Организация и методика проведения поисково-экспериментальной деятельности дошкольников
консультация по окружающему миру ( группа) на тему

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_eksperement.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и методика проведения поисково-экспериментальной деятельности дошкольников»

         Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая.

        Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть сами собой.

        В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному развитию.

         Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.  Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.

Задачи поисково-экспериментальной деятельности дошкольников:

  1.  Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Уголок экспериментирования включает:

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и так далее.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.

Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл).

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные прозрачные стекла, сито, свечи.

 

      Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: Какое семя проросло и почему? Зависит ли рост цветов от погодных условий? Результаты наблюдений воспитатель вместе с детьми заносит в специальный календарь-альбом.

     В календаре погоды дети фиксируют каждодневные ее изменения (тучи, дождь, солнце, ветер). Эксперимент проводить лучше с двумя видами растений для сравнения и выявления причин несоответствия.

     В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей. Например, наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка задала вопрос:   "Почему листочки свернулись?". Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины -  появлению куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло?  Одно из решений - опрыскать растения мыльным раствором.

    На дачах, ребята вместе с бабушками замечают, что на огороде много сорняков. Где их нет- редиска крупная, где их много- мелкая. Вывод: сорняки мешают росту растений.

   Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распускаются быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений. Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи)

2. Поиск путей решения проблемы

3.  Проведение опытов

4.  Фиксация наблюдений

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Исследуются и объекты неживой природы:

Песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит.

Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему? В группе, рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок: этим объясняется свойство сухого песка- сыпучесть.

    В летнее время года, рассматривая одуванчик, дети отмечают из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, пахнет, колышется, гнется, размножается, гибнет), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый). Почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается. Следовательно, расширяются представления детей, позволяющие сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

    Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям экологического уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни. Например, цикл наблюдений за рыбкой (у кого в группе есть аквариумы с рыбами) может включать следующие направления:

1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбка, водоросли, камешки). Какие они?

2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит?

3. Что и как есть рыбка?

4. Что есть у рыбки (голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот).

Почему у рыбки такое обтекаемое тело?

5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться?

6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро).

7. Как рыбка отдыхает?

8. Аквариум с рыбками -это красиво.

Цикл наблюдений проводится в течение длительного времени. На неделю планируются 1-2 наблюдения. Составление и разработка цикла наблюдений -это творчество педагога. Дети должны знать и любить своих питомцев.

Такие циклы наблюдений посвящаются представителем растительного мира, комнатным растением, деревьям на участке детского сада, первоцветам.

Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые.

Требования к проведению наблюдений.

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект был максимально доступен каждому ребенку. Воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе: ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах. Вдоль грядки (если она большая)-можно расположить всю группу. А вокруг аквариума -не более 5 человек. Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слова должна идти вслед за восприятием-только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным. Оптимальное время для умственной деятельности -3-10 минут.

3. Наблюдения складываются по схеме: начало, основная часть, конец.

Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Вызвать положительные эмоции:

- призыв вместе посмотреть что-то интересное;

- ласковая интригующая интонация;

-загадка- описание, загадка- действие о предмете наблюдения.

Вторая часть -  основная, оно обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами 2-3 сек. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов и вопросов (например, предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спросить, что ощущают дети).

      В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поёт песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос "Как я это делаю?", но и на вопросы "Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получится в результате?"

      Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса. Это все развивает интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Темы игр-экспериментирований в разных возрастных группах.

Младший возраст (2-4 года).

Тема: "Воздух (ветер)".

"Играет ветер ленточкой" (во время прогулки поворачивать в разные стороны султанчик из цветных ленточек. Наблюдать за тем, как в зависимости от силы ветра меняется движение ленточек (комментарии -"ленточки танцуют с ветром"). "Они радуются”, “ленточки успокаиваются и засыпают”,  “ветер их баюкает".

Тема: “Звук” . 

“Разные звуки”. “Где колокольчик”. “Чья Это песенка?”

Тема:  “Свет- Тень”( солнце).

“Веселые Солнечные зайчики”.

Ловить солнечного зайчика. Держать на ладошке, разговаривать с ним.

“Что за фигурки?”

На стене четко обозначается тень, дети экспериментируют с тенями: от рук, игрушек, предметов.

Средний возраст (4-5 лет).

Тема: “Волшебная вода”.

Смешиваем подкрашенную воду и получаем разнообразные цвета и оттенки.

“Цветные капельки”.

Капать из пипетки в баночки с водой жидкую краску различной густоты. Наблюдать за путешествием капелек.

“Что тонет, что не тонет? ”

Испытывать на плавучесть игрушки и предметы из разных материалов, комментируя процесс и делая выводы.

“Вода дружит с мылом”.

Выдувать мыльные пузыри с помощью разных предметов, соломинок, трубочек, катушек из-под ниток.

“У кого пена выше и пышней?”

Через трубочку вдувать в мыльную воду и получить объемную пену.

“Снежинки”.

Рассматривать через лупу снежинки, уточнять, что все они разной формы. Рисовать снежинки по памяти.

“Разный лед”.

Заморозить льдинки разной формы и толщины. В результате разных игровых действий выяснить, что лед может быть хрупким, а может быть прозрачным и толстым.

“Что шуршит , что гремит -  звонкие бутылочки”.

Старший возраст (6-7 лет).

“Хочешь увидеть радугу”

Пропускать свет через стеклянную призму и наблюдает за преломлением и образованием радуги, которая отразится на белом листе бумаги.

“Подаем сигналы фонариком (поиск)”

В темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь.

“Теневой театр”.

На стене с помощью рук показывать разных зверей и птиц, разыгрывая мини спектакли.

“Испытание магнита”.

Экспериментировать с магнитом - какие притягиваются, какие - нет ?

Проверить подъемную силу магнита, какой величины металлические предметы поднимает, а какие -нет?

“Веселый песок”

Раскрашивать песок в разные цвета, перетирая его цветными мелками. Затем сыпать струйкой, рисуя песчаные картины.

“Какие бывают песчинки?”

Насыпать чистый песок в большой лоток. Через лупу рассмотреть форму песчинок ,  которая может быть разной. Каждый ребенок берет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

“Как сделать ветер в помещении?”

Сделать веер и помахать им, подуть. Обменяться идеями -  можно включить фен или вентилятор. Закрепить представления детей о том, что ветер - это движущийся воздух.

“Наливаем- выливаем”

Наполнить водой разные сосуды с узким и широким горлышком с помощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев.

“Самолетики - в полет”

Складывать из разных видов бумаги самолетики, запускать их и наблюдать, чей самолет полетит дальше, выше, плавнее .

“Попрыгунчики”

Привязывать к длинной резинке разные предметы и, дергая за резинку, заставлять всех подпрыгивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».

Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....

Семинар-практикум с воспитателями на тему "Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками"

Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по организации словарной работы с дошкольниками....

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их . Речевая сфера.

В статье показаны методы и приемы обогащения и активизации словаря для обеспечения высокого уровня подготовки детей к школьному обучению ....

Семинар. Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками....

Организация и методика проведения занятий плаванием с дошкольниками.

Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время пра...