План работы самообразования
рабочая программа (старшая группа) на тему
План работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы Фарухшиной Лилии Борисовны на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faruhshina_l.b._plan_samoobraz_na_5_let.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Абсалямовский детский сад «Светлячок» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
План работы по самообразованию
воспитателя старшей разновозрастной группы Фарухшиной Лилии Борисовны на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» на 2014-2019 учебный год.
Срок реализации- 5 лет
Дата начала работы над темой 1.09.2014г.
Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2019г.
2015 г.
Актуальность темы
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Тема:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Цель самообразования:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования; развивать познавательные способности; создавать условия для исследовательской активности детей.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы, создать методическую базу
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). - Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения; - Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. - Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. - Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию
проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, путешествия и других форм работы.
- Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Оформить в группе мини лабораторию и стенд «Почемучка»
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитие ребёнка».
- Формировать у детей разные способы познания.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в районных, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в районных семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/ Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2014 – 2019 учебный год)
2014-2015 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь |
3. | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Сентябрь-октябрь |
4. | Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
6. | Собрать банк данных по теме «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». Презентации, статьи. | В течение года |
7. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь Март-апрель |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира в дошкольном возрасте» | В течение года |
9. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года |
10. | Изучить литературу – Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет | Январь |
11. | Принять участие во всероссийском конкурсе «Воспитатель года» | Февраль |
12. | Провести итоговое занятие для родителей «Клоун Бимка и его чудеса» | Март |
13. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
14. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану |
2015-2016 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучить литературу «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л.Ю. Павлова | Сентябрь 2015г. |
3. | Выступление на педагогических семинарах, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Изучить ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь |
5. | Составление картотеки публикаций по теме. | В течение года |
6. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
7. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня математического развития детей на начало и конец учебного года. | Сентябрь, май |
8. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь-октябрь |
9. | Создание презентации: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования». | Январь-апрель |
10. | Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников. | В течение года |
11. | Открытое занятие для учителей начальных классов по ФЭМП. Преемственность детского сада и школы. | Февраль |
12. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Изучение литературы «Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет». Практико-значимый проект «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь!» | Март-май |
15. | Диагностика динамики за два года по своей теме: - входной контроль; - промежуточный контроль; - итоговый контроль. | Октябрь Февраль Май |
2016-2017 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Разработка конспектов с элементами экспериментирования | Сентябрь-декабрь |
4. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
5. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Открытое занятие для педагогов | Октябрь |
7. | Изучить УМК «Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова к программе «От рождения до школы» | Ноябрь |
9. | Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию» | Январь |
10. | Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях» | Февраль |
11. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года |
12. | Итоговое занятие по окружающему миру с использованием дидактических игр. | Март |
13. | Ведение персонального сайта | В течение года |
14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2017-2018 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин. | Сентябрь-октябрь |
4. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь-декабрь |
5. | Открытое мероприятие по познавательному развитию в рамках районного семинара воспитателей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста, посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДО | Октябрь |
6. | Изучить УМК «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина к программе «От рождения до школы» | Ноябрь |
7. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
8. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
9. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
10. | Пройти курсы повышения квалификации | Январь |
11. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Февраль |
12. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
13. | Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение. | В течение года |
14. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
15. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года. | Май |
2018-2019 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа. | декабрь |
3. | Размещение своих работ на веб-сайте https://nsportal.ru/farukhshina-liliya-barisovna | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. | В течение года |
6. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
7. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, апрель |
8. | Разработка пособия дидактических игр по интеллектуальному развитию. | В течение года |
9. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | По плану образовательного учреждения |
10. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования». | По плану образовательного учреждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективный план работы самообразовании по теме развития творческого воображения детей старшего возраста в процессе рисования по замыслу
Перспективный план на работы развития творческого воображения детей старшей группы детского сада "Кэнчээри" в изобразительной деятельности...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...
План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР» 2024-2025 учебный год
План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР»...