Формы организации непрерывной образовательной деятельности в разновозрастной группе
консультация на тему

Карановская Ирина Викторовна

Памятка по  организации НОД в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации непрерывной образовательной деятельности в разновозрастной группе

I - ступенчатое начало занятия

На первом этапе работу начинают дети более старшего возраста: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. Младшие в это время заняты с младшим воспитателем или самостоятельной игрой.

На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшего возраста. С ними работает педагог. Старшие дети в это время работают в парах или им дается самостоятельное задание.

На третьем этапе одновременно работают все дети - участвуют в заключительной беседе или все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп.

ІІ – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

2.1.

Начало деятельности общее для всех: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент.

На втором этапе дети младшего возраста участвуют в общем занятии в течение отведенного по СанПин времени: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу.

На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей старшего возраста: заключительная беседа, диалог.

2.2.

Начало занятий одновременное, все две (три) подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям старшей подгруппы (или средней и старшей подгрупп) дается самостоятельное задание, а дети младшей подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми младшей подгруппы заканчивается.

Воспитатель переходит к детям средней подгруппы – если в группе три возрастных подгруппы - или старшей подгруппы – если в группе две возрастных подгруппы, работает с ними над программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает работать с детьми старшей подгруппы – если в группе три возрастных подгруппы.

2.3. – Для групп, состоящих из трех возрастных подгрупп

Начало занятия также одновременное.

В первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей.

Потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети старшей подгруппы продолжают работать с воспитателем.

Затем, предложив самостоятельную работу детям старшей подгруппы, воспитатель 1, 5-2 минуты отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми младшей подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть.

После этого воспитатель переходит к детям средней подгруппы, проверяет выполнение самостоятельного задания, работает с ними над решением третьего программного задания и отпускает их играть.

Продолжает работу с детьми старшей подгруппы.

2.4. – Для групп, состоящих из трех возрастных подгрупп

В первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей.

Во второй части занятия воспитатель работает с детьми младшей подгруппы, а самостоятельной работой заняты дети средней и старшей подгрупп.

В третьей части занятия дети младшей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сначала проверяет самостоятельную работу детей младшей подгруппы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей старшей подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания.

После этого дети старшей группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1, 5-2 минуты отводит для проверки самостоятельной работы средних детей и отпускает их играть.

Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей старшей группы.

ІІІ - одновременная деятельность детей

3.1. По разному программному содержанию

Одновременная работа подгрупп по одной образовательной области, но с разным программным содержанием.

Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

3.2. Один программный материал, но разные педагогические задачи

Работа идет одновременно со всей группой детей по общим для всех образовательным областям и общей для всех теме. Но педагогические задачи дифференцируются в зависимости от возраста детей.

Педагогические задачи могут быть дифференцированы за счет разных способов:

- разные способы выполнения одного задания (например, при выполнении физического упражнения, старшие дети выполняют хлопок под ногой, держа ее прямой, а младшие дети – под коленом) ;

- разный объем выполнения одного задания (например, дети старшей подгруппы должны найти среди геометрических фигур круг, овал, квадрат, а дети младшей подгруппы – только круг и четырехугольник.) ;

- старшие дети выступают в роли учителя по отношению к младшим или организаторов какой-либо деятельности (например, подвижной игры) ;

- совместное творчество (например, на аппликации создается «Цветной коврик». Детей младшего возраста учат правильно держать ножницы, отрезать узкие полоски и наклеивать их. Детей среднего возраста – закрепляют умение пользоваться ножницами, учат разрезать полоски на прямоугольники. Располагать их, произвольно сочетая по цвету. Детей старшего возраста – учат создавать аппликационный коврик, используя различные оттенки бумаги одного цвета

IV – работа по подгруппам

4.1. Комбинированное занятие

Например, одна (для групп из двух возрастов) или две подгруппы (для групп из трех возрастов) заняты математикой, вторая (для групп из двух возрастов) или третья (для групп из трех возрастов) - изобразительной деятельностью, или наоборот.

Занятие начинается с организации изобразительной деятельности: воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Убедившись, что дети приступили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми другой подгруппы. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей более старшего возраста (если работа по математике идет с двумя возрастными подгруппами) и дает задания для самостоятельной работы.

После анализа работ всех детей воспитатель продолжает работу со всеми подгруппами. У детей более младшего возраста занятия заканчиваются раньше на 4—5 мин, чем в старшем возрасте.

4.2. Простая работа по подгруппам

Пока воспитатель проводит организованную образовательную деятельность с одной подгруппой, другие подгруппы заняты с младшим воспитателем или самостоятельной деятельностью.

Организация и проведение режимных моментов

Организация режима дня.

При наличии в составе группы детей двух возрастов за основу берётся режим дня более старших детей, режимные моменты с младшими детьми начинают на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.

При наличии в составе группы детей трёх возрастов за основу берётся режим дня детей среднего возраста, с младшими детьми начинают раньше, со старшими позже.

Прогулка детей разновозрастной группы на улице организовывается в соответствии Положением об организации прогулок с воспитанниками ДОУ, утверждённым приказом заведующего ДОУ

Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту младших детей разновозрастной группы.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Содержание воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с образовательной программой, разработанной в ДОУ и утверждённой Педагогическим Советом.

Для рационального построения образовательного процесса мед.персонал формирует списки детей по возрасту.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе.

-при разработке учебного плана разновозрастной группы часы учебной нагрузки рассчитываются для каждого возраста детей отдельно;

-при календарном планировании занятий следует предусмотреть межпредметные связи и связь с игровой деятельностью детей.

В расписании НОД разновозрастной группы:

-время проведения физкультурных, музыкальных занятий, других форм непосредственно образовательной деятельности СанПиН 2.4.1.3049-13 по старшему возрасту детей, находящихся в группе;

Формами организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, занятия познавательного цикла, индивидуальные занятия, игровая деятельность.

При организации фронтальных занятий обучающие задачи ставятся для детей каждого возраста отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается с подготовительными детьми с постепенным подключением к занятию детей старшего возраста. При одновременном начале занятие для детей старшего возраста возраста заканчивается раньше в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе

способы реализации образовательно-воспитательных задач, предусмотренных для разновозрастных групп дошкольников...

Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»

Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...

Организация непрерывной образовательной деятельности в младшей группе по теме «Зайка на пеньке»

Создать условия для составления композиции определённого содержания из готовых фигур....

Консультация “ Организация совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе”

Консультация “ Организация совместной образовательной деятельности  в разновозрастной группе&rdquo...

Конспект непрерывной образовательной деятельности В разновозрастной группе «Добрый доктор Айболит»

Формировать у детей навыки здорового образа жизни и умения заботиться о своем  здоровье....

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность).

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе подготовительного к школе возраста по теме: «краски осени» (художественно-образовательная деятельность). Автор конспекта НОД: _ З...