Проект " У ПОЛЯРНОГО КРУГА" С использованием инновационной технологии «Воспитательный диалог» (Развитие мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста) М. В. Телегина.У
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Задачи проекта:

  1. Формировать представление о жизни, культуре и традициях коренных жителей. Воспитывать уважительное отношение.
  2. Создать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как  к деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих проблем.
  3. Развивать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.
  4. Оказывать помощь детям в разрешении их личностных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_u_polyarnogo_kruga.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

С использованием инновационной технологии «Воспитательный диалог»

(Развитие мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста)

М. В. Телегина.

Задачи проекта:

  1. Формировать представление о жизни, культуре и традициях коренных жителей. Воспитывать уважительное отношение.
  2. Создать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как  к деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих проблем.
  3. Развивать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.
  4. Оказывать помощь детям в разрешении их личностных проблем.

План – конспект проекта

План мероприятий

Содержание работы

1.

Предварительная работа

 Беседа по теме, загадки, чтение худ. литературы, экскурсии, рассматривание иллюстрации.

3.

НОД

Экскурсия в парк.

(НОД для детей старшего возраста, совместно с родителями).

Цели и задачи: Расширять  представления детей о первых признаках зимы и состоянии природы зимой. (Снегом покрыта вся земля. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных и птиц. Деревья,  за исключением хвойных, стоят без листьев.)

 Учить видеть красоту зимнего парка, ощущать покой и запах парка зимой. Воспитывать любовь к природе.

 Предварительная работа:  Заучивание стихотворения «Первый снег» А. Фета, отрывка из стихотворения «Зима» И. Сурикова;

Рисование  деревьев разными техниками (графика, краски, выдувание);

 Слушание музыкальных произведений о зиме.

Материал к экскурсии: Кормушки и корм для птиц.

Словарная работа.  Звездочки сквозные, снежный наряд, снег пушистый, сверкающий, свежий, чистый, нахохлись.

Ход  экскурсии.

В парке педагог предлагает отметить состояние погоды сегодня и  загадывает загадку:

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала  (Снежинка).

Дети. Это снежинки.

Педагог. Расскажите, как вы догадались? (Педагог выслушивает ответы детей и предлагает поймать и рассмотреть снежинки на варежках).

 Педагог: Встаньте лицом друг к другу  рассмотрите и сравните, одинаковые ли снежинки по форме и величине. (Высказывания детей.)

Педагог. Кто ещё знает загадки о снежинке. Загадайте!

Педагог. Я предлагаю вам прогуляться по  парку и посмотреть, что там изменилось с тех пор, как мы там были в последний раз. (Выслушивает и уточняет ответы детей).

Педагог. Ребята, скажите нравится ли вам здесь? А что именно вам нравится? Как вы думаете, здесь красиво?  Расскажите, что вы видите и что слышите. (Ответы детей.)

Педагог. Да, парк очень красив: ели стоят окутанные снегом, ветки под его тяжестью  опустились вниз, они все в снегу, и зелени почти не видно. Парк как - будто уснул. Все тихо вокруг. А что вы можете сказать про лиственные деревья, как их украсила зима?

Педагог. Скажите, какое у вас сегодня настроение? Почему оно такое? (Ответы детей.)

Педагог. Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт И. Суриков о первом снеге.

                    Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится…

Педагог. Представьте себе, что вы снежинки, кружитесь и тихо опускаетесь на землю. (Дети изображают, как снежинки опускаются на землю.)

Педагог. Обратите внимание на снег, какой он сегодня? Возьмите его в руки, подуйте. (Снег пушистый, разлетается.) Понюхайте снег, какой он? Что еще  можно сказать о снеге? (Сверкающий, свежий, чистый, белый).

Педагог: Обратите внимание, снег между деревьями лежит не тронутый и на нём можно рассмотреть следы. (Дети рассматривают следы и уточняют, кому они принадлежат).

Педагог. А теперь посмотрите на небо, какое оно?  А сейчас, давайте прислушаемся к  звукам нашего парка. Что слышите?

Дети. Чирикают воробьи.

Педагог. Хорошо ли воробьям зимой в парке? Чем они кормятся? Хватает ли им еды? Посмотрите, как они себя ведут.

Дети. Воробьи сидят, нахохлились, перелетают с места на место в поисках корма.

Педагог. Мы с вами принесли для них угощенье. (Дети вешают кормушки на деревья, насыпают  зерна и семечками. Затем наблюдают за поведением птиц у кормушки).

Педагог. Как ведут себя птицы? Посмотрите, кто-то посмелее, кто-то робко топчется в сторонке. (Педагог беседует с детьми о том, как нужно заботиться о птицах зимой).

Родители: Детвора, предлагаем вам придумать загадки о зиме, а пока вы думаете организуем конкурс рисунков на снегу. Это очень здорово, рисовать на снегу.   Подведение итогов конкурса. Победителя выбрать ведущим для игры «Снежинка».
Перед тем как вернуться в детский сад, педагог предлагает детям выбрать, какой уголок парка они нарисуют, рассказать о нем.

4

Опрос детей: «Что означает слово – ПРИРОДА»

Это где живут животные. Ну, в этой природе животные дикие: это дятел, дикий заяц. Еще в дикой природе дикий конь, кошка…еще дикий человек. Софья. К, 5 лет

Это когда трава растет, бабочки с юга прилетают, когда птички летают. Это когда красивые цветочки растут, деревья начинают расти. Александра Б., 5 лет

Природа – это речка течет, в лесу деревья, елки, ягоды растут. Белочки грызут орешки. Бабочки, травка, цветочки. Павел.Б., 5 лет

Природа – это когда красиво, цветочки, елки. Когда дом красивый,- деревья рядом стоят, птички на дереве поют. Это когда еще дождь капает, когда солнце красиво светит. Игорь М, 5 лет

Природа – это мир и счастье. На природе очень хорошо. Природа – это лес. Там зайчики есть, лиса. Дерево, елки, белки. Травка растет. Виктор С, 5 лет

Природа – это лес. Это когда деревья, когда листья на деревьях, грибочки растут, не поганки. Когда солнышко светит хорошо, небо светит Луной. Михаил Б, 5 лет

Природа – это где цветы, травка, на деревьях есть листики, цветочки, птички поют, воробьи чирикают. Солнце светит, речка течет.  Настя Ш, 5 лет

Природа – обозначает помидоры, солнце, трава. Горы еще, вот такие песочные, там песок лежит. Еще природа такая бывает – вулкан. Вот если он поранится, горячая вода выльется. Он всю природу испортит, дома разрушит. Лев.Ф, 5 ле

Природа – это трава, деревья, кустики, листики. Природа – это елочки, деревья, яблоня, грибы, цветочки, бабочки.  Роман.М, 5 лет

5

Продуктивная деятельность

Изготовление книжек – малышек со сказками народов Севера (раннее подобран и отредактированный  материал).  Прочтение детям литературного материала, выполнение детьми рисунков и сбор книжки.

Совместная деятельность «Этно - фантазия»

Изготовление украшений из кожи и меха.

6.

Презентация «Меню здоровья»

Приготовление и презентация детьми напитков и отваров из ягод и трав тундры.

7.

Выпуск газеты «Планета Ёлочка»

Совместно с информационным центром ДОУ дети в течении двух – трёх недель подбирали, рисовали и отбирали материал, придумывали рубрики и новые заголовки для газеты. В результате чего была выпущена ещё одна газета и размещена на стенде в ДОУ.

8

Домашнее задание

Выполнение рисунков для выставки «Мой край».

9

Закрепление

            Подвижная игра «Нарты-сани»

         Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1см, ширину 30-40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

          Правила игры: Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.


Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

        На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят троя детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети - рыбаки ловят их.

         Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

      Заучивание пословиц, которые могут стать призывом к дальнейшему изучению истории края

Совместная деятельность

Изготовление  (с детьми и родителями) макетов  природных зон нашей планеты для выставки в  мини – музее ДОУ: лес, пустыня, болото, тундра, остров, джунгли, льдина, горы и горные реки.

Закрепление

Подвижная игра «Куропатки и охотники»

        Все играющие - куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегут по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

        Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги  убегающих.

          Подвижная игра «Ловля оленей»

        Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. По сигналу «Лови!» пастухи стараются догнать оленей и замкнуть круг.

        Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. круг замыкают только тогда. Когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Совместная деятельность

Развлечение  «День рождения Земли» (с участием педагогов и родителей). Зал празднично украшен (плакатами, шарами). На центральной стене большой плакат «Всемирный день Земли», выставка рисунков на тему «Сохраним природу родного края», выставка поделок из природного и бросового  материала.

   Ведущий:  Ребята, сегодня у нас праздник, очень важный для каждого из нас -  день рождения Земли. День Земли отмечается на всей планете, во всех городах и посёлках, всеми людьми, и большими и маленькими, которые любят планету – наш дом, любят природу, любят свой край. (Появляется группа детей – волонтёров).

  1-й ребенок. Наша планета Земля очень щедра и богата:

                        Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

  2-й ребенок. Давайте будем беречь планету,

                        Другой такой на свете нету.

                        Развеем над нею, и тучи, и дым,

                        В обиду ее никому не дадим

 3-й ребенок. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                        От этого станем мы только добрей.

                        Украсим всю Землю садами, цветами...

Все дети:       Такая планета нужна нам с вами.

                                      Дети исполняют «Лесную песенку»

                                  (Музыкальный руководитель. 2007. №8)

Ведущий. Сейчас я загадаю вам загадки, и если вы их правильно отгадаете, то отгадки оживут перед вами. Итак, слушайте первую загадку.

  1.  Кудри в речку опустила и о чем- то загрустила.

                         А о чем она грустит – никому не говорит (Ива).

            Ответы детей, появляется девочка в костюме ивы.

  1.  В белом сарафане встала на поляне,

                           Летели синицы, сели косицы (Берёза).  

              Выходит девочка в костюме березы.

  1. Дерево хвойное,

Высокое, спокойное,

Лапы вразлёт –

Зеленеет круглый год (Ель).

                        Выходит девочка в костюме елочки.

          Девочки – деревья исполняют танец.

Ребенок. Берегите русский лес,

                Он – источник всех чудес!

                Чтобы всюду зеленели

                 Сосны, вязы, клены, ели,

                 Берегите лес!

                 Белке, кунице, зайцу, лисице

                Лес – дом родной.

                 Птице и зверю хочется верить

                 В мир и покой.

Ведущий. Ты, человек, любя природу,

                   Хоть иногда ее жалей:

                   В увеселительных  походах

                   Не растопчи ее полей.

                   Она - твой давний добрый лекарь,

                   Она – союзница души,

                    Не жги ее напропалую

                    И не исчерпывай до дна.

                    И помни истину простую –

                    Нас много, а она одна.     (В. Шефнер)

Сегодня, ребята, подготовили природоохранные знаки, которые расскажут нам о правилах поведения в природе.

             Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков – музыкальное сопровождение из цикла «Времена года» П.И. Чайковского .

Под музыку Б.Савельева в зале появляется старичок Лесовичок:

                 Каждый куст берегите, ребята,

                  Где росток, ты увидишь какой,

                  Может вырасти дуб в три обхвата,

                  Березняк иль малинник густой.

                  А уж, сколько орехов и ягод –

                  Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

                   Свято помни, что лес – наша радость!

                   Вместе с лесом и сам ты растешь.

Лесовичок:  Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, я задаю вопросы, вы отвечаете.

  1. Кто питается малиной? (Медведь).
  2. Что ест белка? (Орехи).
  3. Кто любит осины? (Заяц).
  4. Кто живет в хатке? (Бобр).
  5. Кто собирает нектар цветов? (Бабочки, пчелы, шмели).
  6. Где живет муравей? (В муравейнике).
  7. Какая птица питается семенами шишек? (Клест).
  8. Что такое лес? (Это родной дом для растений и животных).
  9. Кто в лесу главный? (Растения).

Лесовичок: Молодцы, ответили на все мои вопросы.

Игра с Лесовичком «Что сначала, что потом» (одеть дерево по сезону).

                Слышится шум, в зал вбегает Злючка –Грязючка.

Злючка – Грязючка: А вот и я, Злючка – Грязючка. Я – в дыме заводов. Я – в выхлопных     газах автомобилей. Люблю, когда люди загрязняют все вокруг!. Люблю ребят, которые бросают мусор, где попало!

Ведущий. Таких ребят среди нас нет.

Дети. Мы бы такому ребенку объяснили, что он враг леса, враг природы и позорит всех людей перед лесными обитателями. Так что уходи , Злючка – Грязючка, ты нам не нужна.

 Злючка – Грязючка: Почему со мной никто не хочет дружить? Ладно, я ухожу от вас, может в другом месте, найду себе похожих.

 Дети: Зря надеешься, ты в нашем городе таких детей не найдешь. Слушай, как говорят наши дети - волонтёры:

1-й – Мы хотим, чтобы птицы пели,

2-й – Чтоб вокруг леса шумели,

3-й – Чтобы были голубыми небеса,

4-й – Чтобы речка серебрилась,

5-й – Чтобы бабочка резвилась

6-й – И была на ягодах роса!

7-й – Мы хотим, чтобы солнце грело,  

8-й – И березка зеленела,

9-й – И под елкой жил смешной колючий еж,

10-й – Чтобы белочка скакала,

11-й  - Чтобы радуга сверкала,

12-й – Чтобы летом лил веселый дождь!

                  Злючка уходит.

Ведущий. А теперь я хочу вам загадать последнюю и, пожалуй, самую главную загадку.

             Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

             Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар (Земля).

Дети в костюмах экологов, говорят хором:

            На нашем шарике земном,

             Где мы родились и живем,

             Где в травах летняя роса

              И голубые небеса,

              Где море, горы, степи, лес-

              Полно таинственных чудес.

Появляются дети в костюмах животных, птиц и растений:

  1. ребенок. По лесу бродит серый волк,

                            И ландыш тоненький цветет,

                            В степи  ковыль, как нежный шелк,

                            Расчесывает ветерок.

      2 – ребенок. Гремит на скалах водопад,

                            И брызги радугой летят.

                            А в синем море толстый кит-

                            Большой, как дом, на волнах спит.

      3-й ребенок. Не разрушайте этот мир,

                             Девчонки и мальчишки,

                             Иначе эти чудеса

                              Останутся лишь в книжке.

      4-й ребенок. Ты – тоже часть ее чудес,

                             И для тебя темнеет лес,

                             И речка светлая течет,

                             И по весне сирень цветет.

     Все вместе:    И надо постараться

                             Нам с этим не расстаться.

                    Звучит музыка Д. Маликова «Сторона родная», дети танцуют, а затем выходят из зала.              

         

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Использование инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), система Марии Монтессори, игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзинера, кубиками Никитина, интерактивные игры обеспечивают математи...