Проект в старшей группе на тему: «Приобщение детей к народным истокам»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Основы ценностного отношения к миру закладываются с детства. Взрослые должны воспитывать в детях чувство гордости и уважения к своему народу и к своей стране. И, конечно, сами взрослые должны подавать положительный пример детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 405.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 4 «Ручеек»
Долгосрочный проект
в старшей группе на тему:
«Приобщение детей к народным истокам»
Выполнила:
воспитатель старшей логопедической
группы №12 «Друзья природы»
Севостьянова И.А.
Лобня 2015г.
Кто любит своё Отечество,
тот подаёт лучший пример
любви к человечеству.
Александр Суворов
Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Одна из задач нравственного воспитания – это формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Но патриотические чувства не сформируются у детей, если не воздействовать на ребенка целенаправленно и систематически. Основы ценностного отношения к миру закладываются с детства. Взрослые должны воспитывать в детях чувство гордости и уважения к своему народу и к своей стране. И, конечно, сами взрослые должны подавать положительный пример детям.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Любовь к Родине – это одно из самых важных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Цель:
Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для познавательно-творческой деятельности по изучению сведений о различных традициях русского народа;
способствовать формированию об истории страны, ее символике;
способствовать воспитанию в детях чувства гордости за Россию;
создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
приобщить детей к традициям народной культуры.
Развивающие:
формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Интеграция областей:
-познавательное развитие - Просмотр презентаций, беседы, занятия.
-речевое развитие - Чтение русских народных сказок. Заучивание потешек, закличек, считалок.
-социально-коммуникативное развитие - Настольно – печатные игры, дидактические игры, театрализация из сказок.
- художественно-эстетическое развитие – Рисование, лепка, аппликация. Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.
-физическое развитие – Русские народные подвижные игр.
Методы:
Наглядные
- показ, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, просмотр презентаций, наглядных пособий;
- рассматривание иллюстраций о русском быте;
-использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
-применение игрушек и изделий народных промыслов.
-представление кукольного театра.
Словесные
- рассказ, беседа, чтение художественной литературы, использование пословиц, загадок, поговорок; заучивание потешек, прибауток, закличек;
Практические
-показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровые методы
- игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические, настольно-печатные;
-проведение русских народных игр.
Формы :
Организованные занятия. Совместная деятельность. Праздники и развлечения. Наблюдения в быту и природе. Организация выставок рисунков и поделок Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Расширение знаний дошкольников о своей стране, о России, воспитание любви к своей Родине.
3.Сформировано чувство национального достоинства.
4. Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.
5. Осознание ребенком себя – как частицы своей страны.
6.Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Этапы
1.Организационно-подготовительный этап
-Определение темы, постановка цели и задачи, разработка проекта;
-Информация родителей о предстоящей деятельности;
-Подбор методической и художественной литературы по теме;
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры);
-Подобрать материал к продуктивной деятельности;
-Разработка консультаций и материалов для бесед с родителями.
2. Основной этап
-Разработка мероприятий в соответствии планом работы. - Организация деятельности воспитателей, детей и родителей. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность детей.
3. Заключительный этап .
-Обобщение результатов работы.
-Анализ деятельности.
- Картотека народных подвижных игр.
-Оформление патриотического уголка в группе.
Анализ проделанной работы.
Реализация данного проекта по приобщению детей к народным истокам воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.
Результат.
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Сформировались чувства национального достоинства.
4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
5. Расширились знания о традициях русского народа.
6. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.
Д.С.Лихачев:
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоеванного русским искусством,
литературой.
Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе,
языке, живописи».
Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
2.Веракса Н. Е., Комарова Т. С, Васильева М. А Программа От рождения до школы.
3.Князева О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
4.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
5.Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2001г.
6.Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю. Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!
7.Суровяк Л.В.Программа Школа этнической социализации Новосибирск, 2004.
8.Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия: С-Петербург, 2002.
9.Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
10.Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...

Педагогический опыт педагога по теме «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»
Обобщение педагогического опыта«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор»...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: « Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что боль...

Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...