Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности
материал (подготовительная группа)
Мастер - класс (для педагогов) по теме "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_madou_no_7.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
(для педагогов по теме)
«Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса»
Пояснительная записка
Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Введённые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определённо изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.
Одним из основных принципов при организации познавательной деятельности является, стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мёбиуса, головоломки, и др.).
Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.
Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- перенесение акцентов на поисковую деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
-общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Изучая литературу, у меня появились некоторые представления о листе Мёбиуса. Я заинтересовалась этим.
Лист Мёбиуса - один из объектов области математики под названием «топология» (по другому – «геометрия положения»).
Если знать свойства листа Мёбиуса, то это поможет найти его особое практическое применение, так как он отличается от других геометрических объектов.
Как сказал венгерский математик Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Поэтому я предлагаю вам самим стать активными участниками научного поиска и самим открыть удивительные свойства обычных предметов. Сейчас мы из простой полоски бумаги сделаем необычную фигуру- волшебную. Давайте убедимся, что полоска бумаги перед вами самая обыкновенная. (показать со всех сторон полоску)
- Кто может сказать какая она? (прямоугольная, гладкая, у полоски есть поверхности и т. д.)
- Как вы понимаете, что такое поверхность? (наружная сторона чего-либо) Покажите поверхность полоски. Сколько поверхностей у полоски? (2)
Открытие 1. Сделать из полоски бумаги кольцо и ленту Мёбиуса
Гипотеза: одинаковые ли полоски?
Возьмем полоску бумаги и склеим ее концы – получится обыкновенное бумажное кольцо.
Снова возьмем полоску бумаги, перекрутим один ее конец и склеим их. Получится лента Мёбиуса.
Вывод: нет, полоски разные. Одна ровная – кольцо, другая – перекрученная – лента Мёбиуса.
Открытие 2. Что произойдет с кольцом и лентой Мёбиуса при закрашивании?
Гипотеза: кольцо одностороннее или двухстороннее, а лента Мёбиуса односторонняя или двухсторонняя? Сколько поверхностей имеет кольцо и лента Мёбиуса?
Вывод: у кольца из бумаги закрашены две стороны, а у листа Мёбиуса закрасилась одна сторона. Следовательно, его поверхность односторонняя.
Открытие 3. Что получится при разрезании кольца и ленты Мёбиуса посередине?
Гипотеза: при разрезании кольца и ленты Мёбиуса получится два кольца и две ленты Мёбиуса.
Вывод: из обычного кольца, получится два кольца, а из ленты Мёбиуса одно перекрученное кольцо в форме цифры 8. Гипотеза подтвердилась частично.
Открытие 4. Что произойдет с лентой Мёбиуса, если ее разрезать, отступив от края примерно на треть ее ширины?
Гипотеза: при разрезании листа Мёбиуса один раз ближе к краю получим два отдельных кольца.
Вывод: два кольца получились, но они оказались разными и переплетенными. Гипотеза подтвердилась частично.
Открытие 5. Что будет, если провести карандашом линию вдоль листа Мебиуса?
Гипотеза: возвратимся в исходную точку.
Вывод: лист Мёбиуса – непрерывная линия. Карандаш вернется в исходную точку.
Итог.
На основании этих опытов можно убедиться в том, что обычная склеенная лента бумаги имеет два края и две стороны, а лента Мебиуса имеет один край и одну сторону.
А теперь я, Вам, предлагаю немного побыть изобретателями и из ваших лент Мёбиуса, изобрести какие-нибудь поделки.
Уважаемые коллеги, целью моего мастер-класса было показать огромные возможности, которые скрываются в самых простых вещах и на которые мы с вами, в силу жизненного опыта, уже не обращаем внимание. Но в этой простоте скрывается огромный и удивительный мир открытий для детей.
Клип – карта для фиксации результатов исследования
Открытие | Метод (нужное обвести) | Гипотеза | Результат | ||
бумажное кольцо | лента Мёбиуса | бумажное кольцо | лента Мёбиуса | ||
Изготовление бумажного кольца и ленты Мёбиуса |
| ||||
Закрашивание поверхностей |
| ||||
Разрезание по - середине |
| ||||
Разрезание с одного края |
| ||||
Проведение линии |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»»
Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»» Участники: педагоги ДОУ.Цель: изготовление разв...
Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности.
Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности....
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
Презентация мастер - класса "Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников "
Распространение опыта по проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с учётом принципов ФГОС...