Познакомить детей с различными ситуациями, обогащать опыт дружеского расположения. Стимулировать желание общаться друг с другом вежлило. | Беседа «Другу приятно доброе слово». | |
Чтение: китайская сказка «Каждый свое получил», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Стихотворение Р. Сефа «Совет». Сюжетно-ролевая игра «Семья». | ||
«Положительные моральные качества» | Учить замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу. | Беседа «Будем внимательными к настроению других». |
Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица». | ||
«Этические представления» | Объяснить понятие «честность». | Беседа «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». |
Формировать у детей умение обращать внимание на свои поступки, переживания, отношение к другим, учить простейшим приемам саморегуляции поведения и настроения. | Беседа «Разноцветное настроение». | |
Чтение: Н. Носов «Леденец», В. Осеева «Что легче». | ||
Май | ||
«Культура поведения» | Познакомить детей с понятиями «достоинство» и «недостаток», рассказать о том, что при желании можно побороть в себе любые недостатки. | Беседа «Мои достоинства и недостатки». |
Предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить по- дружески ли поступили их участники, как поступают в различных ситуациях настоящие друзья. | Беседа «Недружеское поведение». | |
Чтение: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | ||
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать внимательное отношение к окружающим, стремление помогать другим. | Беседа «Хорошие поступки». |
Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение: М. Бартенев «Лучший подарок», С. Михалков «Дельный совет», Л. Толстой «Котенок». | ||
«Этические представления» | Формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера человека. | Беседа «Труд человека кормит, а лень портит». |
Актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе. Предложить им вспомнить различные ситуации и квалифицировать поступки их участников как дружеские и не дружеские. | Беседа «Что значит дружить?». | |
Чтение: В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»
Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...
Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.
Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию (нравственное –воспитание) логопедической группы старшего возраста: на тему «Дарите людям добро»
Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детского сада №12 г. Челябинска" Консп...
Диагностика уровня развития нравственно- патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка на основе пособия "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе" М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микля...
Методическая разработка по реализации социально-коммуникативного развития – нравственно-патриотическое воспитание. 2 младшая группа.
Методическая разработка по реализации социально-коммуникативного развития – нравственно-патриотическое воспитание. ...