Конспект НОД по теме: «Дикие животные» для детей с ЗПР 6-7 лет по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Апробированный авторский конспект по теме: "Дикие животные" для детей с ОВЗ для развития высших психических функций с использованием ИКТ (образовательный портал Мерсибо, конструктор картинок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx360.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Дикие животные» для детей с ЗПР 6-7 лет

 по разделу программы

 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Цель: обогащение  и обобщение  знаний и представлений детей о диких животных средней полосы (лось, кабан, олень, белка).

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • закреплять умение различать и называть диких животных наших лесов, знать их повадки  («Познавательное развитие»);
  • закреплять обобщающее понятие «дикие (лесные) животные» («Познавательное развитие»);
  • развивать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями («Речевое развитие»);
  • развивать умение определять следы лесных животных (заяц, белка, лось, лиса, медведь, кабан) («Познавательное развитие»);
  • словарная работа:  уточнение лексического значения слова «сохатый» («Речевое развитие»);

Коррекционно-развивающие

  • расширять и активизировать словарь теме «Дикие животные» («Речевое развитие»);
  • развивать умение образовывать притяжательные прилагательные («Речевое развитие»);
  • развивать умение определять, какому животному принадлежит след;
  • развивать умение слышать рифму, рифмовать слова («Речевое развитие»);
  • развивать умение отгадывать загадки о лесных животных со сравнениями и эпитетами («Познавательное развитие»);
  • развивать умение находить и объяснять «нелепости»  на основе сюжетной картине в процессе дидактического упражнения «Что не так?» («Познавательное развитие»);
  • развивать долговременную память посредством предварительного заучивания загадок и стихотворения к подвижной игре «Зверина зарядка»;
  • развивать общую моторику, координацию («Физическое развитие»).

Воспитательные

  • развивать умение участвовать в деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им («Социально-коммуникативное развитие»)

            Формы и методы работы: дидактические упражнения, беседа, рассказ о лосе, использование художественного слова, демонстрация слайдов, интерактивная игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа:  заучивание стихотворного текста к физкультурной минутке «Звериная зарядка»; отгадывание и заучивание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение детской литературы о лесных животных (Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина); рассматривание следов диких животных; различение на слух звуков, издаваемых животными.

Демонстрационный материал: сюжетная картина с изображением лесной зимней поляны в конструкторе картинок на сайте Мерсибо (нелепица), мультимедийная презентация «Лось», изображения следов диких животных, сюжетная картина «В лесу».

Раздаточный материал: перфокарты «Следопыт» для каждого ребёнка.

Оборудование: компьютер, аудиозапись звуков, издаваемых лосем, мяч.

 Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ι. Организационный момент.

1. Д/у «Определи на слух».

Раздается звуки, издаваемые лосем.

- Дети, кто издаёт такие звуки? (лоси).

- Это рёв лося. Лось ревёт.

II. Основная часть.

  1. Рассказ дефектолога о лосе с показом слайдов.

      «Лесной великан» - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на соху,  поэтому его называют сохатый. У лосихи рогов нет. Лосю не страшны глубокие снега, т. к. у них длинные ноги. Зимой лоси питаются  ветками и корой молодых деревьев: осин, сосен и рябины. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытые густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

  1. Ответы на вопросы по прослушанному рассказу.

- Что нового вы узнали о лосе? Ответы детей.

3. Дидактическое упражнение «Лови слово в ладоши».

- А теперь, ловите в ладоши то слово, которое характеризует лося.

Могучий, травоядный, длиннохвостый, длинноногий, косолапый,  хищный, крупный, сохатый, рыжий, слабый, копытный, перелётный, лесной, трусливый, выносливый, плавает, рычит, ревёт, летает.

  1. Дидактическое интерактивное упражнение «Что не так?».  

Дефектолог обращает внимание детей на сюжетную лесную зимнюю картину в «Конструкторе картинок» на портале mersibo.ru, предлагая её рассмотреть внимательнее. Дети рассматривают картину, находят и объясняют нелепости, а затем «исправляют ошибки» в конструкторе картинок с помощью мышки.

Нелепица

  1. Загадки о диких животных.

- Дети я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сейчас, у кого окажется мяч, тот загадает свою загадку.

        

Дети, стоя кругом, передают мяч, загадывая загадки, которые они заранее выучили наизусть.

Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит  – …
лось.

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…
олень.

Кто же это? – У зверушки –
Хохолочки чудо - ушки,
Хвост пушистый, в рыжей шубке.
Под сосной лежат скорлупки,
Щелкает весь день без спешки
Очень вкусные орешки.
Вот грибы висят на ветке.
А в дупле малютки - детки.
Мы её назвали Стрелка.
Не лиса она, а …
белка.

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
барсук.

Дикий зверь тропой бежит,
То, как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
кабан.

- О каких животных были предложены загадки?

- Как можно их назвать двумя словами?             Дикие (лесные) животные.

- Почему их называют лесными животными?   От слова лес.

  1. Дидактическое упражнение «Белка-стрелка».

При затруднении рифмовать, помогает дефектолог.

Нашлось  – …лось, лень – …олень, стрелка - …белка, друг - …барсук, караван - …кабан.
- Слова звучат в рифму?

- Попробуем  стать  поэтами? Поможет нам эта картина.

Са-са                         Возле ёлочки лиса. Бродит рыжая лиса.

Ось-ось                      Стоит рогатый (могучий) лось.

Жик-жик                  Бежит по лесу ёжик. У берёзок ёжик.  За пенёчком ёжик.      

Елка-елка                 Сидит на ветке белка.

  1. Подвижная игра «Звериная зарядка» (проводит ребёнок).

Раз – присядка.                         Присесть.
Два – прыжок.                         Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.                 «Ушки на макушке» – зайчики.
А лисята как проснутся,         Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться,         Потянуться.
Обязательно зевнуть, 

Рыжим хвостиком вильнуть. Повороты туловища. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть         Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.         Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,         Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,         Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе         Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.

- Когда медведь топчется, что он оставляет?       Следы.

- Я видела чьи-то следы, но их запорошил снег.   Дети ищут следы животных.

  1. Дидактическое упражнение «Следопыт».

Чьи на снегу видны следы –

Волка, зайца иль лисы?

Научись их узнавать,

Будешь тайны леса знать.

- А вы умеете распознавать следы лесных животных?

- Если вы правильно определите след животного, то найдёте интересную игру.

Дети идут по следам  и определяют, какому животному принадлежит след.

Следы приводят детей к столам, где лежат перфокарты «Следопыт»

- Как можно назвать эту игру? («Чьи следы?», «Кто пробежал?» и пр.)

Дети подходят к столам, где лежат  перфокарты для индивидуальной работы.  Они соединяют  линией  животное и его след.

III. Итог

Молодцы! Сегодня вы узнали много нового и интересного о лесных жителях.

- Что же вы узнали?

- Дети, я приготовила для вас сюрприз. Он лежит в группе, за мягкими модулями, на подоконнике.

Дефектолог раздаёт детям раскраски с дикими животными.

 

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Календарный план работы по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» для детей с ЗПР подготовительной группы.

Календарный  план составлен  на учебный год по лексическим темам, указаны источники занятий....

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные нашего края»Новикова Наталья Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе по р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...

Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные».

Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные»....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Конспект  ООД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития....