Консультация "Предметно-развивающая среда"
консультация на тему

Зотикова Елена Ивановна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация53 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное  бюджетное  учреждение                                                   «  «Управление  дошкольного образования»  Исполнительного  комитета Нижнекамского муниципального  района РТ

Педагогический совет

Консультация

“Организация  пространственно-развивающей среды, направленной на познавательно-речевое  развитие дошкольника”.

                                                   

Зотикова  Елена  Ивановна

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ №3 «Огонек» пгт Камские Поляны Нижнекамского муниципального района РТ

2015г.

Предметно - развивающая среда  это  естественная  комфортная   обстановка, рационально организованная в пространстве  и   времени, насыщенная разнообразными зонами,  предметами,  играми  и игровым материалом. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.                                                                                  

Зачем же нужна предметно-развивающая среда ребёнку? Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среде.  Развивающая среда является источником становления субъектного опыта ребенка.  В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.                                                                                                              Для полноценного познавательно-речевого развития детей необходимо создать  предметно- развивающую среду в группах.  «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, необходимо  заботится в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками. Группа должна быть оснащена  современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, игровой,  раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.  

Среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.                                                                                       Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Кроме того,  среда, в группе, должна обеспечивать безопасность  жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.                                   И  еще очень важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.                                                                                        

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). Это  сравнение, анализ,  обобщение, синтез.     Сравнивая одни предметы и явления с другими, дети могут выявить сходство и различие их друг с другом и сделать выбор, как действовать и правильно ориентироваться в окружающей действительности. На основе сравнения предметов и явлений друг с другом детьми производится обобщение. На основе обобщения и выделения, общих для предметов и явлений свойств и признаков у них образуются понятия.    Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.  Обобщение – это отбрасывание специфических, особенных, единичных признаков и сохранение только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов .                               

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. При формировании целостной картины мира расширяются и уточняются представления детей о предметном и социальном окружении:

Формируются представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах различных материалов. Обогащаются представления о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Расширяются представления об элементах экономики и сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды деятельности.                                                                             

3. Сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и                                                          

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.                          

5. Знакомство с родным языком.                                                                                            

6. Становление речи.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей..

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу.                                                                                              

Для  решения этих задач  в группе  необходимо создать зоны, центры.      Такие  зоны дают  детям  возможность выбора  тематических  игр, содержания  игрового  материала,  партнеров  по  играм;  создают  условия  для  самостоятельной  организации  и длительного  сохранения  пространственно – предметной  среды; дают  возможность  свободного  объединения  со  сверстниками  по  интересам,  личному игровому опыту; помогают планировать,  моделировать,  последовательно  развивать  свою  среду;  предоставляют  комфортные  условия для  коллективных  игр  разной  динамики  и содержания.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в нашей группе есть  познавательно-речевой  центр,  представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр «Буратино», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр     «Больница», «Семья»,  «Автобус», «Магазин», « Почта», «Парикмахерская», «Строитель». Эти   игры  способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.                                                                                    

Так как  наши  дети  будущие  школьники  оборудовали  уголок  школьника. Главное  место  занимает  кукла  в  школьной  форме.  Дети  с  удовольствием играют  в  школу, используя магнитные  цифры  и  буквы,  и дидактические игры.                                                

В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, съедобных  и  несъедобных  грибов.   Дети  с охотой  занимаются  в  уголке  – поливают  цветы,  рыхлят  почву. Играют в игры  «маленький  садовод»,  «В мире  природы »,  «Времена   года». Из  альбома  «По  страницам  красной  книги» - здесь  дети  могут  узнать  о некоторых птицах и животных,  которых  в  природе  осталось  очень  мало.                      

Для наиболее эффективного   познавательно - речевого развития детей создали в группе   мини-лабораторию. Целью, которой является расширение познавательных способностей детей, представления о многообразии окружающего мира, развитие проектно - исследовательских умений и навыков, формирование творческого, логического мышления, воображения, развития речи детей, коммуникативных навыков. В центре экспериментирования имеется: различные семена  овощей  и  фруктов,  деревьев,  различные  камни  природного  происхождения,  ткани  различной  фактуры.  Для  проведения экспериментов  в  лаборатории  есть  лупа,  маленький  микроскоп,  песочные  часы и различные  емкости  для  сыпучих  предметов .  Для  опытов  с  водой  и  воздухом  есть  колба  и  трубочки.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающей среда  в группе несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы и способствует  всестороннему  развитию  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на

Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...