«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.
Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.
В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад п. Черемушки»
«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
(Из опыта работы)
Воспитатель: Емельянова Н.В.
2021г.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.
Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.
В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности.
В нашей группе мы уделяем большое внимание экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения, потому что дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.
В своей работе мы используем методическое пособие: « методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаева, «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И. Иванова, «Прогулки в детском саду» И .В.Кравченко, «Экологическое воспитание в детском саду»О.А. Соломенникова,»Познаю мир»Т. И. Гризик, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова…А так же имеются ряд наглядного пособия для детей: «Уроки экологии», «Времена года»,«Явления природы», «Насекомые», «Садовые ягоды», «Овощи, фрукты», «Деревья»,«Домашние, дикие животные» и др.
Ставим перед собой цели и задачи:
-повышать экологическую культуру и грамотность дошкольников;
-воспитывать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных и бережное и заботливое к ним отношение;
-помочь усвоить нормы и правила взаимодействия с окружающим миром
- учить и воспитывать у детей желание жить в согласии с окружающей средой, не загрязняя ее бытовым мусором;
-знакомить детей с художественной литературой о природе и животных;
-развивать речевую, изобразительную, конструктивную и экспериментальную деятельность.
-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность;
-познакомить детей с Красной книгой;
-формировать представления об экологических проблемах родного города.
В своей работе по данной теме применяю основные формы и методы в работе по данной проблемме -занятия (первично - ознакомительные, углубленно - познавательные, обобщающие);
-исследовательскую деятельность;
-прогулкина территории детского сада,( думаю временно отклонились походы, экскурсии);
-игры;
-практическую деятельность;
Содержание экологического образования отличается научностью. Несмотря на возраст, дети получают в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе.
Я провожу ряд бесед : «Все живое на земле - родня», Вода –это жизнь, «Времена года», «Календарь природы», «Красная книга», «В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно» и др. Дошкольники понимают свою ответственность за состояние окружающей среды.
Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды.
Бережное отношение к природе родного края у нас начинается с уголка природы.
В уголке природы у нас размещены:
-комнатные растения;
-различные природные материалы;
-декоративные животные;
-макет отображающие предметы и явления природы;
-календарь погоды, природы и наблюдения роста растений;
-предметы для организации различных опытов;
-оборудование для организации труда в природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
Планируется коллекции ракушек, камней, перьев, семян, орехов.
Необходимо помнить, что уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями.
Уголок природы вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных чувств. В уголке природы дети не только проводят интересные наблюдения за природными явлениями, но и заботятся о них, развивают наблюдательность и бережное отношение к природе. Дети узнают и называют комнатные растения, знакомятся с их строением: корень, стебель, листья, цветок. Объясняем детям, что растения живые, они «пьют» воду, учим детей поливать растения, рыхлить землю. Протирать пыль с широких листьев.
Воспитание детей не станет экологическим, если они не поймут: растению на окне нужна - вода, попугаю в клетке - зерна, березе на участке - вода. А птицам зимой – крошки хлеба. После каждой прогулки в календаре природы фиксируем с детьми погоду и состояние живой природы.
Каждый год весной, вместе с детьми выращиваем на подоконнике рассаду цветов, лук, посаженный в воду для проращивания зелени, ветки дерева, поставленные в воду для наблюдения за распусканием почек и листочков («Мини - огород»).
Дети следят за развитием растений и учатся наблюдать за его зависимостью от внешних условий жизни. Затем подросшую рассаду высаживаем на клумбы и в наш маленький огород, который находится на участке детского сада. Дети продолжают наблюдать и ухаживать за рассадой и овощами. В процессе труда в природе дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребности, о сезонных изменениях в природе, о повадках животных и насекомых, о способах ухаживания за ними. На прогулке играем в игры: «Найди такой же цветок», « Угадай с какого дерева листок?», «Вершки и корешки».
С детьми обсуждаем ситуации, такие как: «Как бы вы поступили?», «Какой путь вы бы выбрали?», «А если бы…?»,
проводим ряд дискуссий: «Мы просим помощи», «Добрые поступки», «Помечтаем»…и др.
Осенью после снятия урожая, обязательно используем его в пищу (игра « Определи на вкус»). В своей работе я стараюсь быть образцом подражания для воспитанников и в адрес малышей звучат частые похвалы.
На прогулке обязательно наблюдаем за птицами и играем в игру: « Угадай, какая птица прилетела на дерево, кормушку, на площадку….?»
В группе создана мини-библиотека, в которой есть разнообразные красочные книги-энциклопедии, красочные журналы «Юный натуралист», детская художественная литература о природе, произведения отечественных классиков Л. Толстого, М. Пришвина.
В работе по ознакомлению с природой используем и книжный график (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др.).
В работе по экологическому образованию используем рассказы и беседы детьми. Для рассказов и бесед используем разнообразный материал: очерки о природных явлениях, научные материалы, собственные наблюдения, загадки, стихотворения, иллюстрации и т. д. Образный язык пословиц, поговорок, загадок помогает выделить особенности явлений, качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Всем известно, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, но игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. И поэтому в своей работе используем различные игры, помогающие нам в экологическом образовании детей. На прогулках и в НОД используем подвижные игры природоведческого характера. Дети подражают повадкам животных, их образу жизни («Мыши и кот», « Волки и овцы».), запоминают деревья и цветы («Добеги до рябины», «Мы вокруг березки парами встанем»).
«Настольно - печатные игры - «Зоологическое лото», «Четыре времени года». В этих играх дети систематизируют и уточняют свои знания о растениях, животных, явлениях неживой природы. Содержанию сюжетно-ролевых игр стараемся придать экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», « Зоологический магазин». Используем в своей работе так же строительно-конструктивные игры. В них учим замещать одни предметы другими: постройки не из специально созданных конструкторов, а из природного материала - песка, воды, снега. Для таких целей у нас в группе находится центр песка и воды. Дети знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них формируются не только творческие и конструктивные способности, но и исследовательские.
А так же, мы считаем, что игры с песком и водой способствуют оздоровлению и закаливанию детей.
Можно сделать вывод, что через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, в игре развивается воображение, мышление, внимание и память. И мы надеемся, что экологические знания войдут в самостоятельную игру детей, ее содержание станет лучше.
Инновацией в своей работе считаем использование различных презентаций и видеоклипов с изображением живой и неживой природы, т. к. зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации (презентации «Напоминающие экологические знаки», «Природные явления»). Для этого в нашем детском саду приобретена интерактивная доска, с которой работают не только педагоги, но и дети, а так же используем мультимедийную приставку и компьютер. Все эти инновации способствуют более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.
.
В группе обязательно проводим с родителями консультации по вопросам экологического образования детей, где родителям рассказывается о проводимой работе в детском саду по экологии, о том какую роль играет оно в развитии личности: «Родительское заблуждение о морозной погоде», «Опытно- экспериментальная деятельность ребёнка в домашних условиях», Анкета на тему» Экологическое воспитание в семье» и др. Родители принимают активное участие в создании коллекций природного материала, фотовыставках, конкурсах: «Осенние фантазии», «Зимнее окошко», «Кормушки» и мн. др.
Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.
Дети с удовольствием участвуют в различных опытах с бумагой, песком, снегом т. д. («что станет с бумагой, если ее закопать в землю, опустить в воду, заморозить и т.д.?)
С помощью опытов формируется эмоционально - положительное отношение к окружающему миру и умение видеть его неповторимость, приходит понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, развивается наблюдательность.
Проведенная работа по экологическому образованию дает возможность увидеть результаты каждого ребенка и наметить дальнейший план работы. Мониторинг проводим через беседу с каждым ребенком индивидуально, используя иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых шла речь. Содержание каждой беседы направленно на выявление конкретного круга знаний, освоенными дошкольниками, определение их полноты и объема.
Заключение:
Таким образом, мы убедились, что проводимая нами работа по экологическому образованию детей дает хорошие результаты.
Дети знают животных и разделяют их на подгруппы, называют их характерные признаки, среду обитания, проявляют интерес и желание ухаживать за ними.
Знают строение растений, называют условия, необходимые для их роста и развития, и как ухаживать за ними.
Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики.
Называют времена года, называют их в правильной последовательности, называют характерные признаки каждого из них.
Дети стали грамотнее в области экологии и научились сопереживать.
Они готовы к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках своего города, детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...
Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....
Создание условий для экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Мне импонирует определение М.С.Ги...
Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...
Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
Презентация проекта « Создание условий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»....