СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
А. А. Титаренко,
воспитатель.
МБДОУ г. Астрахани № 100.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых, формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Социальное поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. В поведении проявляются социальные качества ребёнка, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим детям и к самому себе.
Социальный опыт ребёнка в дошкольном возрасте зарождается через освоение трудовой деятельности, что способствует развитию учебной деятельности, которая также важна для познания социального мира. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение, сюжетно – ролевые игры и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка.
Для успешного социального развития важно, что ребенок мог достичь успеха в какой – либо деятельности. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остаётся острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребёнка. С этой целью мы применили такой метод, как эксперимент, чтобы выявить сформированнность детей дошкольного возраста к социальному миру.
Были использованы основные методики «Личностные ожидания ребёнка в общении со взрослыми», «Отношения ребёнка ко взрослым и сверстникам» (Т. Г. Макеева.); хронометрированные наблюдения, направленные на выявления особенностей реальных взаимоотношений между детьми.
Взаимоотношения со сверстниками влияют на становление личности ребенка и ее гармоничное развитие. Для диагностики этих взаимоотношений использовался блок методик, разработанный Т. А. Репиной: социометрическая игра «Секрет» и диагностическое интервью детей, направленное на выявление параметров внутригрупповых отношений.
Проведение социометрической игры «Секрет» позволило выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе.
После проведения игры можно увидеть, что количество игнорируемых детей, не получивших ни одного выбора среди испытуемых, составляет около 8 % (приблизительно 1—3 человека в каждой группе детского сада). Доля детей, получивших, наименьшее количество выборов (их выбрал 1 ребенок), составила 4 %. В целом численность группы не принятых детей (непопулярных в группе детского сада) составляет в целом 12 % .
Доля детей, получивших около 16 % выборов из группы равна 19 % у большей части из них отсутствует взаимный выбор. Дети, получившие около 36 % выборов, составляют максимальный процент — 45 %, среди этих популярных детей в большинстве своем выбор не отличается взаимностью, так как только у 9 из 15 детей он был взаимным. Еще 16% более популярные дошкольники вошли в группу, которая от общей выборки составляет 18 %, причем среди этих принятых дошкольников также наблюдается большая часть невзаимных выборов. Только 33% у «звёзд» и лидеров, то есть у тех детей, которые имеют максимальное число выборов в группе: от 40 % и более, фиксируется взаимный выбор партнеров по игре и общению (Приложение 6). Представленное численное распределение детей по популярности в группе детского сада хорошо соотносится с различной способностью устанавливать психологически адекватные отношения. Высокая психологическая взаимность в выборе партнеров по общению типична для детей высоко популярных и принятых. Отсутствие взаимности характеризует поведение детей не популярных в группе, вероятно, по причине слабого развития социального интеллекта, который, как это было показано выше, значительно отличается у дошкольников одного и того же возраста.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому мы решили после проведения диагностических методик были разработаны несколько вариантов экспериментальных сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Зоопарк», «Красная Шапочка», «Спасатели» содержащие много ролей, могут объединять большее число участников. Также в своей работе мы используем игровые приёмы, которые повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приёмов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями, игры – фантазирования. К этому приёму близок приём придумывания сказок. Повышению эмоциональной активности помогают игры – драматизации, которые можно включать в занятия. Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. К методам и приёмам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шутку, которые, к сожалению, очень редки на занятиях. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором, весёлые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринуждённости и эмоциональной близости между педагогом и детьми.
Очень интересным, с нашей точки зрения, стали для детей дошкольного возраста игры – фантазирования. Совместная игра – фантазирования полезна для формирования способностей понимать детей друг друга, согласовать творческие замыслы с партнерами по играм, воспитание у детей глубоких познавательных процессов путём расширения круга знаний об окружающей жизни для формирования личности.
Нам бы хотелось остановиться на известной и любимой сказке Шарля Перро «Красная Шапочка», но не в привычном пересказе. Дети сами придумывают сюжет вместе с воспитателем и распределяют роли. Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет, и все гости пришли на День рождения. Волк тоже приглашенный гость, добрый и весёлый, бабушка не заболела, а пригласила Красную Шапочку в гости. Для решения проблемы формирования социального поведения в своей работе мы использовали воображаемые путешествия или игры – придумывания, например, игра «Спасатели», где дети сначала придумывают ситуацию для вызова спасателей, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного воздействия. Совместные обсуждения всех эпизодов этих историй, выбирали персонажей, героев, которые будут играть, далее мы, как воспитатели, занимали позицию наблюдателей, нежели активного участия. На распределения главных ролей выбирали детей не популярных или менее популярных, чтобы они могли раскрыться в окружающем мире, приспособиться к социальной действительности.
Основываясь на результатах проведенных играх, можно утверждать, что на положение ребёнка в системе отношений в группе сверстников решающим образом влияет степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми. Обеспечение взрослым ребёнку, ранее не использующемуся популярностью среди сверстников, успешности его деятельности вызывает положительные изменения как его объективного положения состояния. Опыт проведения в группе детского сада совместных игр с большим количеством разнообразных взаимодействующих между собой ролей, с перспективным развитием игрового содержания. На основе исследования были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по дальнейшей совместной деятельности по формированию социального поведения у дошкольников.
Таким образом, чрезвычайно важным моментом явилось то обстоятельство, что социально полезный мотив существенно перестраивал отношения детьми в условиях ДОУ и семьи, способствуя развитию у детей отношений сотрудничества, стремления оказать помощь друг другу в совместно выполняемой работы.
Литература
1. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительность: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 23 – 26.
2. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р. Б. Стёркиной. – М.: Педагогика, 1990. – С. 65 – 67.
3. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт
социально – психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. –С. 85 – 90.
4. Репина Т. А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – С. 145 – 147.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povedenie_2.odt | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
А. А. Титаренко,
воспитатель.
МБДОУ г. Астрахани № 100.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых, формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Социальное поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. В поведении проявляются социальные качества ребёнка, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим детям и к самому себе.
Социальный опыт ребёнка в дошкольном возрасте зарождается через освоение трудовой деятельности, что способствует развитию учебной деятельности, которая также важна для познания социального мира. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение, сюжетно – ролевые игры и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка.
Для успешного социального развития важно, что ребенок мог достичь успеха в какой – либо деятельности. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остаётся острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребёнка. С этой целью мы применили такой метод, как эксперимент, чтобы выявить сформированнность детей дошкольного возраста к социальному миру.
Были использованы основные методики «Личностные ожидания ребёнка в общении со взрослыми», «Отношения ребёнка ко взрослым и сверстникам» (Т. Г. Макеева.); хронометрированные наблюдения, направленные на выявления особенностей реальных взаимоотношений между детьми.
Взаимоотношения со сверстниками влияют на становление личности ребенка и ее гармоничное развитие. Для диагностики этих взаимоотношений использовался блок методик, разработанный Т. А. Репиной: социометрическая игра «Секрет» и диагностическое интервью детей, направленное на выявление параметров внутригрупповых отношений.
Проведение социометрической игры «Секрет» позволило выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе.
После проведения игры можно увидеть, что количество игнорируемых детей, не получивших ни одного выбора среди испытуемых, составляет около 8 % (приблизительно 1—3 человека в каждой группе детского сада). Доля детей, получивших, наименьшее количество выборов (их выбрал 1 ребенок), составила 4 %. В целом численность группы не принятых детей (непопулярных в группе детского сада) составляет в целом 12 % .
Доля детей, получивших около 16 % выборов из группы равна 19 % у большей части из них отсутствует взаимный выбор. Дети, получившие около 36 % выборов, составляют максимальный процент — 45 %, среди этих популярных детей в большинстве своем выбор не отличается взаимностью, так как только у 9 из 15 детей он был взаимным. Еще 16% более популярные дошкольники вошли в группу, которая от общей выборки составляет 18 %, причем среди этих принятых дошкольников также наблюдается большая часть невзаимных выборов. Только 33% у «звёзд» и лидеров, то есть у тех детей, которые имеют максимальное число выборов в группе: от 40 % и более, фиксируется взаимный выбор партнеров по игре и общению (Приложение 6). Представленное численное распределение детей по популярности в группе детского сада хорошо соотносится с различной способностью устанавливать психологически адекватные отношения. Высокая психологическая взаимность в выборе партнеров по общению типична для детей высоко популярных и принятых. Отсутствие взаимности характеризует поведение детей не популярных в группе, вероятно, по причине слабого развития социального интеллекта, который, как это было показано выше, значительно отличается у дошкольников одного и того же возраста.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому мы решили после проведения диагностических методик были разработаны несколько вариантов экспериментальных сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Зоопарк», «Красная Шапочка», «Спасатели» содержащие много ролей, могут объединять большее число участников. Также в своей работе мы используем игровые приёмы, которые повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приёмов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями, игры – фантазирования. К этому приёму близок приём придумывания сказок. Повышению эмоциональной активности помогают игры – драматизации, которые можно включать в занятия. Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. К методам и приёмам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шутку, которые, к сожалению, очень редки на занятиях. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором, весёлые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринуждённости и эмоциональной близости между педагогом и детьми.
Очень интересным, с нашей точки зрения, стали для детей дошкольного возраста игры – фантазирования. Совместная игра – фантазирования полезна для формирования способностей понимать детей друг друга, согласовать творческие замыслы с партнерами по играм, воспитание у детей глубоких познавательных процессов путём расширения круга знаний об окружающей жизни для формирования личности.
Нам бы хотелось остановиться на известной и любимой сказке Шарля Перро «Красная Шапочка», но не в привычном пересказе. Дети сами придумывают сюжет вместе с воспитателем и распределяют роли. Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет, и все гости пришли на День рождения. Волк тоже приглашенный гость, добрый и весёлый, бабушка не заболела, а пригласила Красную Шапочку в гости. Для решения проблемы формирования социального поведения в своей работе мы использовали воображаемые путешествия или игры – придумывания, например, игра «Спасатели», где дети сначала придумывают ситуацию для вызова спасателей, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного воздействия. Совместные обсуждения всех эпизодов этих историй, выбирали персонажей, героев, которые будут играть, далее мы, как воспитатели, занимали позицию наблюдателей, нежели активного участия. На распределения главных ролей выбирали детей не популярных или менее популярных, чтобы они могли раскрыться в окружающем мире, приспособиться к социальной действительности.
Основываясь на результатах проведенных играх, можно утверждать, что на положение ребёнка в системе отношений в группе сверстников решающим образом влияет степень его успешности в деятельности, выполняемой совместно с другими детьми. Обеспечение взрослым ребёнку, ранее не использующемуся популярностью среди сверстников, успешности его деятельности вызывает положительные изменения как его объективного положения состояния. Опыт проведения в группе детского сада совместных игр с большим количеством разнообразных взаимодействующих между собой ролей, с перспективным развитием игрового содержания. На основе исследования были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по дальнейшей совместной деятельности по формированию социального поведения у дошкольников.
Таким образом, чрезвычайно важным моментом явилось то обстоятельство, что социально полезный мотив существенно перестраивал отношения детьми в условиях ДОУ и семьи, способствуя развитию у детей отношений сотрудничества, стремления оказать помощь друг другу в совместно выполняемой работы.
Литература
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительность: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 23 – 26.
- Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р. Б. Стёркиной. – М.: Педагогика, 1990. – С. 65 – 67.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт
социально – психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. –С. 85 – 90.
- Репина Т. А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – С. 145 – 147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народный танец как один из аспектов формирования личности ребёнка"
Искусство с первых дней дошкольной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциатив...
Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...
Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.
Нравственность - это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...
Консультация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».
«Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника». Говоря о формировании личности дошколь...
Педсовет по теме: "Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников"
Материал содержит разработку педсовета для педагогических работников ДОУ. Цель: Систематизация работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:...
Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников...
Консультация для родителей «Формирование предпосылок функциональной грамотности в аспекте воспитания личности дошкольников»
Материал полезен для родителей детей дошкольного возраста...