«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Емельянова Наталья Владимировна

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

 В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п. Черемушки»

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

                                             

                                                       Воспитатель: Емельянова Н.В.

2021г.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.

Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

 В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.

В нашей группе мы уделяем большое внимание экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения, потому что дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.

В своей работе мы используем методическое пособие: « методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаева, «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И. Иванова, «Прогулки в детском саду» И .В.Кравченко, «Экологическое воспитание в детском саду»О.А. Соломенникова,»Познаю мир»Т. И. Гризик, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова…А так же имеются ряд наглядного пособия для детей: «Уроки экологии», «Времена года»,«Явления природы», «Насекомые», «Садовые ягоды», «Овощи, фрукты», «Деревья»,«Домашние, дикие животные» и др.

Ставим перед собой цели и задачи:

-повышать экологическую культуру и грамотность дошкольников;

-воспитывать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных и бережное и заботливое к ним отношение;

-помочь усвоить нормы и правила взаимодействия с окружающим миром

- учить и воспитывать у детей желание жить в согласии с окружающей средой, не загрязняя ее бытовым мусором;

-знакомить детей с художественной литературой о природе и животных;

-развивать речевую, изобразительную, конструктивную и экспериментальную деятельность.

-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность;

-познакомить детей с Красной книгой;

-формировать представления об экологических проблемах родного города.

В своей работе по данной теме применяю основные формы и методы в работе по данной проблемме -занятия (первично - ознакомительные, углубленно - познавательные, обобщающие);

-исследовательскую деятельность;

-прогулкина территории детского сада,( думаю временно отклонились походы, экскурсии);

-игры;

-практическую деятельность;

Содержание экологического образования отличается научностью. Несмотря на возраст, дети получают в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе.

Я провожу ряд бесед : «Все живое на земле - родня», Вода –это жизнь, «Времена года», «Календарь природы», «Красная книга», «В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно» и др. Дошкольники понимают свою ответственность за состояние окружающей среды.

Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды.

Бережное отношение к природе родного края у нас начинается с уголка природы.

В уголке природы у нас размещены:

-комнатные растения;

-различные природные материалы;

-декоративные животные;

-макет отображающие предметы и явления природы;

-календарь погоды, природы и наблюдения роста растений;

-предметы для организации различных опытов;

-оборудование для организации труда в природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

Планируется коллекции ракушек, камней, перьев, семян, орехов.

Необходимо помнить, что уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями.

 Уголок природы вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных чувств. В уголке природы дети  не только проводят интересные наблюдения за природными явлениями, но и заботятся о них, развивают наблюдательность и бережное отношение к природе. Дети узнают и называют комнатные растения, знакомятся с их строением: корень, стебель, листья, цветок. Объясняем детям, что растения живые, они «пьют» воду, учим детей поливать растения, рыхлить землю. Протирать пыль с широких листьев.

Воспитание детей не станет экологическим, если они не поймут: растению на окне нужна - вода, попугаю в клетке - зерна, березе на участке - вода. А птицам зимой – крошки хлеба. После каждой прогулки в календаре природы  фиксируем с детьми погоду и состояние живой природы.

Каждый год весной, вместе с детьми выращиваем на подоконнике рассаду цветов, лук, посаженный в воду для проращивания зелени, ветки дерева, поставленные в воду для наблюдения за распусканием почек и листочков («Мини - огород»).

Дети  следят за развитием растений и учатся наблюдать за его зависимостью от внешних условий жизни. Затем подросшую рассаду высаживаем на клумбы и в наш маленький огород, который находится на участке детского сада. Дети продолжают наблюдать и ухаживать за рассадой и овощами. В процессе труда в природе дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребности, о сезонных изменениях в природе, о повадках животных и насекомых, о способах ухаживания за ними. На прогулке играем в игры: «Найди такой же цветок», « Угадай с какого дерева листок?», «Вершки и корешки».

С детьми обсуждаем ситуации, такие как: «Как бы вы поступили?», «Какой путь вы бы выбрали?», «А если бы…?»,

проводим ряд дискуссий: «Мы просим помощи», «Добрые поступки», «Помечтаем»…и др.

Осенью после снятия урожая, обязательно используем его в пищу (игра « Определи на вкус»). В своей работе я стараюсь быть образцом  подражания для воспитанников и в адрес малышей звучат частые похвалы.

На прогулке обязательно наблюдаем за птицами и играем в игру: « Угадай, какая птица прилетела на дерево, кормушку, на площадку….?»

В группе создана мини-библиотека, в которой есть разнообразные красочные книги-энциклопедии, красочные журналы «Юный натуралист», детская художественная литература о природе, произведения отечественных классиков Л. Толстого, М. Пришвина.

В работе по ознакомлению с природой используем и книжный график (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др.).

В работе по экологическому образованию используем рассказы и беседы детьми. Для рассказов и бесед используем разнообразный материал: очерки о природных явлениях, научные материалы, собственные наблюдения, загадки, стихотворения, иллюстрации и т. д. Образный язык пословиц, поговорок, загадок помогает выделить особенности явлений, качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Всем известно, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, но игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. И поэтому в своей работе используем различные игры, помогающие нам в экологическом образовании детей. На прогулках и в НОД используем подвижные игры природоведческого характера. Дети подражают повадкам животных, их образу жизни («Мыши и кот», « Волки и овцы».), запоминают деревья и цветы («Добеги до рябины», «Мы вокруг березки парами встанем»).

«Настольно - печатные игры - «Зоологическое лото», «Четыре времени года». В этих играх дети систематизируют и уточняют свои знания о растениях, животных, явлениях неживой природы. Содержанию сюжетно-ролевых игр стараемся придать экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», « Зоологический магазин». Используем в своей работе так же строительно-конструктивные игры. В них учим замещать одни предметы другими: постройки не из специально созданных конструкторов, а из природного материала - песка, воды, снега. Для таких целей у нас в группе находится центр песка и воды. Дети знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них формируются не только творческие и конструктивные способности, но и исследовательские.

А так же, мы считаем, что игры с песком и водой способствуют оздоровлению и закаливанию детей.

Можно сделать вывод, что через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, в игре развивается воображение, мышление, внимание и память. И мы надеемся, что экологические знания войдут в самостоятельную игру детей, ее содержание станет лучше.

Инновацией в своей работе считаем использование различных презентаций и видеоклипов с изображением живой и неживой природы, т. к. зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации (презентации «Напоминающие экологические знаки», «Природные явления»). Для этого в нашем детском саду приобретена интерактивная доска, с которой работают не только педагоги, но и дети, а так же используем мультимедийную приставку и компьютер. Все эти инновации способствуют более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.

.

В группе обязательно проводим с родителями консультации по вопросам экологического образования детей, где родителям рассказывается о проводимой работе в детском саду по экологии, о том какую роль играет оно в развитии личности: «Родительское заблуждение о морозной погоде», «Опытно- экспериментальная деятельность ребёнка в домашних условиях», Анкета на тему» Экологическое воспитание в семье» и др. Родители принимают активное участие в создании коллекций природного материала, фотовыставках, конкурсах: «Осенние фантазии», «Зимнее окошко», «Кормушки» и мн. др.

Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.

Дети с удовольствием участвуют в различных опытах с бумагой, песком, снегом т. д. («что станет с бумагой, если ее закопать в землю, опустить в воду, заморозить и т.д.?)

 С помощью опытов формируется эмоционально - положительное отношение к окружающему миру и умение видеть его неповторимость, приходит понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, развивается наблюдательность.

Проведенная работа по экологическому образованию дает возможность увидеть результаты каждого ребенка и наметить дальнейший план работы. Мониторинг проводим через беседу с каждым ребенком индивидуально, используя иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых шла речь. Содержание каждой беседы направленно на выявление конкретного круга знаний, освоенными дошкольниками, определение их полноты и объема.

Заключение:

Таким образом, мы убедились, что проводимая нами работа по экологическому образованию детей дает хорошие результаты.

Дети знают животных и разделяют их на подгруппы, называют их характерные признаки, среду обитания, проявляют интерес и желание ухаживать за ними.

Знают строение растений, называют условия, необходимые для их роста и развития, и как ухаживать за ними.

Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики.

Называют времена года, называют их в правильной последовательности, называют характерные признаки каждого из них.

Дети стали грамотнее в области экологии и научились сопереживать.

Они готовы к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках своего города, детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

Создание условий для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Мне импонирует определение М.С.Ги...

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...

Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию  детей   старшего дошкольного возраста»....