Развивающие особенности игр В.В. Воскобовича в работе с детьми, имеющими нарушения речи
статья на тему
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В этом случае помогут разивающие игры В.В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1_ob_igrah.docx | 313.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Косейкина О.Ф.
воспитатель старшей логопедической группы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 88 «Слоненок»
Особенности развития познавательных способностей дошкольников посредством развивающих игр В.В. Воскобовича»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «…Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить маленького ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивает мышление, волю; формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты.
В настоящее время разработано большое количество игровых технологий. Спонтанно накопительный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Именно игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими скучными упражнениями.
Простая и всем, казалось бы, ясная мысль, но, как это часто бывает, легко сказать, но трудно сделать. Как в современном мире при таком многообразии игр и игрушек выбрать то, что действительно обладает мощными развивающими характеристиками? Ведь для нас, воспитателей, очень важно и то, что мы, играя, учимся. Вот почему проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики развивающих игр и пособий. Я всегда любила с детьми заниматься математикой, конструированием из бумаги, оригами. Однажды мне на глаза попалась статья о развивающих играх Воскобовича В.В., которая меня заинтересовала. И я стала изучать более углубленно эту тему.
Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Технологии В.В. Воскобовича – построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Игры В. Воскобовича – необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе.
Развивающие игры В.В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым.
Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг». Развивающие игры и пособия В.В. Воскобовича можно условно разделить по целям развития на три группы.
Первая группа – игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения цифр, понятия «количество», геометрических фигур. Пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо-крестик», «Чудо-соты»), освоение целого и части («Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Вторая группа – это игры с буквами, слогами и словами. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Конструктор букв»), составлять слоги и слова («Теремки Воскобовича»), заниматься словотворчеством («Яблонька», Снеговик». «ромашка»).
Третья группа – универсальные игровые пособия (коврограф «Ларчик», «Игровизор»). Несмотря на различную направленность, все игры и пособия дают возможность участвовать в творческом процессе, который проявляется в придумывании различных образов, задач и действий.
Хочу поделиться результатами использования игр в своей практике. Дети 5–6 лет стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх. 3-х летние малыши легко различают и называют цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики рук. Кроме того, у дошкольников, в образовательном процессе с которыми использовала игровую технологию В. В. Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.
Включение в коррекционную работу с детьми с ОНР игр В. Воскобовича позволило добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Дети хотят идти в школу и учиться ради самого учения.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. Предлагаю педагогам дошкольных учреждений использовать игровую технологию В. В. Воскобовича в работе с детьми во всех видах деятельности, также с детьми ОВЗ и в кружковой работе.
Список использованной литературы
- Воскобович В.В. Харько Т.Г. «Сказочные лабиринты игры». – РИВ, 2007. – 112 с.
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. – Метода, 2013 г. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....
Применение коллажа в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Для успешного освоения программы обучения в школе выпускник детского сада должен обладать умением связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определ...
Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"
С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она ис...
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Детский сад".
В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Детский сад"...
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Сад. Огород".
В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Сад. Огород"...