дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
презентация на тему

Некрасова Анна Николаевна

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования

2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте

3.Выявить  эффективные педагогические условия для  формирования  сенсорных эталонов у детей раннего возраста

4.Подобрать серию дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах величины, формы и цвета  у детей раннего возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение «Педагогический колледж № 15» Выполнила: студентка группы ЗД-304 Некрасова Анна Николаевна Научный руководитель: преподаватель, к. п.н. Крылова О. Ю. Выпускная квалификационная работа «Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Москва, 2016

Слайд 2

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ является основой успешного умственного и физического , эстетического воспитания. Именно в период раннего детства формирование всех психических функций происходит « в округ восприятия , через восприятие , и с помощью восприятия ». Именно поэтому ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания . Актуальность работы 2

Слайд 3

Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста Предмет исследования: дидактические игры как условия формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 3

Слайд 4

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования 2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины , цвета и формы в раннем возрасте 3.Выявить эффективные педагогические условия для формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста 4.Подобрать серию дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах величины , формы и цвета у детей раннего возраста. 5.Сделать выводы по теме исследования Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что если разработать систему использования дидактических игр, то они окажут эффективное влияние на процесс формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста Задачи 4

Слайд 5

Анализ психолого-педагогической , методической литературы Наблюдение ,беседы (с детьми , с воспитателями , с родителями), анкетирование, опытно-экспериментальная работа Количественная и качественная обработка полученных результатов. Методы исследования 5

Слайд 6

МАДОУ д / с комбинированного вида «Реченька» г . Ступино (20 человек детей в возрасте 2-3 лет) База исследования 6

Слайд 7

Понятие «сенсорный» (от лат. s ensus – ощущение , чувство) В психологии понятие « сенсорика » рассматривается как система психических явлений , обеспечивающих определенный уровень познания субъектом о кружающей действительности через ощущения. «Сенсорные эталоны» определяется как выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов , которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Этапы усвоения сенсорных эталонов: 1. Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов , а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Психолого-педагогические аспекты формирования эталонных представлений у детей 2-3 лет. 7

Слайд 8

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. 1.Умственное воспитание: дидактическая игра развивает самостоятельность мышления , сенсорные способности , активизирует речевое развитие , стимулирует любознательность ( Н.Ф.Губанова ) 2. Нравственное воспитание В процессе дидактической игры формируется бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. 3.Эстетическое воспитание Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. 4. Трудовое воспитание Дидактическая игра позволяет вызвать интерес и уважение к труду людей 5. Физическое воспитание «Игра создает положительный эмоциональный подъем , вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует напряжения нервной системы. В процессе игры развивается мелкая мускулатура рук» ( А.К.Бондаренко ) Значение дидактической игры в развитии ребенка 2-3 лет. 8

Слайд 9

С.Л.Новоселова отмечает , что богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе дидактические игрушки. Когда ребенок играет , он приобретает умение различать форму , величину , цвет предметов , овладевает разнообразными движениями , действиями. «Посредством осязания , мышечного чувства , зрения ребенок начинает различать форму , величину предметов , различные окраски предметов. Влияние дидактических игр на формирование представлений о форме , цвете , величине. 9

Слайд 10

Опытно- экспериментальная работа Этапы исследования: * констатирующий –определение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей раннего возраста * формирующий -опытная работа по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр * контрольный –обработка результатов, выводы по работе 10

Слайд 11

Констатирующий этап 11

Слайд 12

Констатирующий этап 12

Слайд 13

13 Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов (форма ) 13

Слайд 14

Уровень сформированности сенсорных эталонов у детей ( на первом этапе работы) 14

Слайд 15

Опытно- экспериментальная работа на формирующем этапе 15

Слайд 16

Поддерживать у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей . Помогать ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений . Поощрять познавательную деятельность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми переживать чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям . Развивать общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями . Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества. Педагогические условия 16

Слайд 17

Этапы работы 1 этап. Формирование сенсорных эталонов формы 2 этап. Формирование сенсорных эталонов цвета 3 этап. Формирование сенсорных эталонов величины 16 17

Слайд 18

18 Дидактические игры 18

Слайд 19

Организация и проведение работы с детьми 19

Слайд 20

Результаты детей в области сенсорных эталонов величины на контрольном этапе 20

Слайд 21

Результаты детей в области Сенсорных эталонов цвета на контрольном этапе 21

Слайд 22

Р езультаты детей в области сенсорных эталонов формы на контрольном этапе 22

Слайд 23

Результаты сформированности уровня сенсорных эталонов у детей после проведения работы 23 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Констатирующий этап 2 6 12 Контрольный этап 6 11 3

Слайд 24

Сравнительный анализ уровней сформированности представлений о сенсорных эталонах на контрольном этапе 24

Слайд 25

Анализ показал важность и необходимость развития представлений детей о сенсорных эталонах величины , цвета и формы детей раннего возраста. Ученые выделяли основные этапы: 1. Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. 2. Средствами восприятия выступаю образцы свойств предметов , а не сами предметы 3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать . для успешной социализации ребенка была проведена работа: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей , использования дидактических игр во второй половине дня , использование индивидуальной формы работы. Мы считаем эффективными педагогические условия: использование словесных методов при проведении дидактических игр , использование игровых методов и приемов. В целом исследование показало , что система работы по подобранной серии игр приводит к большим сдвигам в развитии представлений о сенсорных эталонах. В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Заключение 25

Слайд 26

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение «Педагогический колледж № 15» Выполнила: студентка группы ЗД-304 Некрасова Анна Николаевна Научный руководитель: преподаватель, к. п.н. Крылова О. Ю. Выпускная квалификационная работа «Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста» Москва, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр

 Сенсорное развитие служит основой познания мира. Видные представители дошкольной  психологии и педагогики  Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, ...

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...

Художественная литература как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. (Картотека стихов)

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает ...

Реализация ФГОС ДО: дидактическая игра как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест  в истории  дошкольной педагогики....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАСТИКИ» - РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  Значения сенсорного развития в умственном развитии детей в раннем возрасте трудно переоценить. Этот  возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,...

Методическое пособие "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач се...