"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Перечень оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu_sensornykh_etalonov_polnaya_versiya.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
« Система работы по формированию сенсорных
эталонов у детей раннего возраста с
тяжелым нарушением речи ».
Автор:
учитель-логопед
Кривохижина О.В.
Актуальность проблемы сенсорного воспитания у детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающееся зарубежные ученые, а также известные представители отечественной педагогики и психологии, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и обучения.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах- общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, величины- метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии(это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои- во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон- это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов- это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. В настоящей работе речь идет о воспитании сенсорных эталонов у детей раннего возраста в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного разнообразия и богатства внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое»- это то, что можно схватить одной рукой, «большое»- двумя руками, «круглое»- это то, что обхватывается всей ладошкой, «квадратное»- то, что берется пальцами, и т. п.).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- четырьмя основными цветами, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, главное, чему надо учить, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет называть при этом « угольником» или «крышей». Занимаясь с детьми, главное, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме, величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например между объемными предметами).
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия(выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен и т. д.). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
а)Перспективный план работы по месяцам;
б)Перечень игр и игровых упражнений;
в)Перечень оборудования.
Месяц | Неделя | Тема | Развивающая игра | Цели, задачи, оборудование для игры |
Октябрь | 1 | «Семья» | д/и «Три медведя» (лото) | Оборудование : карты с медведями-3шт, предметные картинки разные по величине : большой, поменьше, маленький. Цель: учить зрительно соотносить предметные картинки по величине, методом сопоставления и дифференцировать их (большие предметы –мишке папе, поменьше -мишке маме, маленькие –Мишутке). Ввести в пассивный словарь прилагательные: большой, поменьше, маленький. |
д/и «Блоки Дьенеша» | Оборудование: коробка с блоками, обруч. Цель: знакомство с геометрической фигурой круг. Учить находить круг по тождеству. Ввести в пассивный словарь название фигуры- круг. | |||
д/и « Сложи круг» | Оборудование: круги красного цвета из 2-х частей, карточки с нарисованным кругом. Цель: учить складывать круг из 2-х частей, методом наложения и приложения. Знакомство с цветом (красный),закрепление в словаре геометрической фигуры- круг. | |||
2 | « Фрукты» | д/и «Разложи яблоки по корзинкам» | Оборудование: карточки с яблоками разными по величине, карточки с корзинками разными по величине. Цель: учить зрительно соотносит предметные картинки по величине методом сопоставления и дифференцировать их(большое яблоко в большую корзинку, поменьше яблоко в среднюю корзинку, маленькое- в маленькую. Ввести в пассивный словарь прилагательные: большой, поменьше, маленький. | |
д/и « Сварим компот» | Оборудование: 2 кастрюли из картона красного и зеленого цвета, яблоки красного и зеленого цвета по 4 штуки. Цель: закрепление восприятия красного цвета. Учить понимать и употреблять слова «такой же», «не такой». Учить соотносить красные яблоки с красной кастрюлей. Закрепление в пассивном словаре прилагательных: красное, красная. |
Месяц | Неделя | Тема | Развивающая игра | Цели, задачи, оборудование для игры |
3 | «Овощи» | д/и «Посадим овощи на грядку» | Оборудование: длинная и короткая полоски коричневого цвета, предметные картинки: большого и маленького размера овощи ( репа, морковь, свекла, огурец, помидор). Цель: учить зрительно соотносить картинки по величине методом сопоставления и дифференцировать их( большие овощи на длинную грядку, маленькие на короткую). Ввести в пассивный словарь прилагательные длинный, короткий. Учить находить нужный по размеру овощ по просьбе взрослого. | |
д/и «Что в огороде растет» | Оборудование: картинки овощей из 2-х частей разрез по вертикали, диагонали, горизонтали. Цель: учить складывать разрезные картинки методом приложения. Закрепить красный цвет. Учить находить овощ нужного цвета по просьбе взрослого. Ввести в пассивный словарь новый цвет-зеленый( зеленый огурец). | |||
д/и « Блоки Дьенеша» | Оборудование: коробка с блоками, карты-схемы, маленькие машинки. Цель: закрепление геометрической фигуры круг. Учить находить нужную форму по просьбе взрослого. | |||
4 | « Фрукты, овощи» дифференциация | д/и « Разложим фрукты и овощи по корзинкам» | Оборудование: 2 корзинки большая и маленькая, муляжи овощей и фруктов большие и маленькие. Цель: учить группировать овощи и фрукты по величине, осуществлять дифференцировку: большие овощи и фрукты в большую корзинку, маленькие- в маленькую. Показывать величину по просьбе взрослого. Активизация словаря по лексическим темам. | |
д/и « Удивительные ниточки» | Оборудование: 2 маленьких ковролина, ниточки красного и зеленого цветов, картинки помидора, яблока. Цель: учить выкладывать из ниточек форму круг. Круг из красной ниточки -помидор, из зеленой –яблоко. Закрепление в пассивном словаре существительного круг и прилагательных красный, зеленый. |
Ноябрь | 1 | « Осень. Лес» | д/и « Соберем листочки» | Оборудование: 3 корзинки красного, зеленого и желтого цветов, по 3 листочка каждого цвета. Цель: учить зрительно соотносить цвета по тождеству и по просьбе взрослого. Закрепление в пассивном словаре прилагательных красный, зеленый. Ввести в пассивный словарь название нового цвета- желтый. |
д/ д/и « Соберем грибы в лесу» | Оборудование: ковролин, грибы большого и маленького размера, 2 корзинки большая и маленькая. Цель: учить группировать грибы по величине, осуществляя дифференцировку: большие грибы- в большую корзинку, маленькие- в маленькую, показывать величину по просьбе взрослого. Закрепление в пассивном словаре прилагательных красная, желтая (шляпка). | |||
| 2 | « Человек. Части тела». | д/и «Кукла сломалась». | Оборудование: 3 куклы в разных купальниках (цвет красный, зеленый, желтый), ручки, ножки, 3 шляпки: красного, зеленого и желтого цвета. Цель: учить складывать куклу из частей. Зрительно соотносить цвета по тождеству. Ввести в пассивный и активный словарь названия частей тела: голова, рука, руки, нога, ноги, туловище(животик). |
д д/и«Сложи мячик для киски» | Оборудование: круги из 3-х, 4-х частей, карточки-схемы. Цель: учить складывать круг методом наложения и приложения. Закрепление основных цветов: красный, зеленый, желтый. Закрепление геометрической формы- круг. | |||
3 | « Одежда» | д/и « Соберем вещи в дорогу» | Оборудование: предметные картинки 2 чемодана большой и маленький. Предметные картинки одежды большой и маленькой величины. Цель: учить группировать одежду по величине. Закрепление прилагательных большой, маленький. Обогащение словаря по лексической теме. Ввести в пассивный словарь существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
д/и « Шкаф для одежды» | Оборудование: кирпичики красного и зеленого цвета, разные по величине .Предметы одежды из ковролина. Цель: учить конструировать шкаф из кирпичиков с опорой на образец. Закрепление красного и зеленого цвета, величины. Активизация словаря по лексической теме. | |||
д/и « Подбери бан- тик к платью». | Оборудование: предметные картинки 3 бантика,3 платья одного цвета. Цель: учить подбирать предметы по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой- маленький. Ввести в пассивный словарь прилагательное- средний. | |||
4 | « Мебель» | д /и« Подбери мебель для мишек» | Оборудование: 2 картинки медведей большого и маленького, предметные картинки мебели: стулья, кровати, шкафы, столы, разные по величине, 2 маленьких ковролина, 2 крыши большой и маленькой величины. Цель: учить дифференцировать предметы мебели по величине. Называние величины по просьбе взрослого. Активизация словаря по лексической теме. | |
д/и« Блоки Дьенеша» | Оборудование: коробка с блоками, обруч. Цель: знакомство с новой геометрической фигурой- квадрат. Учить находить квадрат по тождеству. Ввести в пассивный словарь название формы- квадрат. | |||
д/и « Соберем мебель для пупсика». | Оборудование: кубики и кирпичики красного и зеленого цвета, пупсики. Цель: учить строить из кубиков и кирпичиков стульчик и кроватку. Учить находить по просьбе взрослого кубики и кирпичики красного и зеленого цвета. Учить называть цвета: красный, зеленый. |
Декабрь | 1 | « Посуда» | д/и «Подбери крышку к чайнику» | Оборудование: 4 чайника, основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, 4 крышки тех же цветов. Цель: учить зрительно соотносить основные цвета по тождеству и по слову взрослого. Закрепить в пассивном и активном словаре прилагательные красный, зеленый, желтый. Ввести в пассивный словарь название нового цвета – синий. |
д/и «Автотрасса» | Оборудование: блоки Дьенеша, карты-схемы, маленькие машинки. Цель: учить слушать речевую инструкцию, соотносить основные цвета: красный, желтый, синий по просьбе взрослого. Закрепить в активном словаре прилагательные: красный, желтый, синий. Учить ориентироваться на листе, соблюдать последовательность. | |||
« Подбери посуду по величине» | Оборудование: предметные картинки: 3 блюдца,3 чашки, 3 кастрюли, 3 крышки. Цель: продолжать учить подбирать предметы по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, маленький, средний. Закрепление синего цвета. Активизация словаря по лексической теме. | |||
2 | « Дом и его части» | д/и « Сотки коврик» | Оборудование: карты-схемы, квадраты 4-х основных цветов. Цель: учить выкладывать квадраты по определенной схеме методом наложения. Закрепление основных цветов, закрепление формы- квадрат. | |
д/и « Построим дом для мишки и для мышки» | Оборудование: конструктор « Малыш ГЕО». Цель: учить дифференцировать геометрические фигуры по величине. Знакомство с частями дома: стены, крыша, труба, окно. Учить показывать основные цвета по просьбе взрослого, называть их. |
д/и « Большой, средний, маленький». | Оборудование: предметные картинки: 3 замка, 3 ключа,3 крыши, 3 дома. Цель: продолжать учить подбирать предметы по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Показывать по просьбе взрослого нужную величину, называть ее самостоятельно. Закрепление в словаре желтого цвета. | |||
3-4 | « Зима. Зимние забавы». | д/и « Сложи снеговика». | Оборудование: 12 кругов разной величины белого цвета. 4 шапочки основных цветов. Цель: учить складывать снеговика в определенной последовательности от большого круга к меньшему. Дифференциация кругов по величине. Закрепление формы- круг. Учить называть основные цвета. | |
д/и « Украсим елочку гирлянда- ми». | Оборудование: елочка из ковролина, круги красного и зеленого цвета. Цель: учить устанавливать закономерность по цвету. Закрепление красного и зеленого цвета. Показ по просьбе взрослого, называние. | |||
Январь | 2 | « Домашние животные» | д/и « Спрячь киску». | Оборудование: разноцветные карты с картинками кошек, квадраты 4-х основных цветов. Цель: продолжаем учить зрительно соотносить основные цвета по тождеству, по слову взрослого, называние. Активизация глагольного словаря. |
д/и « Блоки Дьенеша» | Оборудование: коробка с блоками, обруч. Цель: знакомство с новой геометрической фигурой- треугольник. Учить находить треугольник по тождеству. Ввести в пассивный словарь название геометрической фигуры- треугольник. |
3 | « Дикие животные» | д/и « Подбери мишке стульчик» | Оборудование: 3мишки,3 стула, разные по величине. Цель: продолжать учить подбирать предметные картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Показывать по просьбе взрослого нужную величину, называть ее самостоятельно. | |
д/и « Засели домик» | Оборудование: коробка с блоками Дьенеша, карты- схемы в виде домиков с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Цель: учить зрительно соотносить объемную фигуру с плоскостным изображением. Закрепление названий геометрических фигур в активном словаре. Учить показывать геометрическую фигуру по просьбе взрослого, называть ее. | |||
4 | « Дифференци-ация диких и домашних животных» | д/и « Спрячь киску», « Подбери мишке стульчик», « Засели домик». | Оборудование то же, цели те же. | |
Февраль | 1 | « Домашние птицы» | д/и « Собери птичку» | Оборудование: геометрическая мозаика, карты- схемы. Цель: учить складывать птичку из геометрических фигур. Закрепление в активном словаре геометрических форм: круг, треугольник. Знакомство с частями тела птицы: голова, туловище, клюв, хвост, крылья, лапки. |
д/и « Автотрасса» | Оборудование: блоки Дьенеша, карты- схемы по цвету, маленькие машинки. Цель: закрепление геометрической формы- треугольник. Учить находить геометрическую форму по просьбе взрослого, соотносить фигуру по цвету с картой- схемой. Закрепить в активном словаре прилагательные: красный, желтый, синий. Учить ориентироваться на листе, соблюдать последовательность. |
2 | «Дикие птицы» | д/и « Птенчики» | Оборудование: книга « Птенчики», 3 гнезда, разные по величине, 6 птенчиков, разных по величине и цвету. Цель: продолжать учить подбирать картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Показывать по просьбе взрослого нужную величину, называть ее самостоятельно. | |
д/и « Где, чья мама?». | Оборудование: книга « Птенчики», 6 птенчиков, разных по цвету. Цель: учить подбирать предметные картинки по цвету. Закрепить в активном словаре прилагательные красный, зеленый, желтый, синий. Показывать по просьбе взрослого и самостоятельно называть. | |||
3 | « Рыбы» | д/и « Помоги зайке перейти речку». | Оборудование: карты-схемы, фишки синего, желтого цвета. Цель: учить устанавливать и выкладывать закономерность по цвету. Закре пление желтого и синего цвета. Показ по просьбе взрослого, называние. | |
д/и « Подбери рыбке аквариум». | Оборудование: предметные картинки, 3 рыбки, 3 аквариума, разные по величине. Цель: продолжать учить подбирать предметные картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Учить показывать величину по просьбе взрослого, называть ее самостоятельно. | |||
д/и « Сложи рыбку» | Оборудование: 4 карты-схемы с рыбками, геометрическая мозаика. Цель: учить складывать рыбку из геометрической мозаики, методом наложения и на столе с опорой на схему. Закрепление основных цветов, геометрической формы- треугольник. Показ по просьбе взрослого, называние. |
4 | « Игрушки» | д/и « Спрячь мячик в коробку» | Оборудование: предметные картинки 3 мячика, 3 коробки, разные по величине. Цель: продолжать учить подбирать картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Учить показывать величину по просьбе взрослого, называть ее самостоятельно. | |
д/и « Собери игрушки в домиках» | Оборудование: 5 картинок крыш основных цветов + коричневый цвет, предметные картинки игрушек, разные по величине и по цвету. Цель: учить группировать предметные картинки по величине и по цвету. Ввести в пассивный словарь название нового цвета- коричневый. | |||
Март | 1 | « Город» | д/и « Засели домик» | Оборудование: блоки Дьенеша, карты-схемы в виде домиков с геометрическими фигурами в цвете. Цель: учить соотносить объемную фигуру с плоскостным изображением по цвету и форме. Закрепление названий геометрических форм: круг, квадрат, треугольник. Закрепление основных цветов: красный, желтый, синий. |
д/и « Мы строители» | Оборудование: конструктор объемный, кубики, кирпичики, конусы. Цель: учить конструировать из конструктора дома, воротики. Закрепить в речи названия объемных форм: кубик, кирпичик. Ввести в пассивный словарь название новой формы- конус. | |||
2-3 | « Транспорт» | д/и « Подбери колесики к вагончикам» | Оборудование: предметные картинки разноцветных вагончиков, пробки от пластиковых бутылок красного, синего, желтого, зеленого и белого цветов. Цель: учить подбирать крышечки к цвету вагончика. Закрепление в активном словаре названий основных цветов. Знакомство с новым цветом- белым. Введение его в пассивный словарь. |
д/и « Большой, средний, маленький». | Оборудование: предметные картинки 3 машины, 3 пары колес, все разные по величине. Цель: продолжать учить подбирать картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Учить показывать величину по просьбе взрослого, называть ее самостоятельно. | |||
д/и « Построй по образцу» (транспорт). | Оборудование: карточки с транспортом паровоз, самолет, пароход, грузовая машина, геометрическая мозаика. Цель: учить складывать транспорт из геометрической мозаики методом наложения и на столе с опорой на схему. Закрепить названия основных цветов и геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Ввести в пассивный словарь названия новых цветов черный, оранжевый. Активизация словаря по лексической теме. | |||
4 | « Весна. Признаки весны». | д/и « Помоги зайке перейти речку». | Оборудование: карты- схемы, набор геометрических фигур круги и квадраты одного цвета, одного размера. Цель: учить устанавливать и выкладывать закономерность по форме. Закрепление геометрических фигур круг, квадрат. Показ по просьбе взрослого, называние. | |
Апрель | 1 | « Весна. Признаки весны» | д/и « Мы художники». | Оборудование: из картона 3 тучки разного размера, солнышко, лучики, ручеек, кораблик, 2 дерева высокое и низкое, почки коричневого цвета из картона. Цель: повторить и закрепить признаки весны. Закрепить в активном словаре величину, цвет. Развитие мелкой моторики ( продолжаем учиться прикреплять мелкие детали на ковролин. Ввести в пассивный словарь противоположности высокий - низкий. |
д/и « Собери цветочек». | Оборудование: круги желтого цвета, лепестки красного, синего, желтого цветов. Цель: учить собирать цветочек на столе с зрительной опорой на схему. Закрепить в активном словаре названия основных цветов. Учить показывать цвет по просьбе взрослого и самостоятельно называть. |
2 | « Одежда весной» | д/и « Соберем вещи для мамы и папы» | Оборудование: предметные картинки мужчины и женщины, 2 чемодана большой и маленький, предметные картинки одежды мужской и женской. Цель: учить дифференцировать мужскую и женскую одежду. Группировка одежды по величине. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | |
д/и « Соберем шкаф для одежды» | Оборудование: кубики, кирпичики 4-х основных цветов, предметы одежды из ковролина. Цель: вспомнить как надо конструировть шкафчик из конструктора с опорой на образец и схему. Закрепить в активном словаре названия геометрических форм кубик, кирпичик. Закрепить 4 основных цвета. Активизация словаря по лексической теме. | |||
3 | Повторяем тему: « Дикие животные. Кто как встречает весну» | д/и « Подбери мишке стульчик» | Оборудование и цели те же. | |
д/и « Засели домик» | Оборудование: блоки Дьенеша, карты-схемы в виде домиков с геометрическими фигурами в цвете. Цель: учить соотносить объемную фигуру с плоскостным изображением по цвету и форме. Закрепление геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и основных цветов. | |||
4 | « Труд людей весной» | д/и « Разложи картинки по полянкам» | Оборудование: игровое поле из 4-х цветов, картинки с геометрическими фигурами 4-х основных цветов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Цель: закрепить умение соотносить основные цвета, находить их по просьбе взрослого, называть. Закрепить в активном словаре названия геометрических фигур. Уметь находить их по просьбе взрослого, называть. |
Май | 1-2 | « Животные жарких стран» | д/и « Кто в Африке живет» | Оборудование: блоки Дьенеша, дидактический материал для блоков. Цель: учить конструировать животных из блоков методом наложения и с опорой на рисунок-схему. Закрепление основных цветов и геометрических фигур. Активизация словаря по лексической теме. |
3-4 | «Насекомые» | д/и « Большой, средний, маленький» | Оборудование: предметные картинки 3 бабочки, 3 цветочка, 3 улитки, 3 листочка разные по величине. Цель: продолжать учить подбирать картинки по величине. Закрепить в активном словаре понятия большой, средний, маленький. Учить показывать величину по просьбе взрослого, называть ее самостоятельно. | |
д/и « Собери бабочку» | Оборудование: геометрическая мозаика, карты-схемы насекомых бабочка, стрекоза, божья коровка, гусеница. Цель: учить конструировать насекомых из геометрических фигур методом наложения и с опорой на рисунок-схему. Закрепление в речи названий основных цветов. Активизация словаря по лексической теме, знакомство с частями тела насекомых: голова, туловище, крылья, усики, лапки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...
Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает ...
Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
Помощь в формировании дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, оказываемая родителями в системе коррекционной работы учителя-логопеда.
Работа с семьей в системе оказания логопедической помощи...
Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в про...