Подготовка и проведение театрально-игровой деятельности дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация была подготовлена и проведена мной для педагогов дошкольного отделения, что способствовало в дальнейшем более активной деятельности педагогов в этой области в повседнейной работе, участие в театральной неделе, театрализованного взаимодействия с основной школой, обмена опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_teatralno-igrovoy_deyatelnosti_v_do.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка и проведение театрально-игровой деятельности дошкольников
Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, хорошо подобранное музыкальное сопровождение и т. д.
Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, сопереживают героям и постепенно настраиваются на творческий лад.
Чтобы театрально-игровая деятельность стала интересной и успешной, к ней должен быть готов и сам воспитатель. Его отношение к театральной игре имеет большое значение, для детей он – образец для подражания.
Умение педагога выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жестов, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает определенный эталон для подражания.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Воспитатель обязательно должен выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей и осудить отрицательные. В процессе работы и показа спектакля может возникнуть проблема влияния на детей отрицательных героев. Эти роли лучше поручать взрослым. По мнению педагогов-исследователей Л. В. Артемовой, Н. А. Ветлугиной, особое значение в этом случае приобретает реакция детей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.
С помощью театральных игр и мини-спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Психологи отмечают недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых детей. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без интереса – как потребители, а не как творцы.
Существует и другая проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность или, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения детей, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Какие бывают виды театров? Видов театров очень много, можно выделить несколько подгрупп: костюмированный театр и театр масок с участием взрослых и детей, теневой театр (пальчиковый, ручных теней, «живых» теней), настольный театр (плоскостной, геометрический, магнитный, картонный, книжка-театр) и театр кукол (начиная от наперстков и заканчивая ростовыми куклами). Многообразие кукольных театров поражает не только разнообразием размеров и форм, но и материалов, из которых они бывают изготовлены.
Сложна и разнообразна не только сама театрально- игровая деятельность, но и подготовка к ней. Не достаточно организовать театр (подготовить куклы или декорации, атрибуты, костюмы, шумовое и музыкальное оформление). Нужно подготовить и детей к такому разнообразному творчеству. Для этого прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное и ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Чтение произведения до начала игры требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.
Вначале воспитателю- ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере запоминания текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно усвоен, поощряйте точность его изложения.
Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.
Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей – животных); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства – интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с трех лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. В условиях ДОУ в течение года младшие дошкольники имеют возможность посмотреть не только кукольные спектакли, но и спектакли, подготовленные старшими детьми и педагогами.
Также программа ДОУ рекомендует проведение со второй младшей группе проведение простых, близких жизненному опыту детей сюжетов настольных театров, театра игрушек, театра картинок на фланелеграфе или на столе. В средней группе предлагается игра – драматизация, теневой театр и те же виды театров, что и во второй младшей группе. В старшей группе предлагается выразительное чтение воспитателя или рассказывание сказок с элементами драматизации детей, импровизация и драматизация с использованием кукол бибабо и те же виды театров, что и в предыдущих группах. В подготовительной группе к вышеперечисленному добавляется пальчиковый театр и соответственно усложняются сюжеты театров по мере перехода детей из группы в группу по возрасту.
Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.? Переставлять логическое ударение во фразах, читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа? Убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу? Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса – образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха. Рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.
Итак, ваша речь в повседневном общении, чтение, декламация, театрализованные игры, которые вы вначале ведете сами, служат первыми образцами для подражания.
Далее – небольшие упражнения с детьми. Начинать их надо с младшей группой. Проводить лучше сразу после окончания театрализованной игры. Для упражнения используйте высказывания только что выступивших персонажей. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Позвольте это сделать всем, но прежде объявите конкурс – кто лучше? Победителю – аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные так же будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
С детьми 5-7 лет театральные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему развивающих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Развивающие методики делятся на три раздела.
1. Театральная игра, которая включает в себя:
1) Общеразвивающие игры (на внимание и наблюдательность, воображение и фантазию, ориентировку в окружающей обстановке, смелость и находчивость);
2) Игры на превращение (предмета, комнаты, детей);
3) Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
4) Специальные театральные игры, упражнения и этюды.
2. Ритмопластика:
1) Игры на развитие двигательных способностей;
2) Музыкально – пластические импровизации;
3) Жесты как важное средство выразительности.
3. Культура и техника речи:
1) Игры и упражнения на речевое дыхание;
2) Артикуляционная гимнастика и скороговорки;
3) Игры и упражнения на дыхание и на расширение диапазона голоса;
4) Творческие игры со словом.
Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. Или предложить ребенку, ритмично ударяя в бубен, показать, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя, зайцев. Вместе с музыкальным сопровождением можно имитировать движения резвящейся и усталой лошадки.
Можно предложить детям творческие задания: покажи, как неслышно, мягко движется кошка, как ходит петушок. Пока дети будут выполнять задания, вы вместе с остальными ребятами внимательно смотрите и отмечаете особенности игры каждого «актера», привлекаете ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом, формирует представление о театральных профессиях.
Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом. Лучше всего организовать с детьми экскурсию по городу и показать театральные здания или рассмотреть фотографии и иллюстрации с изображением известных театров.
Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра.
Что такое мир кулис, дети должны почувствовать на практике, походить по сцене, постоять за кулисами.
Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. И каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Наша задача – найти новые, более интересные и совершенные.
Список литературы:
1. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
2. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников, В. Г. Генов «Театр для малышей»,
3. Ф. М. Орлова и Е. Н. Соковнина «Нам весело».
Подготовил: музыкальный руководитель Шелундова С. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка и проведение этических бесед с дошкольниками
В статье даны методические рекомендации по подготовке и организации этических бесед с дошкольниками, начиная со средней группы детского сада, в качестве методической помощи для воспитателей дошк...
Методика подготовки и проведения подвижной игры с дошкольниками
Презентация для педагогов по методике подготовки и проведения подвижной игры с дошкольниками....
Организация и методика проведения поисково-экспериментальной деятельности дошкольников
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания....
Рекомендации по подготовке и проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников
Рекомендации по подготовке и проведениюнепосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников...
Папка-передвижка по проведенной театрально-игровой деятельности. Сказка "Теремок"
В папке-передвижке представлен конспект в старшей группе "Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок". Отражены фотографии театральной деятельности....
Статья на тему: «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих ...
Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах
Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах...
- Мне нравится (3)