Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста
Стецюк В.Н.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.
Многие авторы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.
Педагоги-психологи детских садов, приступая к организации работы с одаренными детьми оказываются перед рядом проблем:
- Выбор метода выявления детей с выраженной интеллектуальностью;
- Подбор методов и приёмов развития интеллектуальных способностей;
- Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Рассмотрение интеллектуальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности интеллектуальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие интеллектуальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся в любой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.
Интеллектуально одаренные дети имеют характерное опережающее развитие, то есть дети, отличаются широтой восприятия; отличной памятью; ранним языковым развитием,обладают широким словарным запасом; высокой концентрацией внимания.
В поведенческой сфере одаренные дети обладают высоким чувством справедливости, хорошим чувством юмора, в то же время они порывисты, нетерпеливы, проявляют нередко черты эгоцентризма, для них характерны страхи, повышенная чувствительность.
Одним из главных условий в работе с интеллектуально одаренными детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям, а дать возможность освоиться.
Второе условие – предусматривает партнерство. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети, воспитатель и педагог-психолог становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной деятельности.
Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в интеллектуальном творчестве.
Следующим условием развития интеллектуально одаренных детей является взаимодействие с семьей. Особенно важно для становления личности одарённого ребенка прежде всего повышенное внимание родителей. Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В воспитании ребенка родители всегда должны выходить за круг бытовых проблем, в их общении должна быть представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.
Родителей и детей должны объединять общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития.
Интеллектуально одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Важная роль в воспитании и развитии принадлежит педагогу, обладающему творчеством, профессиональной компетентностью и заинтересованность семьи.
Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход.
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
- Справочник педагога-психолога. Детский сад. – М., 00, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...
«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
laquo;Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»(из опыта работы)...
«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.Эколо...
Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чув...
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...