Статья "Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ"
статья на тему

Федорова Оксана Александровна

Способность методически грамотно построить занятия в ДОУ - один из показателей уровня профессионализма педагога. Данная статья предлагает схему написания конспекта занятия с учётом требований ФГОС ДО и вариант оформления самоанализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000000.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ

1.В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

2.Титульный лист конспекта содержит:

  • Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);
  • Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине);

Образовательная область:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть);
  • 2015-2016 учебный год (внизу, по центру).

3. В ходе написания конспекта педагогу необходимо:
*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации воспитательно-образовательной деятельности, организации образовательной деятельности обучающихся,
*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.

4.Основные составляющие конспекта:

  • тема НОД;
  • цель педагогической деятельности;
  • определение задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели НОД;
  • Активизация словаря:
  • Предварительная работа:
  • Развивающая предметно-пространственная среда:
  • Используемые технологии (методы):
  • Список литературы:
  • Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов;
  • Подведение итогов.

1.Цель деятельности: является конечным результатом работы с детьми.

Используются глаголы: совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение.

  • направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД;
  • соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение НОД;
  • представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели;

2.Задачи по отношению к цели являются средствами, с помощью которых реализуется обозначенная на занятии цель, другими словами через формулировку задач должно быть видно, как решается цель.

  • В конспекте необходимо указать образовательные (ую), развивающие (ую) и воспитательные (ую) задачи (задачу). Рекомендуется задачи формировать глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать, упражнять, стимулировать, содействовать и т.д.
  • Задачи должны быть четкими и конкретными (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

3.Активизация словаря: расписать новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей.

4.Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения);
  • Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель)
  • Игры (название)
  • Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

5. Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя: (оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, реквизит, используемые материалы, мизансцены).

6.Используемые технологии (методы):

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие

-игровые, социоигровые

- ТРИЗ

-проблемное обучение и т.д.

В технологиях расписать методы и приёмы, игры.


7. Список литературы писать в соответствии с правилами библиографии. Приказ Федеральногоагентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-с «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».


8. Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов. В НОД 3 этапа работы:

Вводная часть

Необходимо отразить, как обеспечивается:

– психологический настрой на предстоящую деятельность,

- организация направленного внимания,

- мотивация предстоящей деятельности (знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации),

- актуализация имеющихся знаний, представлений, по возможности установление связи с прошлым опытом детей.

Указать (описать), какой мотив используется, как дети привлекаются к пониманию стоящей перед ними задачи (цели), и тому, что в соответствии с этим необходимо сделать. Если используется игра рабочего настроя, то указать какая и в чем ее суть (цель).

Необходимо остановится на мотивации занятия

  1. Познавательный мотив – основа любознательности ребенка, когда ему интересно узнать. Видно по поведению ребенка, что ему это нужно, важно.
  2. Мотив доброжелательных отношений – хочется дружить со сверстниками и воспитателями.
  3. Деятельностный – ребенку нужно чем-то заняться.

Игровой - присутствие игрушки + помощь или игрушка-эрудит (приходит Незнайка и просит помочь).

Если приходит игрушка и просит нас о помощи, то какой мотив, мы включаем у ребёнка? (либо доброжелательный, либо деятельностный). Этот мотив лучше использовать на младших детях, чем старше дети, тем он менее действенен.

  1. Мотивация общения в условиях помощи взрослому (не нужна игрушка, воспитатель сам ставит вопрос «Вы мне поможете» или «Я этого не знаю»)

Например: Вы знаете, ребята, я не понимаю чем отличается сибирское чаепитие от японского? Сама ставлю вопрос и говорю, что чего-то не понимаю. И не отвечаю за детей, задаю наводящие вопросы.                            Какой мотив двигаем у ребенка? (либо деятельностный, либо доброжелательность)

  1. Мотивация личной заинтересованности - это высший пилотаж. Если вы её на занятиях активизируете, то вы большая умница (мотивация личной заинтересованности «Кто хочет поиграть?» ( Попробуйте поиграть с детьми пока вас никто не видит, сказать им утром, кто хочет позаниматься, убираем игрушки, а кто не хочет, можете продолжать играть).

В основной части решаются главные задачи деятельности, создаются условия для активной деятельности детей.

Здесь необходимо указать виды деятельности, которые используются (дидактическая игра (упражнение), динамическая пауза, самостоятельная работа детей по…, опытно-экспериментальная деятельность детей, рассматривание, беседа и т.д.), методические приемы, формы организации детей.

Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ деятельности (действия).

Заключительная часть: должно быть отражено содержание, направленное:

  • на закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети (планируются соответствующие упражнения, игры),
  • на оценку результатов занятия, привлечению детей к взаимооценке и самооценке (указать, как подводится итог занятия, на что при этом обращается внимание – указанное содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы (с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
  • Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

С целью соответствия критериям «Компетентность педагога в методах работы с детьми» (уровень методической грамотности и самоанализа) необходимо:

  • за счёт чего поддерживается интерес детей на протяжении всего занятия,
  • какие требования здоровьесберегающей технологии выполняются,
  • как активизируется познавательная деятельность детей,
  • какие условия создаются для развития умений детей взаимодействовать, организовать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций,
  • какие приёмы, вопросы, ситуации создаются для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, сериация, конкретизация и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей,умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи,
  • содержание, способствующее развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей),
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, соответствие их возрасту детей,
  • умение выстроить систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации,
  • обобщение ответов детей, вывод их на понимание сути содержания занятия.
  • содержание, направляющее детей на осуществление само- и взаимоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого занятия на тему "Веселые медвежата" в старшей группе

Конспект проведения открытого занятия с детьми старшей группы на тему "Веселые медвежата"...

Организации и проведения открытого занятия в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной к школе группы

Программные задачи:-Развивать счетные умения дошкольников, умения соотносить количество предметов и соответствующую цифру, -Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.-Развивать зр...

Конспект проведения открытого занятия по валеологическому образованию в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 6-7 лет

Программные  задачи:     1.Систематизировать  представления  детей  о  безопасных  формах  поведения  дома  и на  ...

Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ

Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их по...

Конспект проведения открытого занятия в старшей группе "Город народной игры ."

Закрепление элементарных представлений детей о фольклоре и русских народных подвижных играх....