Организованная образовательная деятельность по формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств на тему: «В гостях у русской Матрёшки» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Формирование у детей представления о русской матрешке, как символе России и русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр   развития ребенка - детский сад № 45»

Организованная образовательная деятельность по формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств

на тему: «В гостях у русской Матрёшки»

(средняя группа)

Подготовила:

Ухина Т. Н.

Воронеж

 2016 г.

Цель: формирование представлений детей о русской матрёшке, как символе России и русской культуры.

Программное содержание:

- расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;

- познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;

- познакомить детей с «мамой Воронежской Матрёшки» Еленой Геннадиевной Матвеевой;

- развивать познавательный интерес к истории культуры России;

- способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к народному искусству;

- активизировать и обогащать словарь, формировать грамматическую и синтаксическую сторону языка;

- развивать умение изготавливать плоскостную игрушку – матрёшку;

- закреплять технические навыки в работе с кистью и красками.

ППРС для ООД:

- музыкальное сопровождение: мультфильм «Паровоз Букашка»;

- презентация «Как появилась Матрёшка: этапы изготовления»;

- музыкальное сопровождение: русская народная пляска;

- шкатулка;

- муляж Матрёшки, не раскрашенной красками;

- раскрашенная Матрёшка;

- платочек для музыкальной игры «Матрёшечка - Матрёшка»

- образцы Матрёшек для раскрашивания детям;

- краски, кисточки, подставки на каждого ребёнка.

Содержание совместной организованной  деятельности педагога и детей:

(дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение)

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз - волшебная шкатулка. Вот она, но чтобы ее открыть и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку: 

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….(Матрёшка).

- Правильно, Матрёшка.

(Воспитатель достаёт из шкатулки Матрёшку, не расписанную красками)

- Ребята, что-то наша Матрёшка не совсем похожа на ту, которая есть у нас в группе. Чего же ей не хватает? (предположения детей)

- Ребята, наверное, нашей Матрёшке нужна помощь? Как же мы ей сможем помочь? (предположения детей) Как вы думаете, где можно найти одежду и украшения для нашей Матрёшки? (предположения детей) Давайте все вместе отправимся в мастерскую, где она появилась. Путь наш будет сложным, ехать нам придётся далеко. Не боитесь трудностей, будем помогать Матрёшке? А на каком же транспорте мы поедем? (предположения детей)

- Я вам предлагаю отправиться на паровозе.

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

Ребёнок:

Едет, едет паровоз.

Слышен, слышен стук колес,

А в вагончиках сидят        

Много маленьких ребят!

(дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка» отправляются в путь)

- Вот мы с вами и приехали в «волшебное место», в мастерскую, где живут Матрёшки.

(воспитатель подводит детей к столу, где под вуалью спряталась красавица Матрёшка, ребята рассматривают её)

Ах, Матрёшечка - Матрёшка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

- Ребята, вам нравится Матрёшка? Давайте вместе опишем её? Какая она? Во что она одета? (дети описывают Матрёшку).

- Как вы думаете, а это мальчик или девочка? Как вы догадались? (предположения детей)

- Про неё все говорят: « Матрёшечка,  круглёшечка!» Она улыбается  всегда и с ребятами играть любит.

- А у кого нибудь из вас есть дома Матрёшка? А где вы её покупали?

- Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира, покупают её на базарах, рынках, в сувенирных магазинах, туристы хранят её у себя в домах или дарят друг другу, ведь она является символом нашей страны.

- Ребята, Матрёшка тут не одна, а со своими сестрицами-подружками.

- Только, где же они? (предположения детей)

- Раскроем  Матрешку и посмотрим, что внутри.  Матрёшка на столике в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

(воспитатель открывает Матрёшку,  и  все вместе находят в ней её подружек)

- Похожи они друг на дружку? Чем они отличаются? (разные по размеру) Нравятся вам наши матрёшки?

- Ребята, какие это игрушки – мягкие или твёрдые? Из какого материала изготавливают Матрёшек? (дети на ощупь определяют какая она твёрдая или мягкая; из какого материала она сделана) А как они появляются? Как и кто их расписывает? (предположения детей)

- А сейчас, я вам предлагаю присесть на стульчики и посмотреть фильм «Как появляется Матрёшка»

(дети садятся на стульчики, а воспитатель показывает презентацию «Как появляется Матрёшка»)

- Родилась Матрёшка в одной деревне очень - очень давно, и сделал её первый русский  мастер по фамилии Звёздочкин для своей дочки. Мастер дал ей имя Матрёна, так звали его дочку.

- Для изготовления Матрёшек требуется много усилий и стараний. Сначала мастеру необходимо выбрать дерево. Оно должно быть прочным, долговечным, обычно используют липу или осину (слайд 1).

- Дерево срубают и  долго сушат около 2-3 лет (слайд 2).

- Затем с него срезают кору (слайд 3)

- Потом эти заготовки попадают в мастерскую к мастеру токарю, который на станке вытачивает сначала самую маленькую, затем побольше и так до самой большой (слайд 4,5)

- Далее эту заготовку шлифуют в ручную или на специальном станке (слайд6).

- Затем покрывают специальным лаком, чтобы дерево не портилось. (слайд 7) - Потом эти заготовки матрёшек попадают к другому мастеру, который называется художник, именно он начинает Матрёшек расписывать и наряжать их в наряды

- Сначала он прорисовывает лицо (слайд 8),

- Затем косынку(слайд 9), потом украшает сарафан и фартук различными цветами (слайд 10)

- А потом, снова покрывают  Матрёшку бесцветным лаком, чтобы краска с неё не смылась.

- Вот такие получаются расписные Матрёшки (слайд 11, 12)

- Ребята, и в нашем городе Воронеже живёт такая мастерица, а зовут её Елена Геннадиевна Матвеева. Вот её Матрёшки! (слайд 11)

- Вот такая трудная работа у мастеров, которые изготавливают  таких красивых Матрёшек!

(воспитатель обращается к детям)

- А наша матрёшка такая же красивая? Можно ли ей как-то помочь и сделать из неё красавицу? Как это можно сделать? (предположения детей)

- Но прежде чем приступить к работе, давайте нашу Матрёшку повеселим и поиграем с ней в музыкальную игру, чтобы улыбка у неё получилась широкая, довольная:

Игра «Матрёшечка - Матрёшка»

(Из детей выбирают 1-у Матрёшку. Ей на голову завязывают платочек. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню).

Эх, Матрешечка, Матрёшка,

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашей группе танцевать!

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

(ребёнок – Матрёшка выбирает себе пару и  танцуют под русскую народную музыку, а другие ребята им хлопают)

Продуктивная деятельность:

- Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Пальчиковая игра:

Чудная Матрёшка, (показывают силуэт Матрёшки)

Попляши немножко! (хлопают в ладоши)

Танцевать с тобой мы рады! (фонарики)

Покажи свои наряды! (разводят руки в стороны)

Сарафанчик - раздуванчик,

Колокольчик расписной!

Синенький платочек - (загибают пальчики)

Всё красиво очень! (разводят руки в стороны)

(Дети приступают к работе. Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).

- Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками, пустятся в пляс и запоют свои частушки.

-Художник теперь рассмотрит ваши эскизы Матрёшек и обязательно раскрасит нашу Матрёшки, а на её лице появится самая широкая улыбка о  ваших стараний!

- Ну а нам пора возвращаться в группу, Паровоз Букашка ждёт нас :

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

(дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка» отправляются в группу)

- Понравилось ли вам в гостях у мастеров? Что вы запомнили? Кому мы помогли?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения  про Матрешку:

1. Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к Вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.

2. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

3. Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем, сами прядем,

Сами в гости к вам придем.

4. Мы матрешки, мы сестрички.

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"

- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по физической культуре Тема: «В гости к Зайчику»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по физической культуре Тема: «В гости к Зайчику»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: « Права ребёнка» (подготовительная к школе группа)

Цель: создание условий для формирования правового сознания детей старшего дошкольного возраста.  Задачи:Дать представление о некоторых правах детей.Содействовать формированию правового созна...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ЦОР Тема: «Путешествие на остров Знаний»

Конспект  организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений  с использованием ЦОРТема: «Путешествие на остров Знаний»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста Тема: «Право на жизнь и семью»

Цель: формирование правового сознания.Задачи: Обогащать словарный запас детей новыми понятиями, подводить к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей; Воспитывать уважительное отношение к близким; Зна...