Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи
статья по логопедии

Кургушова Елена Александровна

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurgushova_e.a.docx360.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                  Кургушова Елена Александровна

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе

 с детьми имеющими нарушения речи

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

 А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

Рассмотрим более подробно каждую технологию. 

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения.  Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:

- Сказка о Веселом Язычке. https://cf.ppt-online.org/files/slide/k/KakS14RzGEQXelqF2oVgJuT7yP3hpON90nZDiA/slide-2.jpghttps://cf.ppt-online.org/files2/slide/z/zDFeCsjWd20ixUSg9IrbmhoatfpYuAHXvLM4OyE36/slide-14.jpg

Использую пособие Е.Г. Карельской «Растим говорунов» М.:Дрофа, 2007 г. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории)

-Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.

-Артикуляционная гимнастика для  девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам. Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине .

http://xn--43-6kcpec8amc5bya.xn--p1ai/images/i/1447426454.jpg

https://cdn.st100sp.com/pictures/079487589

Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры. Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т.д.

Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось.

C:\Users\0\Desktop\img1.jpg

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество.

Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике.

Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/07da/0002c6f9-89274a62/img7.jpg

Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

 И ладошку поменяю.

Су-джок шарики использую при автоматизации звуков.

●Игра «Кто больше»

Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

●Игра «Шарик прокати – картинку назови»

●Игра «Звуковая схема»

Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Например: лук, аист

●Игра «Раздели на слоги»

Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – игры с прищепками.

●Прищепки хорошо использовать  для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!      

●Игра "Смотри не ошибись!" 
- Назовите картинки со звуком «ш», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

●Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

 Снежинки 

Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки –       вверху.)

Чуть затихла злая вьюга. -   (Опустить руки вниз, встать прямо.)

Улеглись повсюду.   (Развести руки в стороны.)

На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)

 (Е.Г.Карельская)

 Зимний день

Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.) 

Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)

Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.) 

Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.) 

Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)

Пробежимся по снежку. (Соответственно)

Постучим нога о ножку, (Соответственно.)

Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)

 (Е.Г.Карельская).

В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом.

Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Примеры игр:

● «Мяч поймай – слово называй»

● «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

● «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.

 Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду,

И словечко повторю.

● «Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребенок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.

Мячик катится вокруг-

Мой веселый, круглый друг.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.

 Хочется надеяться, что игры, представленные в статье,  пригодятся Вам в работе.

Список литературы:

  1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
  2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
  3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003Логопед (журнал), № 5/2008.
  4. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  5. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание », 2010, № 6
  6. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».

Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...

Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...