Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми с нарушением зрения"
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_netraditsionnoy_tehniki.docx | 218.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение нетрадиционной техники – пластилинографии, в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения
Все мы знаем виды изобразительной деятельности – это: рисование, аппликация, лепка, конструирование. В перечисленных видах изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Работая в коррекционном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения и постоянно сталкиваясь с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности в овладении приёмами изобразительной деятельности. Это связано с недостаточно развитой мелкой моторикой, несформированностью психических процессов, присутствием вторичных отклонений. Неумение отобразить свои жизненные впечатления мешают ребёнку с нарушение зрительного восприятия создать яркий и выразительный образ.
Опыт моей работы в коррекционном учреждении показывает, что многим детям проще работать именно в нетрадиционной технике. Ведь не каждому нашему воспитаннику дано овладеть кистью или ножницами; кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, с трудом осваивает пространственные понятия. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности помогает детям создать выразительный образ, способствует снятию мышечного и психического напряжения. Разнообразный материал оказывает воздействие на тактильные ощущения детей. А это в совокупности с воздействием на другие анализаторы способствует развитию речи, глазодвигательной активности.
В своей работе, часто применяю нетрадиционную изобразительную методику «Пластилинография» — рисование пластилином. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса детей любого дошкольного возраста. Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в моей работе эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную – ведь я и весь коллектив работает с детьми с нарушением зрения. Практика показала целесообразность использования этой методики в работе с детьми. Сама техника универсальна и используется в младшем и старшем дошкольном возрасте. Необходимо помнить и о сложности выполнения пластилинографии, цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка. Например: можно выполнить пластилиновую картину «яблоко». В младшей группе – дается изображение дерева и предлагается «вырастить» на нём яблоки, дети отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черешок, лист яблока или воспользоваться шаблоном, заполнить его цветом. Дети двух – трёх лет, могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а для детей 5-7 лет, уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например: по сюжету сказки. Хочется рассказать о материале и инструментах, необходимые при работе в этой технике изображения и дать некоторые рекомендации.
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин – благодатнейший материал для художественной деятельности, но, кажется, еще недостаточно оцененный.
Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов. Каковы же секреты пластилина?
Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом. Но пластичность – это только первый из секретов пластилина.
Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».
Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков. Но и это еще не все секреты пластилина.
Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника – главный инструмент при рисовании пластилином. Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.), да и любые подручные средства. Годятся иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестерёнки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – всё равно руки. Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.
«Холст» для картины из пластилина годится не всякий. Пластилин – материал жирный (еще один секрет пластилина). На обычной бумаге или картоне от него могут оставаться жирные разводы. Конечно, если вся поверхность картины покрывается пластилином сплошь, то это не страшно. Если же оставляется фон, тогда лучше брать иную поверхность: стекло, фанеру, пластик; очень яркие и весёлые картины из пластилина можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого выбранного вами цвета. А дальше – дело вашей фантазии! Когда картина из пластилина готова, лучше поместить ее в раму под стекло для сохранности. И еще одно необходимое предупреждение: для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок.
Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ; твёрдая основа (лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок); доска; стеки; простой карандаш; книги-раскраски; копировальная бумага; салфетки; дополнительный материал. Материалы и инструменты для продуктивной деятельности используются одинаковые, а вот дополнительный материал может быть разнообразным (пайетки в виде звёзд, цветов; бисер; декоративные глаза и перья). Работы с дополнительным материалом получаются ещё интереснее.
Выполнение основного изображение может занять много времени, для этого продумываются и планируются заранее все этапы работы, распределяя время, рассчитывать на возможности своих воспитываников.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
надо при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка;
научить надавливать на пластилин;
затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру;
сочетать приёмы.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Меня всегда очень радует, что дети говорят, что мы такие картины делаем дома с родителями или видеть результаты своей работы в подготовительной к школе группе, когда дети выполняют работу сами, внося какое-нибудь новшество. Например: делали подарки к празднику мам – «Кот в цветах», нарисовали кота простым карандашом, «нарисовали пластилином», а дети говорят: «А давайте ему сделаем шёрстку – процарапаем её и бантик из ленты прикрепим». Надеюсь, выбранная тема заинтересовала еще кого-нибудь из педагогов и внесёт ее в свою творческую работу. Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу и его результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нетрадиционной техники рисования с детьми,имеющими нарушения речи".
Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразит...
Предметное рисование с детьми с нарушением зрения (консультация для воспитателей).
Данный материал раскрывает цели и задачи изобразительной деятельности, а так же описывает условия для работы с детьми с нарушением зрения по предметному рисованию. Консультация выполнена в виде презен...
консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения
Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...
Консультация для воспитателей по работе с детьми с нарушением зрения
поможет родителям и педагогам в работе с детьми...
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель: формирование творческой личности. Нетрадиционные техники ...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Ре...
Современная, нетрадиционная техника рисования на воде «Эбру» с детьми с нарушением зрения в коррекционном детском образовательном учреждении.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов (гребень, палочка и т.д.) в качестве оригинальных ху...