Консультация для воспитателей по работе с детьми с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
поможет родителям и педагогам в работе с детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей. Коррекционная работа на занятиях по рисованию в детском саду для детей с нарушением зрения. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребёнка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта, учат детей пользоваться остаточным зрением, формируют компенсаторные навыки ориентировки за счёт сохранных анализаторов, речи, мышления. Эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является изодеятельность, так как в её процессе ребёнок учится видеть, понимать, отображать окружающие предметы и явления. Важное значение для коррекционной работы в детском саду с детьми, имеющие нарушение зрения представляют занятия по рисованию с натуры. Анализируя детские работы по рисованию с натуры и по представлению, можно заметить, что рисунки с натуры информативно точнее и конкретнее, чем работы по представлению. Что лишний раз доказывает значение занятий по рисованию с натуры как эффективной формой коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, преодоления недостатков зрительной ориентации у ребёнка с нарушением зрения. Однако до настоящего времени вопросы организации занятий по рисованию с натуры в детском саду для слепых и слабовидящих детей остаются недостаточно разработанными. Это и представляет трудности, которые педагоги испытывают при организации таких занятий, не позволяет им чётко осознать роль и значение этих занятий для развития детей. Занятия с натуры дают возможность решать ряд важных коррекционных задач:
Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдение, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, дидактические игры) в процессе которых осуществляется обогащение словаря и коррекция чувственного опыта, уточнение и конкретизация образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различию и сравнению объектов и их изображений, анализу особенностей строения предметов и построения изображений. Таким целям служат, например, дидактические игры с натуральными предметами "Найди дерево по листочку", "Подбери наряд для куклы", сюжетно-ролевые игры "Овощной магазин", "Магазин цветов", "Магазин тканей". Также дидактические игры и упражнения , в которых дети учатся сличать реальные предметы с их иллюстративно-графическим изображением (цветным, силуэтным, контурным). При этом важно учитывать индивидуальный уровень различных навыков и состояния зрения каждого ребёнка. При низкой остроте зрения (до 0,1) и отсутствия навыков восприятия изображений, лучше начинать работу со сличения предмета с его цветным изображением, затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением и наконец, с контурным изображением. В этой работе используются игры "Найди такой же предмет", "Наложи предмет на его изображение", "Найди различия", "Составь изображение из частей" (цветных, силуэтных, контурных). Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется такая работа, как обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приёмами: кто скорее обведёт по контуру, кто больше заштрихует изображений, у кого правильнее и т.д. Приступая к обучению детей рисованию с натуры, воспитатель должен ПОМНИТЬ о том, что СЛОБОВИДЯЩИЙ РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ НЕПОЛНОЦЕННЫМ ЗРЕНИЕМ. Поэтому для успешного овладения слабовидящими детьми следует использовать обводку по контуру, силуэту, трафарету, при этом активизировать детей можно игровыми приёмами "Кто быстрее обведёт по контуру", "Кто больше заштрихует изображений". Приступая к обучению детей рисованию с натуры, воспитатель должен помнить о том, что подбирая специфические приёмы и методы, нужно правильно определить доступную тематику занятий в соответствии с возможностями детей. У слабовидящих детей изображения формы, цвета, объёма и пространственного расположения предметов возникают сложности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем над движениями рук. Существует определённая зависимость качества и результата детских рисунков от уровня сформированности навыков обследования. Поэтому важно создать для этого условия. При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать натуральные предметы, которые даются индивидуально каждому ребёнку, что позволяет всестороннее и более точно их обследовать. При выборе предметов для изображения учитывается принцип постепенного усложнения формы и строения натуры. Подготавливая тематику занятий, следует помнить о том, что детям легче и интереснее рисовать те объекты, которые доступны для комплексного обследования. Можно предлагать для рисования предметы быта, посуду, игрушки, овощи, мебель, комнатные растения, цветы. Иногда у детей возникает желание сравнивать иллюстрации из книг, особенно если они доступны им по содержанию, форме, цвету. Тематика рисования с натуры строится по принципу усложнения - от простых линий и форм (ленточки, мячи, шары, флажки) к более сложным (пирамидка, яблоко, дом). Прежде чем рисовать с натуры надо вызвать желание узнать её, понять её особенности, почувствовать. Ребёнок должен постичь красоту, гармонию цвета и формы, размера и пространства, но доступно это ребёнку с нарушением зрения только в специальных коррекционных условиях. При усвоении представлений о конкретном примере важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения, цветовом окрасе натуральных предметов. Этому способствуют такие занятия: Каждому ребёнку предлагается для изображения предметы аналогичной эталонной формы, например, одному мяч, другому - яблоко, третьему - шар и т.д. На другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно может различаться по форме, окраске, размером. Делается это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить более обобщённые понятия о форме и других признаках предметов одного вида. Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по единой чёткой схеме, соответственно ведущим признаком предмета. Это 4 признака: ФОРМА, СТРОЕНИЕ, ДЕТАЛИ, ЦВЕТ. Выделение этапов обследования и анализа натуры строится с учётом состояния зрения и уровня развития практических действий детей с нарушением зрения. ЧЕМ НИЖЕ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ РЕБЁНОК ТРАТИТ НА РАССМАТРИВАНИЕ И ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. Размер объектов при этом должен быть достаточно крупным, ярким, контрастно выделяющимся на фоне, желательно, чтобы не было мелких деталей, которые зрительно и осязательно могут быть плохо выделены. Воспитатель постоянно руководит обследованием с помощью конкретных вопросов, управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации. Кроме этого, он оказывает ребёнку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта за счёт использования экрана, подсветки, акцентирует внимание ребёнка на характерных, важных, отличительных свойствах и признаках объекта. При обучении осязательному обследованию педагог берёт обе руки ребёнка в свои руки и показывает, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании. Самостоятельные действия ребёнка надо постоянно контролировать и корректировать, используя точные словесные указания, например, "Проведи обеими руками по вазе сверху вниз", "Возьми яблоко в обе руки" и т.д. Подобные указания активизируют, направляют восприятия, и содействует полноте формируемого образа. Большое затруднение возникает у детей при восприятии и отображении пространственных признаков предмета на плоскость листа. Во многом зависит организация занятия по рисованию. Одним из эффективных средств понимания плоскостного отображения пространства является применение индивидуальных фломастеров и предметных изображений. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даются натуральные предметы - ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ изображаемого предмета происходят как бы одновременно. При выполнении натюрморта путём выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов, дети уточняют и исправляют неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: "Яблоко находится к тебе ближе, чем ты изобразил. Посмотри, опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь теперь, похоже?". Подобные корректирующие уточнения способствуют формированию чёткого представления об изображении реальных предметов в пространстве. После того, как дети овладеют приёмами работы на фланелеграфе, им предлагается изобразить натюрморт в рисунке, таким образом, каким они его выполнили на фланелеграфе. Детям с низкой остротой зрения или детям, у которых слабо развиты изобразительные навыки, воспитатель может предложить взять аналогичные контурные шаблоны и их обвести. Это даёт возможность ребёнку почувствовать себя более уверенным при овладении навыками рисования формы, особенно при затруднениях в выполнении задания. Срисовывание по трафарету, обводка по контуру используется не постоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальном этапе применения трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством обучения рисованию, овладения пространством листа бумаги. Использование приёма обводки не только вселяет в них уверенность, но и даёт возможность довести работу до конца, стимулирует освоение формообразующих движений в рисовании и становится подкреплением их стремления к передаче реальной точной формы изображаемых предметов. Важное значение имеет доведение работы до конечного результата. Неуверенность в своих силах, возможностях при рисовании встречается у таких детей довольно часто, так как плохое зрение создаёт для них ощутимые трудности. Всё это сдерживает потребность довести до конца начатую работу, а иногда из-за того, что на занятии ребёнок не успел завершить работу, он вообще отказывается от рисования. Чтобы создать лучшие условия для формирования у детей стремления довести до конца, начатый рисунок можно рисовать два занятия (на 1 - набросок, на 2 - раскрашивают). Рисование для слабовидящих детей сложная и трудоёмкая деятельность, и ему требуется на неё значительно больше времени, чем нормальному ребёнку. Именно поэтому для него приобретают такое важное значение положительные результаты работы и их одобрение. Занятия по рисованию с натуры содержат большие коррекционные возможности для развития цветовосприятия. Дети упражняются в видении, различии, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазной патологии нарушается цветоощущение, поэтому работа с натурой служит специальным коррекционным задачам развития цветоразличения. Такие упражнения дают детям имеющие нарушения цветоощущения, опыт ориентации в цвете по насыщенности и тональности. Когда ребёнок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его найти нужный цвет. Анализ детских работ следует строить с учётом зрительных возможностей детей и сходства рисунка с натурой. Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа "Найди предмет по наброску", "Найди с какого места и кто нарисовал этот рисунок", "Найди предмет по цвету изображения". Кроме занимательности для детей эти приёмы позволяют максимально активизировать зрительное восприятие, совершенствовать умение анализировать, выделять схожие и различные признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Физкультурно - оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения"
Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подх...
Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер. ...
консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения
Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...
Рекомендации воспитателям по работе с детьми с нарушением зрения
Воспитателям следует учитывать рекомендации учителя - дефектолога (тифлопедагога) по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания, разввития и обучения д...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...
Консультация для воспитателей: «Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»
Организация прогулок имеет важное значение для всестороннего развития ребенка. В группах для детей с нарушениями зрения прогулка проводится с помощью специальных методов и приемов....
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...