РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ « ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА).
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Сычева Елена Жантагировна

Известно, что мышление ребенка дошкольного возраста преимущественно наглядно- образное, конкретное. Сознание наивное, предельно конкретное. Поэтому в рамках нашего ДОУ организована кружковая работа «Воспитательный диалог», которая учит ребенка философствовать, в диалоге с другими людьми понимать смысл жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenoe_razvitie_microsoft_office_word.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ « ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА).

             Современное общество находится в глубоком нравственном кризисе. Об этом много пишется и говорится. Социальное разложение коснулось не только центральных и больших городов, но и отдаленных маленьких городов. Поэтому задача нравственного воспитания подрастающего поколения становится одним из важных направлений в работе  образовательных учреждений, и многих общественных обрганизаций  и государственных структур.  

Педагогические коллективы, родители, общественность серьёзно обеспокоены проявлениями безнравственного поведения подрастающего поколения,  неуважения к людям старшего поколения. Нами был проведен опрос родителей, который показал, что большинство  считают одной из  главных задач детского сада - воспитание. То есть практически каждый второй родитель заинтересован в том, чтобы дошкольное учреждение готовило выпускника, который   не только усвоил определённую сумму знаний, но и был бы воспитанным человеком, различающим понятия «добра» и «зла»,  умеющим общаться, приносить пользу обществу.

Детский сад  всегда занимался воспитанием и всегда будет им заниматься.  Именно детский сад имеет огромный  потенциал  для организации эффективной воспитательной работы, именно он может объединить всех, кому не безразлично будущее воспитанников, а значит и будущее страны,  именно детский сад может и должен сделать всё необходимое, чтобы наши дети стали настоящими гражданами нашей Родины.  

Важное значение имеет организация общественной деятельности, включение в совместную деятельность всего детского коллектива. Воспитанники  всегда являются самыми активными участниками различных мероприятий детского сада, без них не обходится практически ни одно воспитательное мероприятие, ни один конкурс.  

Создание среды, благоприятствующей нравственному воспитанию и развитию воспитанников, является важнейшей задачей деятельности детского сада.

  В детском саду организовано единое воспитательное пространство: тематически оформленные выставки,  тематические стенды, используемые в воспитательном процессе,  в отдельном помещении располагается мини-музей, имеется в необходимом количестве оборудованные  для проведения праздников, культурных событий, социальных проектов, имеется весь необходимый  спортинвентарь для проведения спортивных соревнований и праздников.  Это  позволяет  ребятам:

- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и детсадовые праздники; историю, культурные традиции, достижения воспитанников и педагогов детского сада;

- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими детьми и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, ценности здорового образа жизни.  

Виды и формы  деятельности с дошкольниками

Различные виды деятельности ОУ по  нравственному воспитанию и развитию дошкольников представлены различными формами образовательной деятельности.

 В содержание  деятельности в данном направлении заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий педагогу эффективно реализовывать целевые установки «Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами содержания образовательных областей  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Содержание образовательной области «Коммуникация» несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения,  развивают уважение и интерес к творческой работе.  

В содержании области «Чтение художественной литературы» содержатся литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия воспитанников с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Содержание области «Познание» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Содержание обогащёно культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины. Содержание также даёт возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Расширяются представления дошкольников о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывается бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задаются образцы служения Отечеству, формируется чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие у дошкольников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Содержание образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»  помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания дошкольников, творческого отношения к жизни. Знакомство с содержанием строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.  

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • городские  социально-значимые  проекты (посылки тундровикам, солдату; книжки
  • «Ямальские странички»)                                                                                      
  • организация выставок  творческих работ;
  • тематические вечера,  совместные мероприятия детей и родителей (включение родителей
  •  в совместную образовательную деятельность)
  • организация спортивных соревнований, праздников;
  • подготовка и участие в общесадовых   и городских  праздниках;  
  • беседы, игры нравственного  содержания;
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

-          участие детей индивидуально или вместе с родителями в конкурсах разного уровня;

-          и другие формы выбранные педагогами  совместно с родителями воспитанников.

Примерные темы  для  этических  бесед

  • Аккуратность.
  • Благодарность. Богатство.
  • Вера. Зачем быть вежливым?
  • Дружба – это…, Неразлучные друзья – взрослые и дети.  Как выбирать друзей? Душевность

    бездушность. Достоинства и недостатки.

  • Жизнь.
  • Зависть и злоба. Здоровье. Закон. Забота. Знания.
  • Кем  и каким я хочу быть?
  • Любовь к ближним. О лени и лентяях.
  • Мужество.
  • Неблагодарность. Надежда
  • Отзывчивость и доброта.
  • Патриотизм. Помощь и поддержка.
  • Работа над собой. Равнодушие. Радость. Равноправие. Родина. Родной край.
  • Спешите делать добро. Старость. Сострадание. Счастье. Справедливость. Свобода.
  • Талант. Трудолюбие. Толерантность.
  • Уважение и доверие  к людям. Мир без улыбки. Какой он?
  • Фантазия.
  • Характер.
  • Целеустремлённость.
  • Чистота души. Честь.
  • Шутки.
  • Щедрость.
  • Эгоизм.
  • Юмор. 
  • Я- кто, я – какой

 Повышение педагогической культуры родителей

 воспитанников.

Огромную роль в нравственном становлении личности дошкольника принадлежит родителям. Педагогическая культура родителей воспитанников - один из самых действенных факторов нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни дошкольников.

      Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социально-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста  основана на следующих принципах:

1. Совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения по:

-   определению основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по нравственному развитию и воспитанию обучающихся,

-  разработка  содержания и  помощь в реализации программ нравственного развития и воспитания обучающихся,

-  оценка эффективности этих программ;

2.  Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей.

3.Педагогическое внимание, уважение и требовательность
к родителям .

4. Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей.

5.  Содействие родителям  в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

6.  Опора на положительный опыт семейного воспитания.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития ребёнка;

- интегративности образовательных областей социально-нравственного воспитания;

- социальной востребованности воспитания.

                                               Из опыта работы.

 

            Известно, что мышление ребенка дошкольного возраста преимущественно наглядно- образное, конкретное. Сознание наивное, предельно конкретное. Поэтому в рамках нашего ДОУ организована кружковая работа «Воспитательный диалог», которая учит ребенка философствовать, в диалоге с другими людьми понимать смысл жизни.

           Нами  разработано тематическое планирование, которое включает: тему, цель, деятельность детей, предварительную работу.

       В своих беседах мы  используем  три основных метода ведения диалога для развития мышления мировоззрения: отрицательная майевтика, положительная майевтика и агон. С помощью этих специфических методов мы даем понятие о том, что:

  • истина — одна, двух истин быть не может. (« Это мнений много, сколько людей, столько мнений»);
  • учим говорить правду;
  • сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развиваем речь, мышление.

      Каждому занятию предшествует предварительная работа, по подготовке к развивающему, мировоззренческому диалогу:

  • просмотр м\ф;
  • пословицы, поговорки;
  • беседы по картинкам;
  • рисование;
  • игры подвижные и интеллектуальные;
  • чтение рассказов.

     Предложить коллегам рассмотреть папку по экспериментальной деятельности.

       

       Дошкольники испытывают большое доверие к воспитателю. Мы являемся образцом для наших детей (воспитанников), должны «нести на себе» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к детям, коллегам. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Педагог должен уметь организовать образовательные ситуации для решения проблем нравственного характера и связывать  их с реальными жизненными и социальными ситуациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Методическая разработка «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного на основе специально спроектированной педагогической технологии «Воспитательный диалог» автор М. Телегин.

Этот материал поможет воспитателям познакомиться с технологией «Философия для детей», так же  в организации НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошко...

Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»

Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Социально - нравственное воспитание дошкольников» (с использованием технологии И.Ф.Мулько и Н.Г.Комратовой)

Социально-нравственное воспитание дошкольника - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь с взрослыми и све...

Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через  технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использо...

«Совершенствование связной речи детей посредством элементов технологии «Воспитательный диалог»

laquo;Воспитательный диалог»- одна из первых в современной дошкольной педагогики программ, ориентированных на развитие мировозренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, тво...

Проект " У ПОЛЯРНОГО КРУГА" С использованием инновационной технологии «Воспитательный диалог» (Развитие мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста) М. В. Телегина.У

Задачи проекта:Формировать представление о жизни, культуре и традициях коренных жителей. Воспитывать уважительное отношение.Создать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как  к дея...