"Использование нетрадиционной техники рисования с детьми,имеющими нарушения речи".
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Дети-логопаты не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Также довольно часто в практике встречается такая особенность изобразительной и графической деятельности дошкольников - логопатов, когда они рисуют слишком маленькие предметы, что, как правило, свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.
В целом, у детей с различными речевыми нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок .Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем.) Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционная техника рисования позволяет:
- развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и за счет работы с разными изобразительными материалами.
- осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы).
- Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?)
- создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики, ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
- Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности.
- На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях.
- Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка—Детский сад «Светлячок»
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Подготовил : учитель-логопед
Жабина М.А.
2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.
Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи ...
Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"
Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....
Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Ре...
Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...