Духовно-нравственное воспитание посредством фольклора
проект по музыке
Авторский проект Татьяны Владимировны Супрун подуховно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_posredstvom_folklora.docx | 20.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора.
Актуальность проблемы
Задача воспитания патриота и гражданина любящего свою Родину, не может быть решена успешно без познания духовных корней своей народной культуры.
Автор проекта:
Музыкальный руководитель Супрун Татьяна Владимировна
Участники проекта:
Воспитатели, дети, педагог-психолог, педагог по ИЗО, педагог хореограф, инструктор по физической культуре.
Срок реализации:
Сентябрь- май.
Условия развития духовного начала средствами музыкального фольклора:
Создание для комфортных условий для становления гармонично развитой личности.
Учет возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Цели:
Воспитать любовь и уважение к духовной культуре своего народа.
Через музыкальные образы формировать внутренний мир ребенка.
Посредством музыкальной деятельности приобщить детей к ценностям народно культуры.
Задачи:
Сформировать отношение к окружающему миру с помощью народной музыки.
Жанровое разнообразие музыкального фольклора:
Кубанские и русские народные песни, русские народные танцы, игра на народных инструментах. Народные игры с музыкальным сопровождением.
С развитием в культурной и нравственной сфере российского общества возрастает роль эстетического и нравственного воспитания детей с самого раннего возраста. Преодолеть негативные явления в духовной сфере может музыкальное воспитание, начиная с детского сада.
Ученые педагоги – Г.С. Виноградов, В.Е Гусев, М.Ю. Новицкая в качестве основы для музыкального воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Благодаря современным методам , технологиям и игровым упражнениям педагоги добиваются положительных результатов в музыкальном воспитании дошкольников. Все это развивает музыкальный и творческий потенциал. У детей воспитывается живой интерес к искусству. Углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения и общения, создаются условия для эмоционального и социального развития. Фольклор- это как дерево с корнями это, как фундамент, на котором строится и развивается ребенок, как личность.
Академик Д.С Лихачев сказал: « Национальные отличия сохранятся и в XXl веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
Свою работу по музыкальному воспитанию я строю на основе народного календаря. Это дает прослеживать , сезонный труд взрослых в песнях, танцах и.т.д В календарных праздниках- ребенок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой. Календарными датами или имеющие сезонный характер.
Значительную часть состовляют взаимствованные у взрослых,
колядки, веснянки, приговорки насекомым. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Они обращены к различным явлениям природы( солнцу, дождю, ветру), приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, растениям.
Потешный фольклор.
Потешный фольклор- прибаутки, небылицы, дразнилки имеющие самостоятельное значение не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить. Рассмешить сверстников. Небылицы – особый вид песен со смещением содержания всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле ( мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д) Дразнилки являются формой проявления
Детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека.
Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Я используют народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма. Уметь правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться приобщаются к народным традициям.
Используются разнообразные средства, формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки. Небылицы, скороговорки). Знакомясь с хороводами , дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.
Обучение детей игре народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.
Духовно-нравственное воспитание на основе песни.
Песня занимает особое место в музыкальном развитии ребенка. Её поют все: от мала до велика. Она сопровождает человека от рождения до его смерти. Воздействуя на его чувства она влияет на его сознание и поведение.
Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение. Русская народная песня обладает художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка. Обогащает его речь народными выражениями( травушка- муравушка, Весна- Красна) Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Сам календарно- обрядовый циклотражает все действа. Все действа стороны жизни русского крестьянина.
Когда убаюкивают ребенка , применяют колыбельные песни. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают. Повторяли их, запоминали, передовали следующим поколениям «Лю-ли-лю-ли –люленьки. Прилетели гуленьки…..» Слова ласковые. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, касаточки, мурлыкающий кот. В колыбельных песнях обязательно упоминались живые существа, у каждого из них свои обязанности.
Пестушки от слова «пестовать» - воспитывать. Раньше не знали слово « зарядка» или «массаж» , а поддерживать свое здоровье нужно было. Все это, делали – под разные песенки, шуточки- прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И ещё учат малыша, он смотрит и учится , где его ножка, где носок, где роток.
Исторические песни – песни, героями которых , в отличии от былин являются конкретные исторические лица .
Хоровод-жанр, связывающий элементы театрализованного действа и хореографии. Этот жанр связан с текстом: он призван помочь движению. Дети четко должны ориентироваться и знать, какие движения необходимо выполнять в тот или этот момент звучания песни.
Народный танец- с рождения все важные события первобытный человек отмечал танцами: выбор вождей , исцеление, смерть. Война и.т.д. Танцем выражались моление о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Я выделяю 3 фольклорных блока – осенние, зимние, весенние календарно- обрядовые песни.
Осенний блок – это знакомство с обрядовыми традициями. У пятилетних детей главный вид деятельности в этом возрасте-игра. Поэтому знакомство с осенними праздниками происходит через игровые элементы. В играх и песнях будем будить Дрему. Жалеть комарика, приглашать в гости Пугало.
Знакомство с зимними песнями происходит на песенном материале
Рождественского колядования.Большое внимание на занятиях уделяется самим колядкам. Накануне колядок дети разучивают. Четверостишья, песни про коляду. « Авсень-коляда», «Снежок сеем-сеем», «Ай, спасибо хозяюшке…. Особый интерес вызывает вождение Козы. Коза по русским обычаям- священное животное- олицетворяющее плодородие,добро, достаток, жито. Поэтому для детей очень почетно. Поводить хоровод вокруг козы и пропеть ей песню….. Еще дети очень любят играть на народных инструментах , они с удовольствием подыгрывают в такт обрядовым песням. Трещетки, ложки, ксилофоны, всевозможные колокольчики, желание прикоснуться к миру искусства через игру на этих инструментах делает этот процесс увлекательным и вызывающим удовольствие.
Весенний блок на занятиях дети знакомятся и разучивают весеннние аутентичные заклички «Весна, весна красна», «Солнышко», которые раскрывают суть верованний древних славян: Чтобы появилось солнышко и настало тепло.
Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе слушания музыки.
. формирование общей культуры и культуры личности ребенка.
.освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему.
.воспитание личности которая богата своей духовностью.
В наше время век компьютеризации очень сложно воспитать активного слушателя. Воспитание слушателя- одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. «Слушание музыки» нельзя отождествлять с термином «воприятие музыки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...
«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.
Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы Тема "Духовно- нравственное развитие дошкольников посредством экологического воспитания"
План самообразования...
Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".
В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...