Воспитательная роль игрушки в детском саду
статья (младшая группа) на тему
Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за игрой детей в группе я сделала определенные выводы:
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Взрослые, может быть, и не задумываются над тем, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
1. Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка? Игрушкой может стать все ,что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
1. Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него ,манипулировать им;
2. Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
4. Удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка;
5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка. Игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительского и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама
игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети, и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
· Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
· Вызывает страх или тревогу;
· Имеет грубый натурализм;
· Унижает человеческое достоинство;
· Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
· Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
· Безопасна;
· Привлекательна;
· Эстетична;
· Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
· Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
· Выполнена из экологически чистых материалов;
· Упакована.
Правила выбора игрушки
· Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
· Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
· Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
· Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
· Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
· Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и
стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.
Тема игрушки в детском саду может звучать и быть актуальной:
· на родительских собраниях;
· выставляться в планах работы с родителями;
· на методических объединениях воспитателей (воспитатели очень часто выбирают для освещения тему игрушки в детском саду, потому что без игрушки очень трудно организовать игровую деятельность воспитанников);
· на презентационных мероприятиях;
· в планировании конкретных воспитательных мероприятий.
Что касается последних, то тема игрушки в детском саду должна постоянно меняться в одной группе — одна и та же знакомая игрушка может принимать участие в раскрытии разных тем.
Например, кукла – используется не только для игры в «дочки-матери» или другой сюжетно-ролевой игры, но может поучаствовать в теме изучения цвета (куклу можно наряжать в разные по цвету юбочки, изучая с детьми названия цветов).
Набор «юный конструктор» легко меняет свою тематику, и превращается из пособия для развития конструкторских навыков в основу для творческих – детского мини-театра.
И чем более свежий взгляд у воспитателя на общение с детьми, тем больше вариантов используемых тем при игре с игрушками он может предложить.
Таким образом, игрушка становится больше чем просто вещью, заставляет ребенка проявлять себя по-разному, дети нарабатывают хороший игровой опыт, учатся видеть мир широко, в огромном его многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная роль игрушки | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная роль игрушки в детском саду.
Работая воспитателем в детском саду, наблюдая за игрой детей, я сделала вывод:
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Взрослые, может быть, и не задумываются над тем, какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
1. Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка.
Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка? Игрушкой может стать все ,что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него ,манипулировать им;
Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
Удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка;
Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка. Игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительского и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети, и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
Вызывает страх или тревогу;
Имеет грубый натурализм;
Унижает человеческое достоинство;
Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
Безопасна;
Привлекательна;
Эстетична;
Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
Выполнена из экологически чистых материалов;
Упакована.
Правила выбора игрушки
Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.
Тема игрушки в детском саду может звучать и быть актуальной:
на родительских собраниях;
выставляться в планах работы с родителями;
на методических объединениях воспитателей (воспитатели очень часто выбирают для освещения тему игрушки в детском саду, потому что без игрушки очень трудно организовать игровую деятельность воспитанников);
на презентационных мероприятиях;
в планировании конкретных воспитательных мероприятий.
Что касается последних, то тема игрушки в детском саду должна постоянно меняться в одной группе — одна и та же знакомая игрушка может принимать участие в раскрытии разных тем.
Например, кукла – используется не только для игры в «дочки-матери» или другой сюжетно-ролевой игры, но может поучаствовать в теме изучения цвета (куклу можно наряжать в разные по цвету юбочки, изучая с детьми названия цветов).
Набор «юный конструктор» легко меняет свою тематику, и превращается из пособия для развития конструкторских навыков в основу для творческих – детского мини-театра.
И чем более свежий взгляд у воспитателя на общение с детьми, тем больше вариантов используемых тем при игре с игрушками он может предложить.
Таким образом, игрушка становится больше чем просто вещью, заставляет ребенка проявлять себя по-разному, дети нарабатывают хороший игровой опыт, учатся видеть мир широко, в огромном его многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в детском саду.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2013 - 2014 учебный год....
Циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Циклограмма воспитательно-образовательной работы (1-4 недели)....
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно -образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и о...
перспективное планирование Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры. Задачи. Способствовать формированию знаний детей о «игрушках». Создание условий для продукти
Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры.Задачи. Способствовать фо...
«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»
В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....