Самообразование
методическая разработка (младшая группа) по теме

Светлакова Светлана Вячеславовна

«Развитие сенсорных способностей дошкольников

посредством дидактической игры»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Развитие сенсорных способностей дошкольников

посредством дидактической игры»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий.

Задачи:

 - создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей (центр сенсорного развития, используя дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши, звучащие игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: желудями, фасолью, морскими камушками, мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой? », «Найди предмет такой же формы») .

- активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая и т. д.) ;

 - педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка.
Значение развития мелкой моторики очень велико
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Используя весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.

План по самообразованию на 2015-2016 уч.г.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы, итог

Изучение методической литературы.

1.Организационно-ознакомительный раздел

2.Основной раздел

3.Заключительный

Сентябрь-октябрь

2015г.

Ноябрь-декабрь 2015г.

Январь-февраль 2016г.

Март-апрель 2016г.

Май 2016г.

1.Изучение научно-методической литературы: - Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
- Под ред. Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

2.Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

3.Научно-методический журнал «Родное слово»

4. Составление плана работы кружка по сенсорному развитию детей второй младшей группы «Волшебные кружочки».

5. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей.

- Изучение опыта педагогов ДОУ
 -Рассмотрение и изучение сенсорно-двигательных игр для детей младшего дошкольного возраста,

- Обзор в СМИ по исследуемой теме, подбор материала по темам

Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей».

Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?». Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Отчёт в форме презентации

- Беседы с родителями

- Индивидуальный план по самообразованию

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет

Папка-передвижка для родителей на определённую тему

- Консультация для родителей

- Составление картотек дидактических игр и материалов к ним

- Выступление на педсовете

- Консультация для педагогов ДОУ

Работа с детьми

Октябрь-апрель

Октябрь-апрель

Наличие игр для детей:

  • Настольно-развивающая игра «Подбери по цвету»
  • Д/И «Противоположности»
  • Д/И «Фигуры»
  • Д/И «Что к чему?»
  • Пазлы «Ассоциации»
  • Развивающая игра «Формы и фигуры»
  • Игра «Геометрическая мозаика»
  • Развивающая игра «Весёлые краски»
  • Домино
  • Лото
  • Д/И «Весёлые шнурочки»
  • Игра «Лабиринт»
  • Мозаика
  • Пирамидки
  • Нестандартное пособие для игры по развитию мелкой моторики
  • Прищепки
  • Развивающая книжка для малышей

Центр сенсорного развития:

матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши, звучащие игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: желудями, фасолью, морскими камушками, мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой?», «Найди предмет такой же формы»)

- Составление картотеки игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет;

Пополнение центра необходимым материалом сенсорного развития

Работа с семьёй

В течение года

Консультация для родителей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как подбирать игры?»

Папка-передвижка «Сенсорные игры для детей 3-4 лет»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Папка-передвижка

Мастер-класс. Родительское собрание

Приобретение игр, изготовление

Самореализация

Изучение методической литературы; пополнение предметно-развивающей среды в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...