Организованная образовательная деятельность по формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств на тему: «В гостях у русской Матрёшки» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Формирование у детей представления о русской матрешке, как символе России и русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matryoshka.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 45»
Организованная образовательная деятельность по формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств
на тему: «В гостях у русской Матрёшки»
(средняя группа)
Подготовила:
Ухина Т. Н.
Воронеж
2016 г.
Цель: формирование представлений детей о русской матрёшке, как символе России и русской культуры.
Программное содержание:
- расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;
- познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;
- познакомить детей с «мамой Воронежской Матрёшки» Еленой Геннадиевной Матвеевой;
- развивать познавательный интерес к истории культуры России;
- способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к народному искусству;
- активизировать и обогащать словарь, формировать грамматическую и синтаксическую сторону языка;
- развивать умение изготавливать плоскостную игрушку – матрёшку;
- закреплять технические навыки в работе с кистью и красками.
ППРС для ООД:
- музыкальное сопровождение: мультфильм «Паровоз Букашка»;
- презентация «Как появилась Матрёшка: этапы изготовления»;
- музыкальное сопровождение: русская народная пляска;
- шкатулка;
- муляж Матрёшки, не раскрашенной красками;
- раскрашенная Матрёшка;
- платочек для музыкальной игры «Матрёшечка - Матрёшка»
- образцы Матрёшек для раскрашивания детям;
- краски, кисточки, подставки на каждого ребёнка.
Содержание совместной организованной деятельности педагога и детей:
(дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение)
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз - волшебная шкатулка. Вот она, но чтобы ее открыть и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку:
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….(Матрёшка).
- Правильно, Матрёшка.
(Воспитатель достаёт из шкатулки Матрёшку, не расписанную красками)
- Ребята, что-то наша Матрёшка не совсем похожа на ту, которая есть у нас в группе. Чего же ей не хватает? (предположения детей)
- Ребята, наверное, нашей Матрёшке нужна помощь? Как же мы ей сможем помочь? (предположения детей) Как вы думаете, где можно найти одежду и украшения для нашей Матрёшки? (предположения детей) Давайте все вместе отправимся в мастерскую, где она появилась. Путь наш будет сложным, ехать нам придётся далеко. Не боитесь трудностей, будем помогать Матрёшке? А на каком же транспорте мы поедем? (предположения детей)
- Я вам предлагаю отправиться на паровозе.
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы поедем,
За вагончиком вагон.
Ребёнок:
Едет, едет паровоз.
Слышен, слышен стук колес,
А в вагончиках сидят
Много маленьких ребят!
(дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка» отправляются в путь)
- Вот мы с вами и приехали в «волшебное место», в мастерскую, где живут Матрёшки.
(воспитатель подводит детей к столу, где под вуалью спряталась красавица Матрёшка, ребята рассматривают её)
Ах, Матрёшечка - Матрёшка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
- Ребята, вам нравится Матрёшка? Давайте вместе опишем её? Какая она? Во что она одета? (дети описывают Матрёшку).
- Как вы думаете, а это мальчик или девочка? Как вы догадались? (предположения детей)
- Про неё все говорят: « Матрёшечка, круглёшечка!» Она улыбается всегда и с ребятами играть любит.
- А у кого нибудь из вас есть дома Матрёшка? А где вы её покупали?
- Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира, покупают её на базарах, рынках, в сувенирных магазинах, туристы хранят её у себя в домах или дарят друг другу, ведь она является символом нашей страны.
- Ребята, Матрёшка тут не одна, а со своими сестрицами-подружками.
- Только, где же они? (предположения детей)
- Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на столике в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
(воспитатель открывает Матрёшку, и все вместе находят в ней её подружек)
- Похожи они друг на дружку? Чем они отличаются? (разные по размеру) Нравятся вам наши матрёшки?
- Ребята, какие это игрушки – мягкие или твёрдые? Из какого материала изготавливают Матрёшек? (дети на ощупь определяют какая она твёрдая или мягкая; из какого материала она сделана) А как они появляются? Как и кто их расписывает? (предположения детей)
- А сейчас, я вам предлагаю присесть на стульчики и посмотреть фильм «Как появляется Матрёшка»
(дети садятся на стульчики, а воспитатель показывает презентацию «Как появляется Матрёшка»)
- Родилась Матрёшка в одной деревне очень - очень давно, и сделал её первый русский мастер по фамилии Звёздочкин для своей дочки. Мастер дал ей имя Матрёна, так звали его дочку.
- Для изготовления Матрёшек требуется много усилий и стараний. Сначала мастеру необходимо выбрать дерево. Оно должно быть прочным, долговечным, обычно используют липу или осину (слайд 1).
- Дерево срубают и долго сушат около 2-3 лет (слайд 2).
- Затем с него срезают кору (слайд 3)
- Потом эти заготовки попадают в мастерскую к мастеру токарю, который на станке вытачивает сначала самую маленькую, затем побольше и так до самой большой (слайд 4,5)
- Далее эту заготовку шлифуют в ручную или на специальном станке (слайд6).
- Затем покрывают специальным лаком, чтобы дерево не портилось. (слайд 7) - Потом эти заготовки матрёшек попадают к другому мастеру, который называется художник, именно он начинает Матрёшек расписывать и наряжать их в наряды
- Сначала он прорисовывает лицо (слайд 8),
- Затем косынку(слайд 9), потом украшает сарафан и фартук различными цветами (слайд 10)
- А потом, снова покрывают Матрёшку бесцветным лаком, чтобы краска с неё не смылась.
- Вот такие получаются расписные Матрёшки (слайд 11, 12)
- Ребята, и в нашем городе Воронеже живёт такая мастерица, а зовут её Елена Геннадиевна Матвеева. Вот её Матрёшки! (слайд 11)
- Вот такая трудная работа у мастеров, которые изготавливают таких красивых Матрёшек!
(воспитатель обращается к детям)
- А наша матрёшка такая же красивая? Можно ли ей как-то помочь и сделать из неё красавицу? Как это можно сделать? (предположения детей)
- Но прежде чем приступить к работе, давайте нашу Матрёшку повеселим и поиграем с ней в музыкальную игру, чтобы улыбка у неё получилась широкая, довольная:
Игра «Матрёшечка - Матрёшка»
(Из детей выбирают 1-у Матрёшку. Ей на голову завязывают платочек. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню).
Эх, Матрешечка, Матрёшка,
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашей группе танцевать!
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
(ребёнок – Матрёшка выбирает себе пару и танцуют под русскую народную музыку, а другие ребята им хлопают)
Продуктивная деятельность:
- Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Пальчиковая игра:
Чудная Матрёшка, (показывают силуэт Матрёшки)
Попляши немножко! (хлопают в ладоши)
Танцевать с тобой мы рады! (фонарики)
Покажи свои наряды! (разводят руки в стороны)
Сарафанчик - раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек - (загибают пальчики)
Всё красиво очень! (разводят руки в стороны)
(Дети приступают к работе. Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).
- Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками, пустятся в пляс и запоют свои частушки.
-Художник теперь рассмотрит ваши эскизы Матрёшек и обязательно раскрасит нашу Матрёшки, а на её лице появится самая широкая улыбка о ваших стараний!
- Ну а нам пора возвращаться в группу, Паровоз Букашка ждёт нас :
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы поедем,
За вагончиком вагон.
(дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка» отправляются в группу)
- Понравилось ли вам в гостях у мастеров? Что вы запомнили? Кому мы помогли?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворения про Матрешку:
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к Вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
2. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером.
3. Очень любим мы матрешки
Разноцветные одежки.
Сами ткем, сами прядем,
Сами в гости к вам придем.
4. Мы матрешки, мы сестрички.
Мы толстушки невелички.
Как пойдем плясать и петь
Вам за нами не успеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"
- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...
Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области речевого развития на тему «В гости к Винни - пуху» для детей старшей группы.
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей старшей группы....
Сценарий организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»
Сценарий ООД "Здравствуй, гостья-зима!"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по физической культуре Тема: «В гости к Зайчику»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по физической культуре Тема: «В гости к Зайчику»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)
Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ЦОР Тема: «Путешествие на остров Знаний»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ЦОРТема: «Путешествие на остров Знаний»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»
Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...