Использование средств музейной педагогики в интеграции с технологией образовательных маршрутов при изучении быта и культуры Терского казачества в дошкольном образовательном учреждении.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    В отличии от настоящих больших музеев, наш мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и самих детей. Здесь ребенок выступает не только созерцателем , но является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны : их можно трогать, брать в руки и рассматривать. Музейная  педагогика  является  инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду.

  Изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.Создание мини-музея «Казачий курень» в ДОУ, позволило расширить представление детей старшего дошкольного возраста о быте и традициях казачества. Для воссоздания старинного интерьера в ДОУ использовалось методические пособие Ставропольского краевого Дома народного творчества «Казачье подворье».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств музейной педагогики в интеграции с технологией образовательных маршрутов  при изучении быта и культуры Терского казачества в  дошкольном образовательном учреждении.

                                    Зимовцова Я.В., музыкальный руководитель,

                           Заварзина О.И., старший воспитатель.

В рамках совместной  деятельности  педагогов, воспитанников и родителей  МБДОУ ЦРР д/с №14 «Росинка» по изучению регионального казачьего компонента был создан мини-музей  «Казачий курень» .                                      В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания обучающихся в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, а так же формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры.                                                                        Музейная педагогика, как эффективная педагогическая технология, способствует раскрытию творческих способностей воспитанников, формированию активной гражданской позиции, системы нравственных взглядов на жизнь, приобщению к истории и культуре родного края, к успешной социализации. Педагоги используют опыт применения музейных технологий в учебно-воспитательном процессе обучающихся старшего дошкольного возраста при проведении  занятий, праздников и развлечений.  Ведущим местом в работе с детьми старшего дошкольного возраста является театрализованная игра , песенное творчество и поделки своими руками. В ходе занятий проводятся сценки,  хороводные игры . Проведение народных, хороводных игр  затрагивают эмоционально – чувственную сферу ребенка, помогают проникнуться самобытностью казачьей культуры, способствуют развитию коммуникативных качеств.                                                              История России, летопись южного региона неразрывно связана с историей казачества, заслуга которого отражена как на гербе Ставропольского края, так и увековечена в мемориалах, памятных знаках, посвященных казакам-защитникам южных окраин Российской империи.                                    Изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.                                                                 Создание мини-музея «Казачий курень» в ДОУ, позволило расширить представление детей старшего дошкольного возраста о быте и традициях казачества. Для воссоздания старинного интерьера в ДОУ использовалось методические пособие Ставропольского краевого Дома народного творчества «Казачье подворье». Учитывались основные принципы организации мини-музея: наглядность, доступность, содержательность, безопасность, подвижность структуры занятий-экскурсий и обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ. Вся экспозиция расположилась в отдельном помещении музейной комнаты. Предметы быта б выставлены в определённую экспозицию по их назначению и применению в быту. Стол, покрытый белой скатертью, на котором красуется самовар. Чаепитие было центральной частью жизни казаков. И самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Керосиновая лампа, которое освещала жилище. Во внутреннем убранстве «Куреня» центральным местом «божница Святой угол», который имеет важное значение и благодаря своему убранству, он сразу же притягивает к себе взор входящего. Подаренная старинная икона обрамлена вышитым белоснежным полотенцем -рушником. В «божнице» предметы имеющие священное или обрядовое значение которые сохраняли: лампада, куличи, пасхальные яйца. На полках расставлена домашняя утварь из дерева, глины, металла.                                                                                                     Макет русской печи с изображением лежанки, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали. Чугунная посуда, кочерга, ухват, плетёные корзины, стиральная доска.                                Кровать с сшитым из лоскутков одеялом. Подвешенная, под потолок, колыбелька с шатровым покрытием. Она была удобна тем, что ее можно было взять с собой в поле и разместить на любое дерево или крючок. Недалеко от кровати стоит сундук, хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения, шкатулка для украшений. Вдоль стены стоит лавка, покрытая рогожкой. На ней кадки и туески, которые казачки использовали для хранения сыпучих продуктов и замешивания теста. Зеркало, украшенное орнаментом, которое служило не только для отражения красоты хозяйки дома, оно украшало сам дом. Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты-фотографии на стене -традиционные семейные реликвии. На стене плюшевый ковёр, на котором разместились картины, черкеска с шашкой.                                                                                           Процесс создания экспозиции прошёл в тесном сотрудничестве всех педагогов ДОУ, детей и родителей. Дошкольники стали не просто посетителями, а участниками процесса при сборе, изготовлении и пополнении экспонатами мини-музея. Семьи ребят принесли в дар детскому саду предметы быта, мебели, посуды, текстиль своих прабабушек.  Так в нашем «Курене» появились семейные реликвии, чем очень гордятся наши дети, видя свою причастность к созданию мини-музея, что являются соавторами, творцами экспозиции.                                                                        В результате музей действительно становится «изюминкой» детского сада, его показывают гостям, но для детей он постепенно превращается в обычный фрагмент общего интерьера. Учитывая, что в обычной жизни посещение музея для детей -это особое событие, почти праздник, музей в детском саду постепенно теряет возможность воздействовать на детей за счет новизны и неожиданности. При разработке методов и форм работы по ознакомлению с бытом казачества было решено придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. Многие экземпляры мини-музея дети помогали делать :  помогали делать газетные трубочки имитирующие виноградную лозу, для плетения люльки; расписывали глиняные горшки во время реставрации, скручивали куколок-обережниц.                                                                                                           Визит в мини музей вызвал у наших дошколят яркий позитивный эмоциональный отклик. Многие из них стали инициаторами семейного похода в «Казачий курень». Чтобы удержать это внимание, при построении жилища казаков мы не стали ограничиваться стандартной расстановкой. После проведения первых ознакомительных экскурсий провели открытие новых экспозиций, трансформируя горницу согласно темам проекта «Казачество». Около мини-музея расположены студия изобразительной деятельности  и музыкальный зал , где проводятся мероприятия по более глубокому исследованию детьми предметов, организовывается самостоятельная творческая деятельность детей. Традиционная форма-беседа, рассказ - нередко сопровождается использованием мультимедийных средств.                                                                                                              Окунуться в историю, примерить на себя образ казака и казачки, рассмотреть содержимое сундука, подобрать себе украшение всё это стало возможным для ребят при знакомстве с выставкой «история происхождения казачьего костюма».                                                                                                                При изучении домашней утвари «Посуда казаков» дети примерили на себя роль гончаров, экспериментировали с глиной, познавая её свойства, лепили горшки, расписывали узорами тарелки ,чашки и досточки. Узнали, что они имеют разное применение. Новые совсем неизвестные названия изделий пополнили словарный запас ребят.                                                                                                 В процессе изучения обрядов, традиций, праздников изготавливали куклы-обереги, на печке «пекли» импровизированные блины.                      Творческие работы-экспонаты детей и родителей пополнили наш курень: пасхальные яйца, куличи, обрядовые куклы. Наш музей находится в начале своего развития. Он будет развиваться и дальше, поскольку есть интерес к нему и со стороны детей, и со стороны педагогов, и со стороны родителей.                                        У ребят, появилась возможность исследовать предметы, брать их в руки, рассматривать, узнавать  из чего они сделаны, историю создания и традиции применения их казаками.  Посиделки в курене притягивают внимание детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков, в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия.                                                                                      В отличии от настоящих больших музеев, наш мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и самих детей. Здесь ребенок выступает не только созерцателем , но является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны : их можно трогать, брать в руки и рассматривать.                                                                   Музейная  педагогика  является  инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду, что позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО:                                                                          - содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе  развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;                                     - приобщение  детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;                                                                                                                           - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;                                                                                  - учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей ;                       Эффективность открытия мини-музея и работы по теме «Использование средств музейной педагогики при изучении быта и культуры Терского казачества в  дошкольных образовательных учреждениях» мы видим по следующим показателям:

- увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках музейной педагогики;

- увеличение количества экспозиций и экспонатов мини-музея казачьей культуры, учебно-методических материалов;

- рост интереса к экспонатам и мероприятиям мини-музея дошкольников, их мотивации к познанию истории, традиций казачества;  

- рост интереса к работе мини-музея родителей дошкольников, их участию воспитательно-образовательном процессе ДОУ;  

- увеличение количества эффективно реализованных педагогами ДОУ проектов в познавательно-творческой, исследовательской деятельности с дошкольниками;

- рост интереса к опыту реализации данного проекта педагогов других ДОУ.

Технология «музейной педагогики созвучна с «образовательным терренкуром, так как  ребята поэтапно знакомятся с новыми предметами быта, на основе проектной деятельности в казачьем курене проводятся образовательные события» «День матери – казачки», «Семейные музыкальные посиделки, и каждое новое посещение музея – это замечательной путешествие к родным истокам, игра на музыкальных инструментах, с предметами быта, которые  интегрируют с виртуальным музеем, что позволяет создавать презентации и ролики, в которых дети выступают замечательными «журналистами и блогерами». Ребенок впитывает духовные ценности, прикасаясь к прошлому, с  одной стороны, с другой же, прекрасно чувствует себя в роли современного экскурсовода, рассказывающего о культуре «прошлого». Это соединение культуры прошлого и настоящего и является элементом культуры будущего, так как маленькие журналисты, блогеры и художники проявляют себя с творческой стороны, например, когда пишут и иллюстрируют  вместе книгу про Казачий курень. Мы гордимся таким музеем, так как он – плод совместной долголетней деятельности всех участников педпроцесса в рамках регионального компонента, и наша «музейная педагогика» развивается дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Комплексное использование средств музейной педагогики в развитии дошкольников

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с соци...

Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации

   Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельност...

«Использование средств музейной педагогики в воспитании любви к родному краю и его жителям».

  Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования, среди которых - активизация познавательного интереса к истории родного города, традициям народной культуры Люди...

Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики

Воспитывающая культурная среда в ДОУ с использованием средств музейной педагогики...

Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

   В детских садах создаются «мини-музеи».     В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...