Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
консультация на тему
консультация для педагогов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для воспитателей | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Медведева Наталья Александровна
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.
Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости « включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Галина Михайловна Лямина, Анна Павловна Усова, Елизавета Александровна Панько и др.)
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Л.С.Выготский говорил:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки.
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве.
Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки.
Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как?)
В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы:
Первый этап - любопытство.
Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.
А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».
Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности.
Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
Познавательная деятельность характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический интерес. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная активность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу.
СХЕМА Познавательная деятельность включает в себя -
Мотив
Компонент
Принцип
Которые объединяет одна задача
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями .
Принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса (обратите внимание на слайд):
1) познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей
Организация познавательных занятий
Содержание познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности.
Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий .
Организационная структура игрового познавательного занятия
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, (помочь герою, сшить платье, организовать путешествие и т.д.).
В основной части происходит решение поставленной задачи
В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения.
на занятиях рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы.
Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги.
Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».
Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера.
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.
Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер.,
Как вариант в ряде случаев ,можно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.
Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.
В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод.Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей .
Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции — единая проблема ,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы.
Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора.
Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы.
Главное — умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка ведь как сказал Ральф Уолдо Эмерсон «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
"Бросайка "...
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней....
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»
Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....