«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры России посредством фольклора»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, хороводы, песни, фольклорные постановки, заклички, потешки, загадки и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_folklor_zavodskaya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №75 г.о. Самара
Образовательная программа
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами».
Автор-составитель: Заводская Екатерина Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада № 75 г.о. Самара
г. Самара
2017 г.
Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачёв)
В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.
Патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Цель работы с детьми: создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, хороводы, песни, фольклорные постановки, заклички, потешки, загадки и т.д.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце. Развивать память, внимание, воображение, творчество.
5. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды.
6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Содержание программы
1. Создание атмосферы национального быта
Ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому во всех группах детского сада созданы уголки национального русского быта, оформлены альбомы, созданы выставки игрушек с русской народной росписью. Дети детского сада периодически посещают музей “Русская изба” в школе № 72. В музее “Русская изба” дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.
В ДОУ создан фольклорный кружок. Здесь ребята действительно попадают в мир народного искусства. Работы, сделанные детьми в кружках, участвуют в «Фестивале народного творчества», который проводится в детском саду.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц поговорок, хороводов и т.д.)
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» – иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, – ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Использование фольклора (пословицы, поговорки, песенки, загадки) в режимных моментах:
- потешки про водичку, про мыло при мытье рук;
- стихи и потешки про кашку, овощи и т.д. при подготовке к приему пищи;
- песенки, стихи о природных явлениях, считалки, заклички перед игрой на прогулке;
- поговорки о правильном поведении и одевании при подготовке к прогулке, - ласковые добрые стихи о приветствии утром.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Фольклор в непосредственно образовательной деятельности: использование поговорок, потешек, сказок, песенок, закличек по соответствующей тематике в форме рассказывания воспитателем, чтения книг, прослушивания в аудиозаписи. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Фольклор в самостоятельной деятельности детей: использование книжек, раскрасок с народной тематикой; элементы русского народного костюма для ряжения; народные игрушки, ложки в доступе для детей.
3. Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Праздник «Колядки» проходит внутри детского сада, дети ходят друг к другу в группы, поют песни-колядки, прославляя «хозяев дома», желая им всяческого добра и благополучия. За своё пение колядовщики получают в каждом доме (в каждой группе) что-нибудь из приготовленных к празднику угощений.
«Масленица» - самый любимый детский праздник. Проходит в конце февраля - начале марта. Праздник, связанный с переходом от зимы к весне. Этот праздник продолжается целую неделю. Ребята вместе с воспитателями и педагогами поют русские народные песни; закличками зазывают весну и просят уйти зиму; играют в народные игры на участке детского сада и в группе. В последний день Масленицы проходит большой праздник на улице с песнями, играми, хороводами. Дети и воспитатели едят блины и провожают Масленицу. Поют Веснянки – песенки, которые должны были способствовать приходу весны. (Разучиваются вместе с воспитателем и музыкальным руководителем заранее).
«Пасха»- православный праздник. Перед праздником воспитатели проводят беседу с детьми в которой подробно рассказывают об этом празднике. Расписывают яйца красками, делают куличи из мукасольки. Проводится конкурс «Самое красивое Пасхальное яйцо». Дети и воспитатели играют в пасхальные игры.
«Праздник Ивана Купалы». На этот праздник дети ходят на водоём, поют песни, водят хороводы и обязательно в день Ивана Купалы пускают по воде веночки, которые плетут вместе с родителями. На участке ставится надувной бассейн, в котором дети по окончании праздника, по обряду мочат ноги и брызгают друг друга.
«Праздник урожая»- проводится в начале осени.
К проведению детского праздника урожая малыши и родители начинают готовиться заранее. Помещение группы можно украсить корзинками с овощами, орехами, злаковыми колосками и веточками калины. Это украшение могут сделать и сами ребята с помощью родителей или воспитателей. Это могут быть также фрукты, овощи или ягоды, но желательно именно те, которые нравятся ребятам, ведь по окончании мероприятия многие из них будут съедены.
Также в качестве украшений можно использовать разноцветные листья разных деревьев, собранные в крупные букеты или нанизанные на нить в виде гирлянды. Поскольку во многих странах основой любого урожая являются злаковые культуры, то день урожая не может пройти без большого пшеничного каравая или пирога.
4. Знакомство с народным искусством
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в группе. Дети на творческих занятиях копируют известные образцы росписи, сами придумывают узоры в народном стиле, лепят игрушки из глины.
Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек. Воспитатель организовывает слушание народных песен через собственное исполнение, аудиозаписи. Дети постепенно запоминают песни и исполняют их вместе с воспитателем. При этом дети учатся выполнять самые простые движения, жесты, передающие характер народной мелодии.
5. Разучивание и использование народных игр.
Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми. На каждом физкультурном занятии проводятся народные игры, а занятия на свежем воздухе полностью спланированы на основе народных подвижных игр, таких как «Плетень», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Салочки», «Петушки и курочки» и т.д.
Заключение
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их играть в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный патриотизм надо прививать с раннего детства.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В детском саду используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей – устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки.
К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Дети обязательно станут отзывчивее, эмоциональнее, великодушнее. В их маленьких душах загорится искра духовного творческого патриотизма, которая будет разгораться и позволит в дальнейшем назвать им себя сынами и дочерьми своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора.
Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса у детей к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, о воспитании художественного вкуса, развитии речи, о формировании нравстве...
Перспективное планирование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора». Авторская разработка.
Планирование на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь....
Методика работы по приобщению детей к родным истокам
Методика работы по приобщению детей к родным истокам...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Приобщение детей к русским истокам, посредством народных игр: «В гости к бабушке Маше»
Приобщение детей к русским истокам...
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
Проект в старшей группе на тему: «Приобщение детей к народным истокам»
Основы ценностного отношения к миру закладываются с детства. Взрослые должны воспитывать в детях чувство гордости и уважения к своему народу и к своей стране. И, конечно, сами взрослые должны подавать...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...