Педагогический опыт по дидактическим играм
консультация на тему

Карсакова Надежда Леонидовна

Педагогический опыт по дидактическим играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_po_didakticheskim_igram.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический опыт воспитателя  Карсаковой Надежды Леонидовны

 по теме «Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей»

Дидактическая игра – это средство  обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее  их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются  полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности.

Эта тема меня заинтересовала, и целью данного исследования является изучение и анализ психолого -педагогической литературы. Именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом  обучения и воспитания детей, в частности  и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение.

Концептуальной основой работы по использованию дидактической игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется ряд причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Теоретическая база: 

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же  значение, какое у взрослого имеет деятельность- работа, служба. Каков ребенок в игре, таким вор многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и ,наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов:

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

         Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е.И.Тихеева рекомендовала развивать и все виды образовательных игр.

Особая заслуга принадлежит Е.И.Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И.Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Данный анализ позволил мне  констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

        Педагогическая идея:

Значение дидактических игр я считаю чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным  осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

        Оптимальность и эффективность:

         Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

        Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

        Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

        Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

        Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

        Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

         Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое  действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.

        Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

        Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

        Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

        Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

        В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила  воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

         По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

        -  сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);

        -  речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);

        - математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);

        -   для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);

        -   музыкальные (для развития чувства ритма);

        В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

        -игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

        -настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

        -словесные.

        Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К  народным  дидактическим игрушкам  относят:  деревянные конусы  из  одноцветных и разноцветных  колец,  бочонки, шары, матрешки, грибки  и  др. Основные  игровые действия  с  ними: нанизывание, вкладывание,  катание,  собирание  целого  из частей и т. д.  Эти игры развивают  у  детей восприятие цвета, величины, формы.

        Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

        Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

        1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

        2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

        3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

        4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

        5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

        Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных

         игр:  «Краски»,  «Молчок»,  «Черное и белое»  и  др.   Игры  развивают внимание,  сообразительность,  быстроту реакции, связную речь.

        В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

        -игры-путешествия;

        -игры-предположения;

        -игры-поручения;

        -игры-загадки;

        -игры-беседы.

        В основу классификации дидактических игр, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

        -интеллектуальные  (игры-головоломки,  словесные игры, игры-предположения,  игры-загадки,  ребусы,   шарады,  шашки, шахматы, логические игры);

        -эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

        -регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);

        -творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игра-труд, театрализованные, игры в фанты);

        -социальные  (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия)

        Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

        - мотивационный: потребности, мотивы, интересы ,определяющие желания детей принимать участие в игре ;

        - ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

        - исполнительный:  действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

        - контрольно-оценочный:  коррекция и стимулирование активности  игровой деятельности.

        Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает  саморегуляцию,  укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

        Формы работы с родителями:

        Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте.Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

        Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько  рекомендаций по использованию дидактических игр.

        В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

        1. Родительские собрания;

        2. Вечера вопросов и ответов;

        3. Анкетирование и тестирование родителей;

        4. Индивидуальные консультации;

        5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактические         игры, литературы).

        6. Визиты домой;

        7. Индивидуальная работа с детьми дома;

        8. Помощь родителей детскому саду.

        Результаты проводимой работы:

         Результаты  практической   деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною работа в этом  направлении  свидетельствует о том, что в течении каждого учебного года происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.

        Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

        Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

        - научить детей различать основные цвета;

        - познакомить детей с величиной и формой предметов;

        - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

        - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

        - развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

        - сплотить детский коллектив.

        Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра-средство не только обучения, но и воспитания. Желательно использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты - это помогает  сохранить интерес детей к игре при ее повторении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомление с природой родного края....

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»

Условиями  для    возникновения  становления опыта Считаю наличие следующего: - работа по программе  « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Педагогический опыт применения дидактических игр для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Е.И. Касаткина полагает, что дидактическая (обучающая) игра – это у...

Ценный педагогический опыт использования интеллектуальной – игры викторины «Что? Где? Когда?» с детьми дошкольного возраста

Ценный педагогический опыт  использования  интеллектуальной – игры викторины «Что? Где? Когда?» с детьми дошкольного возраста...

Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании...

Выступление на РМО для педагогов ДОО Педагогический опыт «Многофункциональные дидактические игры, способствующие познавательному развитию детей»

Выступление на РМО для педагогов ДООТема «Использование инновационных практик в развитии способностей  посредством дошкольной образовательной авторской программы Е.К.Беляк, разработанной по...