Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) по теме

Жукова Светлана Васильевна

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Данной проблемой занимались многие ученые: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др. Общая система сенсорного воспитания, была разработана отечественными учеными, педагогами и психологами А.В. Запорожцем, В.П.Зинченко, А.П. Усовой, А.Г. Рузской, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддъяковым и многими другими. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Работая с детьми раннего возраста над темой «Система формирования сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста» я поставила задачи:

  • разработать систему работы по формированию чувства цвета, формы и величины у детей от 2 до 3 лет
  • использовать дидактические игры по ознакомлению с сенсорными эталонами
  • проводить систематические наблюдения в природе, выделяя цвета, формы, величины объектов, явлений
  • реализовать полученные детьми знания в изобразительной деятельности, при конструировании, ознакомлении с окружающим миром
  • определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей
  • оформить предметно-развивающую среду в эстетическом цветовом решении, а также систематически пополнять ее дидактическими материалами по развитию сенсорной сферы детей.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

Для знакомства детей с сенсорными эталонами я пользуюсь следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики с грибочками, мозаики, также нами с помощью родителей была создана сенсорная книга «Добро», которая помогает не только знакомить детей с сенсорными эталонами, но и решает сопутствующие задачи, такие, например, как развитие мелкой моторики пальцев рук.

Большое место в системе формирования у детей сенсорных эталонов играет работа с родителями. Нами был разработан и реализован долгосрочный проект «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через взаимодействие с родителями». Тесное взаимодействие с родителями позволяет не только более эффективно реализовать задачу развития  сенсорной сферы детей, но и установить более тесный контакт с родителями и вовлечь их в непосредственно образовательную деятельность.

Таким образом, формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками раннего дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры,направленные на формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование у ребенка чувственного познания, развивают у него процессы ощу...

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Сообщение из опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему: «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста».Про...

Презентация «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста»

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста через использование дидактических игр.Данную цель мне помогают решать следующие задачи:Развивать мелкую ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...