Духовно-нравственное воспитание посредством фольклора
проект по музыке

Татьяна Владимировна Супрун

Авторский проект Татьяны Владимировны Супрун подуховно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_posredstvom_folklora.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального  фольклора.

                                      Актуальность проблемы

   Задача воспитания  патриота и гражданина любящего свою Родину, не может быть решена успешно без познания духовных корней своей народной культуры.

                                      Автор проекта:

    Музыкальный руководитель Супрун Татьяна Владимировна

                                      Участники проекта:

 Воспитатели, дети, педагог-психолог, педагог по ИЗО, педагог хореограф, инструктор по физической культуре.

                                    Срок реализации:

  Сентябрь- май.

                   Условия развития духовного начала  средствами музыкального фольклора:

     Создание для комфортных условий для  становления гармонично развитой личности.

      Учет возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

                                     Цели:

      Воспитать любовь и уважение к духовной  культуре своего народа.

      Через музыкальные образы формировать внутренний мир  ребенка.

      Посредством музыкальной деятельности приобщить детей к ценностям  народно культуры.

                                    Задачи:

     Сформировать отношение к окружающему миру с помощью народной музыки.

                                   

                     

                   Жанровое разнообразие музыкального фольклора:

Кубанские и русские народные песни, русские народные танцы, игра на народных инструментах. Народные игры с музыкальным сопровождением.

          С развитием в культурной и нравственной сфере российского общества возрастает роль эстетического и нравственного воспитания детей с самого раннего возраста. Преодолеть негативные явления  в духовной сфере может музыкальное воспитание, начиная с детского сада.

         Ученые педагоги – Г.С. Виноградов, В.Е Гусев, М.Ю. Новицкая в качестве основы для музыкального воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Благодаря  современным  методам , технологиям и игровым упражнениям педагоги добиваются положительных результатов в музыкальном воспитании дошкольников. Все это развивает музыкальный и творческий потенциал. У детей воспитывается живой интерес к искусству. Углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, создаются условия для эмоционального и социального развития. Фольклор- это как дерево с корнями это, как фундамент, на котором  строится и развивается ребенок, как личность.

     Академик Д.С Лихачев сказал: « Национальные отличия сохранятся и в XXl  веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

     Свою работу по музыкальному воспитанию я строю на основе народного  календаря. Это дает прослеживать , сезонный труд взрослых в песнях, танцах и.т.д  В календарных праздниках- ребенок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми.  

    Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой. Календарными датами или имеющие сезонный характер.

Значительную часть состовляют взаимствованные у взрослых,

колядки, веснянки, приговорки насекомым. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Они обращены к различным явлениям природы( солнцу, дождю, ветру), приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, растениям.

     Потешный фольклор.

Потешный фольклор- прибаутки, небылицы, дразнилки имеющие самостоятельное значение не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить. Рассмешить сверстников. Небылицы – особый вид песен со смещением содержания всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле ( мужик  пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д) Дразнилки  являются формой проявления

Детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека.

       Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Я используют народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма. Уметь правильно  передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться  приобщаются к народным традициям.

Используются разнообразные средства, формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки. Небылицы, скороговорки). Знакомясь с хороводами , дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.

Обучение детей игре народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.

         Духовно-нравственное воспитание на основе песни.

Песня занимает особое место в музыкальном развитии ребенка. Её поют все: от мала до велика. Она сопровождает человека от рождения до его смерти.  Воздействуя на его чувства она влияет на его сознание и поведение.

  Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение. Русская народная песня обладает художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка. Обогащает его речь народными выражениями( травушка- муравушка, Весна- Красна) Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Сам календарно- обрядовый циклотражает все действа. Все действа стороны жизни русского крестьянина.

  Когда убаюкивают  ребенка , применяют колыбельные песни. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают. Повторяли их, запоминали, передовали следующим поколениям  «Лю-ли-лю-ли –люленьки. Прилетели гуленьки…..» Слова ласковые. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, касаточки, мурлыкающий кот. В колыбельных песнях обязательно упоминались живые существа, у каждого из них свои обязанности.

Пестушки от слова «пестовать» - воспитывать. Раньше не знали слово « зарядка» или «массаж» , а поддерживать свое здоровье нужно было. Все это, делали – под разные песенки, шуточки- прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И ещё учат малыша, он смотрит и учится , где его ножка, где носок, где роток.

Исторические песни – песни, героями которых , в отличии от былин являются конкретные исторические лица .

Хоровод-жанр, связывающий элементы театрализованного действа и хореографии. Этот  жанр связан с текстом: он призван помочь движению. Дети четко должны ориентироваться и знать, какие движения необходимо выполнять в тот или этот момент звучания песни.

  Народный танец- с рождения все важные события первобытный человек отмечал танцами: выбор вождей , исцеление, смерть. Война и.т.д. Танцем выражались моление о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.  

           Я выделяю 3 фольклорных блока – осенние, зимние, весенние                     календарно- обрядовые песни.

      Осенний блок –  это знакомство с обрядовыми традициями. У пятилетних детей главный вид деятельности в этом возрасте-игра. Поэтому знакомство с осенними праздниками происходит через игровые элементы. В играх и песнях будем будить Дрему. Жалеть комарика, приглашать в гости Пугало.

    Знакомство с зимними песнями происходит на песенном материале

Рождественского колядования.Большое внимание на занятиях уделяется самим колядкам. Накануне колядок дети разучивают. Четверостишья, песни про коляду. « Авсень-коляда», «Снежок сеем-сеем», «Ай, спасибо хозяюшке…. Особый интерес вызывает вождение Козы. Коза по русским обычаям- священное животное- олицетворяющее плодородие,добро, достаток, жито. Поэтому для детей очень почетно. Поводить хоровод вокруг козы и пропеть ей песню….. Еще дети очень любят играть на народных инструментах , они с удовольствием подыгрывают в такт обрядовым песням. Трещетки, ложки, ксилофоны, всевозможные колокольчики, желание прикоснуться к миру искусства через игру на этих инструментах делает этот процесс увлекательным и вызывающим удовольствие.

      Весенний блок на занятиях дети знакомятся и разучивают весеннние аутентичные заклички «Весна, весна красна», «Солнышко», которые раскрывают суть верованний древних славян: Чтобы появилось солнышко и настало тепло.

  Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе слушания музыки.

. формирование общей культуры и культуры личности ребенка.

          .освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему.

           .воспитание личности которая богата своей духовностью.

В наше время век компьютеризации очень сложно воспитать активного слушателя. Воспитание слушателя- одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. «Слушание музыки» нельзя отождествлять с термином «воприятие музыки»

   

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...

Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".

В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...