Характеристика программы ознакомления с окружающим миром.
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 235.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа – это государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, раскрывается содержание воспитательно- образовательной работы в ДОУ.
История создания программы воспитания и обучения в детском саду. 1919 г.- «Инструкция по ведению очага в детском саду». 1932 г. – создана «Программа», состояла из 2 частей: а) определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания (познавательная, игровая, трудовая и т. д.); б) организующие моменты (кормление, умывание, сон, одевание, прогулка). 1938г. – «Руководство для воспитателей детского сада» состоит из введения и 7 разделов (физическое воспитание, развитие речи, игра, рисование, музыкальное воспитание и ознакомление с природой). 1953г. – в программе выделено обучение на занятиях. 1962г. – выходит «Программа воспитания в детском саду». 1984г. – выходит «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». На ее основе изданы программы союзных республик бывшего СССР, программа была построена с учетом физиологии, психологии, педагогики. 1990г. – в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы под руководством Панько и Васильевой. 1993г.Первой программой, разработанной по заказу Министерства образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.).
В 1938 г. издается «Руководство для воспитателя детского сада». Этот документ отличался от предыдущих. В нем была подчеркнута ведущая роль воспитателя как организатора процесса воспитания, отмечалось, что приобщение детей к социальной действительности необходимо проводить постоянно в повседневной жизни, что оно должно быть положено в основу всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
В 1945 г. было переиздано «Руководство для воспитателя детского сада». В него вошел раздел «Знакомство с окружающим», имевший подраздел «Знакомство с бытом и общественной жизнью». И хотя содержание знаний было намечено неконкретно, в очень общих формулировках, это все же положило конец тенденции рассматривать задачу сообщения детям знаний об общественных явлениях как второстепенную.
В 1953 г. новым программным документом для детского сада вводилось обязательное обучение на занятиях . В «руководство для воспитателей детского сада» были включены указания об обучении, подчеркивалось его значение, раскрывались формы организации, методы. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада. В расположении программного материала от группы к группе выдерживался дидактический принцип постепенного нарастания трудности и вместе с тем предусматривалась повторность прохождения отдельных наиболее трудных вопросов в целях более прочного закрепления знаний детей. Большее, чем раньше, место отводилось игре, подчеркивалось ее значение во всестороннем воспитании детей.
Евгения Ильинична Радина предложила программу ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Ее программа состояла из пяти разделов: о стране (географические представления), о многонациональности нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии. Этот материал вошел в «Руководство для воспитателя детского сада», а в дальнейшем — в «Программу воспитания и обучения в детском саду» (1962,1969).
Однако он был включен не как самостоятельный раздел, а как составная часть раздела, носившего название «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Объединение задач ознакомления с окружающим с задачами развития речи привело к целому ряду серьезных ошибок в практике воспитательной работы. Постепенно задачи и методы развития речи формализовывали , а во многом и вытесняли задачи приобщения детей к социальной действительности. Содержание знаний о социальном мире стало лишь материалом для развития речи, исключались необходимость и возможность воспитания социальных чувств и отношений. В методике ознакомления с окружающим преобладали словесные методы с недостаточной опорой на разнообразную деятельность.
Эту тенденцию можно обозначить как тенденцию формализованного подхода к проблеме приобщения детей к социальной действительности. Следует отметить, что, несмотря на различное в разные отрезки времени отношение к объему знаний и организации их преподнесения детям, период с 1917 по 1984 г. отличался единым пониманием термина «социальная действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей.
Радина Евгения Ильинична (1901-1969). Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, возглавляла лабораторию воспитания детей раннего возраста. Область научных исследований: воспитание фонетической стороны речи детей; содержание знаний об окружающей жизни; трудовое воспитание дошкольников. Основные работы: «О развитии фонетической стороны речи» (1944); «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» (1947, выдержала 5 изданий, последнее — 1968); «Роль беседы в воспитательно-образовательной работе советского детского сада» (1948); «Ознакомление детей с явлениями общественной жизни» (1952); «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» (1967).
Источники: Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. Елезова Н.Г. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар . науч.-практ . конф . № 3. – Новосибирск: СибАК , 2010. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания-МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2009. http://window.edu.ru/resource/139/56139/files/elsu18.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром Для детей 4-5 лет (по программе С.Г.Шевченко)
данное планирование совтавлено по программе С.Г.Шевченко для детей с задержкой психичнского развития 4-5 лет. опора в планировании идет на лексические темы, от которых ооталкиваемся в изучении м...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».
Комплект состоит из 3 конспектов - занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...
Программа ознакомления с окружающим миром для детей дошкольного возраста, воспитанников социально-реабилитационного центра "Юный эколог"
знакомство с окружающим миром...
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».
: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...
Конспект НОД по теме: «Дикие животные» для детей с ЗПР 6-7 лет по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
Апробированный авторский конспект по теме: "Дикие животные" для детей с ОВЗ для развития высших психических функций с использованием ИКТ (образовательный портал Мерсибо, конструктор картинок...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....