Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"
материал по развитию речи ( группа) по теме
"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Работая в детском саду, из года в год замечаешь, как материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должно сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
Какую роль играют семья и детский сад в воспитании детей?! Этот вопрос всегда ставился на родительских собраниях моей группы в начале каждого года. Мнение большинства родителей совпали в том, что всю ответственность за духовно-нравственное воспитание и моральные устои лежит на детских садах, что все основы они получают в детском саду, это мнение ошибочно...
Семья и детский сад - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. И для того, чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между нами.
Прежде всего, нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми и их родителями – «свою педагогику». Как сделать так, чтобы от этого процесса получили удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнером и единомышленником?
В начале каждого года я собираю банк данных родителей. После собранных информаций составляю социальный паспорт своей группы, где выявляю статус каждой семьи. Работа с родителями очень трудоемкая. В группе 25 детей, а родителей намного больше и, следовательно, каждая семья имеет свой взгляд на мир, свои методы воспитания
Не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У многих отсутствовала мотивация для общения, не было желания выносить семейные проблемы на обсуждение; некоторые вообще избегали встреч. Важно было найти правильную тональность в разговоре с родителями. Вести такую работу с родителями обязывало меня влиять на родителей своих воспитанников, формировать у членов семьи ответственность за правильное воспитание детей с первых лет их жизни.
Мне приходилось выступить не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему в первую очередь мне необходимо хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Все эти проблемы концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.
В начале моей работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено мною, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребенка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты».
Сформулирую цели первого этапа своей работы:
- установить контакт с каждым ребенком и его родителями;
- сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;
- стремиться жить жизнью ребенка.
Следующий этап - знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большую помощь оказывает мой опыт работы: мое умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Чтобы быть заинтересованным в гармоничных отношениях между родителями и детьми, мне пришлось приложить максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка.
Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т.п. я усвоила для себя, что очень важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить, что мы - партнеры в воспитании и становлении личности наших детей. И стараюсь донести до родителей, что положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения между нами: детьми, родителями и педагогами. А для полноценного диалога мне приходилось определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом направлении помогли анкетирования, которые позволили собрать обширный и разнообразный материал по темам: «Особенности воспитания ребенка в семье», «Что вам мешает в общении с ребенком», « Хорошие ли вы родители», «Проявление творческих способностей у детей». Родители написали сочинение на тему: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности». Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации: «Азбука общения». Для составления консультации мне очень помогла программа «Азбука общения» под редакцией Людмилы Михайловны Шипицыной и творческим коллективом педагогов. Программа на развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками для детей от 3до 6 лет. Также пользуюсь методическими пособиями «Наследие» М.Ю.Новицкой, «Работа с семьей: необязательные инструкции» Лидии Свирской. А также давались консультации на такие темы: «Роль семьи в формировании личности ребенка: некоторые разновидности уродливой любви», «Ребенок познает мир», «Предметно-развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьей», «Воспитание вдохновением, или Мы тоже были детьми» и т.д.
Постепенно родители стали понимать, что педагоги искренне заинтересованы в решении общих для детского сада и семьи проблем, и , поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам.
Родительские собрания у нас, как правило проходят 4 раза в год. Старалась проводить в нетрадиционной форме. Некоторые из них организованы в форме КВН, викторин. Их сценарии разрабатывались с учетом особенностей детей и запросов родителей, а проведению предшествовала совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей. Проводились собрания на такие темы: «
Следующим шагом в дальнейшем взаимодействии с родителями я выделяю составление «Семейного портрета», при этом выясняю следующие факторы:
1.Жилищные условия (частный дом, квартира, аренда)
2. Возраст, образование
3. Супружеский опыт (в первом, втором браке, в разводе)
4. Состав семьи (полные, одно-, двух-, многодетные, неполные и т.д.)
5. Поколенный состав (бабушка, дедушка, проживающие вместе)
6. Отношение к педагогическому самообразованию.
Все это учитываю в планировании работы с семьей. Используя анкетный опрос и четко представляя «семейный портрет», я разрабатываю план совместной работы с семьей .
Цель совместных мероприятий – сотрудничество с семьей и обогащение социального опыта детей. Проводились такие досуги: «Мама, папа и я – спортивная семья», «День матери», «Мама, папа и я – читающая семья», «Правила дорожного движения», куда был приглашен родитель из ГИБДД.
Совместные были проведены выставки: «Природа и фантазия» работы детей и родителей из природного материала, очень интересно выпустили стенгазету на тему: «Природа и здоровье», где оформили рубриками «Это интересно!», «Родителям на заметку», «Это полезно знать!», а также дополнили семейными фотографиями. К «Дню Здоровья» ходили на совместные походы, ежегодно проводилась операция «Зеленая аптека». Родители снабжают нас лекарственными травами для оздоровительно-профилактической работы в ДОУ.
Наши родители активно принимали участие на конкурсах «Лучшая национальная кухня», «Лучшая национальная одежда» к празднику Шагаа. К русскому народному празднику «Масленица», участвовали на конкурсе «Самый красивый кокошник», на конкурсах «Самый лучший скворечник», «Лучшая кормушка» к празднику Птиц.
Проводились также фотовыставки к знаменательным датам, например, «Наши папы – защитники», «Вот какие наши мамы», «Мы занимаемся», « Наши работы», составляется летопись группы. Такие мероприятия сближают детей и родителей.
И, конечно же, некоторые мероприятия не обходятся без спонсорской поддержки самих родителей (чаепитие, призы, подарки, оформление и т.д.) Также стараюсь давать родителям по их возникшим вопросам индивидуальные консультации. Родители много задают вопросы, стали более заинтересовано относиться к жизни сада и группы.
Для эффективной и результативной работы по своей проблеме я тесно взаимодействую со всеми структурными подразделениями своего сада: старший воспитатель, заведующий, медсестра, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, младшие воспитатели.
По опыту своей работы я поняла, что взаимодействие с родителями оказывает благоприятное влияние на развитие ребенка. Совместно организованная работа с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение (происходит связь поколений). Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется «образ семьи»
По проделанной совместной работе с родителями все-таки я пришла к такому выводу, что семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
План работы с родителями.
- День рождения у меня (в течении года).
- «Встреча с друзьями» (сентябрь)
- «Осень разноцветная» (октябрь)
- Выход в лес (октябрь, апрель)
- «Неделя здоровья» (осень, весна)
- «Самая обаятельная и привлекательная» (к Дню матери)
7. «Новогодний калейдоскоп» (декабрь)
- «В гостях у сказки» (январь)
- « Чедип келген Шагаавыс» (февраль)
- «Будущие защитники Отечества» (февраль)
- «Папа, мама и я – спортивная семья» (февраль)
- «Мама дорогая» (март)
13. «Масленица широкая» (март)
- «День Здоровья» (апрель)
- «Земля – наш общий дом» (апрель)
15. « Любимы мой дворик » (озеленение территории сада – май)
- «День защиты детей» (июнь)
- Выходы в библиотеку ( в течение года)
- Выходы в музей ( в течение года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "
В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...