дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
презентация на тему
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования
2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте
3.Выявить эффективные педагогические условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
4.Подобрать серию дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах величины, формы и цвета у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ является основой успешного умственного и физического , эстетического воспитания. Именно в период раннего детства формирование всех психических функций происходит « в округ восприятия , через восприятие , и с помощью восприятия ». Именно поэтому ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания . Актуальность работы 2
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста Предмет исследования: дидактические игры как условия формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 3
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования 2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины , цвета и формы в раннем возрасте 3.Выявить эффективные педагогические условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 4.Подобрать серию дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах величины , формы и цвета у детей раннего возраста. 5.Сделать выводы по теме исследования Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что если разработать систему использования дидактических игр, то они окажут эффективное влияние на процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста Задачи 4
Анализ психолого-педагогической , методической литературы Наблюдение ,беседы (с детьми , с воспитателями , с родителями), анкетирование, опытно-экспериментальная работа Количественная и качественная обработка полученных результатов. Методы исследования 5
МАДОУ д / с комбинированного вида «Реченька» г . Ступино (20 человек детей в возрасте 2-3 лет) База исследования 6
Понятие «сенсорный» (от лат. s ensus – ощущение , чувство) В психологии понятие « сенсорика » рассматривается как система психических явлений , обеспечивающих определенный уровень познания субъектом о кружающей действительности через ощущения. «Сенсорные эталоны» определяется как выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов , которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Этапы усвоения сенсорных эталонов: 1. Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов , а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Психолого-педагогические аспекты формирования эталонных представлений у детей 2-3 лет. 7
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. 1.Умственное воспитание: дидактическая игра развивает самостоятельность мышления , сенсорные способности , активизирует речевое развитие , стимулирует любознательность ( Н.Ф.Губанова ) 2. Нравственное воспитание В процессе дидактической игры формируется бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. 3.Эстетическое воспитание Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. 4. Трудовое воспитание Дидактическая игра позволяет вызвать интерес и уважение к труду людей 5. Физическое воспитание «Игра создает положительный эмоциональный подъем , вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует напряжения нервной системы. В процессе игры развивается мелкая мускулатура рук» ( А.К.Бондаренко ) Значение дидактической игры в развитии ребенка 2-3 лет. 8
С.Л.Новоселова отмечает , что богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе дидактические игрушки. Когда ребенок играет , он приобретает умение различать форму , величину , цвет предметов , овладевает разнообразными движениями , действиями. «Посредством осязания , мышечного чувства , зрения ребенок начинает различать форму , величину предметов , различные окраски предметов. Влияние дидактических игр на формирование представлений о форме , цвете , величине. 9
Опытно- экспериментальная работа Этапы исследования: * констатирующий –определение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей раннего возраста * формирующий -опытная работа по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр * контрольный –обработка результатов, выводы по работе 10
Констатирующий этап 11
Констатирующий этап 12
13 Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов (форма ) 13
Уровень сформированности сенсорных эталонов у детей ( на первом этапе работы) 14
Опытно- экспериментальная работа на формирующем этапе 15
Поддерживать у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей . Помогать ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений . Поощрять познавательную деятельность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми переживать чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям . Развивать общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями . Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества. Педагогические условия 16
Этапы работы 1 этап. Формирование сенсорных эталонов формы 2 этап. Формирование сенсорных эталонов цвета 3 этап. Формирование сенсорных эталонов величины 16 17
18 Дидактические игры 18
Организация и проведение работы с детьми 19
Результаты детей в области сенсорных эталонов величины на контрольном этапе 20
Результаты детей в области Сенсорных эталонов цвета на контрольном этапе 21
Р езультаты детей в области сенсорных эталонов формы на контрольном этапе 22
Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов у детей после проведения работы 23 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Констатирующий этап 2 6 12 Контрольный этап 6 11 3
Сравнительный анализ уровней сформированности представлений о сенсорных эталонах на контрольном этапе 24
Анализ показал важность и необходимость развития представлений детей о сенсорных эталонах величины , цвета и формы детей раннего возраста. Ученые выделяли основные этапы: 1. Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов , а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать . для успешной социализации ребенка была проведена работа: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей , использования дидактических игр во второй половине дня , использование индивидуальной формы работы. Мы считаем эффективными педагогические условия: использование словесных методов при проведении дидактических игр , использование игровых методов и приемов. В целом исследование показало , что система работы по подобранной серии игр приводит к большим сдвигам в развитии представлений о сенсорных эталонах. В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Заключение 25
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение «Педагогический колледж № 15» Выполнила: студентка группы ЗД-304 Некрасова Анна Николаевна Научный руководитель: преподаватель, к. п.н. Крылова О. Ю. Выпускная квалификационная работа «Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Москва, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...
«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...
Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает ...
Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в истории дошкольной педагогики....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАСТИКИ» - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Значения сенсорного развития в умственном развитии детей в раннем возрасте трудно переоценить. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,...
Методическое пособие "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач се...