Обобщенный педагогический опыт по теме: «Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей»
материал на тему
Условиями для возникновения становления опыта
Считаю наличие следующего:
- работа по программе « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
-организацию и проведение работы по ОБЖ в кружке « Почемучки»
-Организацию предметно – развивающей среды по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_obobshchennyy_opyt.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный педагогический опыт
Тема:
«Игры и упражнения для развития речи и речевого общения детей».
Автор: Лебедева Лариса Борисовна
Владимирская область,
Гусь – Хрустальный район,
П.Красное – Эхо
МКДОУ Детский сад №10.
Условиями для возникновения становления опыта
Считаю наличие следующего:
- работа по программе « от РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
-организацию и проведение работы по ОБЖ в кружке « Почемучки»
-Организацию предметно – развивающей среды по данной теме.
Актуальность педагогического опыта.
Современное общество предлагает все более высокие
требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. являясь сложной и многогранной деятельностью. Общение требует специфических знаний и умений , которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной сфере.
Это и объясняет практическую значимость освоения коммуникативных умений с раннего детства. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности . В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной образовательной программы до школьного образования (ФГТ) в социальном портрете ребенка, поступающего в первый класс, обозначено такое качество, как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Но не только это определяет необходимость развития с раннего возраста умения общаться. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке ит.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие
сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование её у детей - изначально сложный процесс. Именно поэтому образовательная область « Коммуникация» занимает важное место в образовательной программе.
Новизна подхода к методике развития речи заключается в изменении традиционной системы речевых задач. Ведущей целью, к которой стремится педагог в работе по развитию речи детей, является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии со своими возрастными возможностями. Общение становится той деятельностью, ради которой и в процессе которой педагогу необходимо обеспечить развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения.
Как соотносятся речевые и коммуникативные умения? Обогащение, уточнение и активизация словаря способствуют развитию умения более точно, образно передавать свою мысль в процессе общения: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения,
подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия и т.п.
Владение грамматически правильной речью позволит ребенку быть понятым, обеспечит возможность передать сложные сообщения, отражающие связи и зависимости в природе и социуме.
Овладение звуковой культурой речи способствует комфортному и эмоциональному общению ребенка в среде сверстников с использованием общеречевых навыков.
Высокий уровень развития связной речи позволит ребенку стать интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что высоко ценится в детском игровом сообществе.
Владение навыками культуры речевого общения (правилами этикета) будет способствовать динамичному расширению круга общения ребенка, позволит ему быстрее находить контакт и вступать в общение с разными людьми.
Участвуя в игре, ребенок варьирует содержание и формы речи при общении с
детьми разного возраста. Так, исполняя роль продавца в отделе косметики, девочка подготовительной к школе группы долго и подробно беседует со своей сверстницей- «покупателем», предлагая ей различные виды косметических средств, давая им характеристику, советуя сочетать их с цветом одежды. В общении же с «покупателем» 3 лет она сама предлагает купить помаду
определенного цвета, уточняет, нравится ли она ребенку, вручает покупку и благодарит за нее. То есть, понимая ограниченные возможности малыша, старшая девочка проявляет в игре большую речевую активность. Подобная ориентация на собеседника является и важнейшим компонентом коммуникации, и одним из показателей коммуникативного развития ребенка.
Практическое овладение нормами русской речи - решение данной задачи предполагает практическое овладение ребенком нормами использования речевых и этикетных форм в процессе общения.
Речь, выступая одним из важнейших средств коммуникации, проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах), в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленные вопросы дети начинают использовать сначала элементы. а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а так же элементы рассуждений.
Лебедева Лариса Борисовна работаю в детском саду с 1997 года. Работа мне очень нравится, т.к. постоянно испытываешь удовлетворенность от своей деятельности, радость от общения с детьми, видишь, что твои старания не прошли даром, чувствуешь ответственность за будущее детей. Это–то и подталкивает на постоянный творческий поиск новых путей, форм и методов воспитания и обучения воспитанников.
Мне интересен любой вид педагогической деятельности по всем разделам программы. Но особое внимание уделяю образовательной области «Коммуникация» –, т.к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению. Я использовала богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, и другие.
Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Это совместные со взрослым инсценированные представления и игры-драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создает естественную канву, план для совместной деятельности, представляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи. Вместе с тем игра побуждает детей к импровизации, позволяет черпать из сказки только то, что нравится, что соответствует внутреннему миру ребенка.
Под впечатлением от услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, прыгал зайчик, лягушка, бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять коллективно либо в виде индивидуального показа.
Параллельно с этюдами организовывается ряжение. Высказывания сначала возникают по поводу распределения ролей и костюмов.
— Я Курочка!
— А я буду Мышка!
— А я буду Бабкой.
— А я хочу быть Дедушкой.
Между малышами налаживается ролевое взаимодействие.
— Баба, пойдем к Курочке Рябе.
— Здравствуй.
— Здравствуй, Бабка.
— Свари мне яичко.
— На тебе еще попить.
— А я все выпила.
— Дай мне попить.
Можно провести ряжение, в виде игры в чудесный мешочек (Что-то есть в мешке? Заглянем одним глазком? Что, это Юра достал из мешка?). Доставая и примеряя детали костюмов, дети не сразу догадываются, персонажам какой сказки они принадлежат. Особенно если весь костюм состоит из косынки, берета или перчаток. И это особая задача — узнать персонаж, узнать сказку.
Чтобы всем желающим было интересно, костюмов может быть два-три: две мышки, две лягушки и т. д
Начинала игры-драматизации и инсценировки с самых несложных сказок, например с «Курочки Рябы». Хороши все те же самые сказки, которые обыгрывались в первой младшей группе. Разыгрывать сказки можно утром. Но лучше это делать вечером, когда основная часть детей разошлась по домам.
В игре-драматизации очень важно не упускать из виду эти два направления деятельности: сюжетно-ролевую игру с использованием ролей, эпизодов из сказки (для себя) и собственно театрализованную игру (для зрителей). Оба вида разыгрывания сценок очень полезны для развития речи детей, для совершенствования структуры предложений. Особую ценность в них представляют импровизированные диалоги персонажей и монолог сказочника. Поначалу в диалоге при помощи слов участвуют самые активные дети. Остальные действуют молча. Затем и они вовлекаются в речевое ролевое взаимодействие.
Особый вид игры составляют игры по мотивам сказки, разыгрываемые детьми не в костюмах, а с игрушками, фигурками из плоскостного театра.
Поначалу дети играют просто рядом, совершая игровые действия, произнося ролевые реплики, высказывая свои чувства, — не обращаясь к кому-либо конкретно, не взаимодействуя с соседями. Это ознакомительный этап, этап освоения смысла деятельности, обследования материалов и условий.
На умение детей рассказывать сказки влияет опыт восприятия и разыгрывания сказок, приобретаемый в семье и в детском саду. В этом вопросе необходим индивидуальный подход к детям. Замечательно, что взрослые дома читают детям сказки. Очень плохо, если они этого не делают. Но для детской самодеятельности, для игры-драматизации, инсценировки, рассказывания в этом возрасте лучше использовать короткие народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Козлятки и волк», «Рукавичка». Сказки эти многократно приходят к детям в виде рассказывания, театрализованного действия, в играх. Многократное обращение к одной и той же сказке создает благоприятные условия для ее запоминания и освоения.
Элементы драматизации в виде выразительных условных действий и движений хороши и при рассматривании картин, и при рисовании. Например, дети рассматривают новогодние открытки: снеговики пляшут; медвежонок и ворон играют в хоккей; звери играют на музыкальных инструментах. На многих открытках — персонаж медвежонок. После того, как дети рассмотрели открытки, им читают стихотворение:
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И под елкой — снег, снег.
А под елкой спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
(И. Токмакова)
Я приглашаю детей изобразить мишку, который спит под елкой. Дети укладываются на ковер, закрывают глаза, кладут руки под щеки.
— Теперь медведь проснулся, — говорит воспитатель. — Потянулся: «Эээ-ххх!». Медведь пошел играть со зверятами в снежки. Наклонился, слепил снежок и... в Сережу попал. И в Таню... Нравится играть в снежки? Наигрались? А теперь поиграем в оркестр. Как медвежонок играет на барабане? (Бум-бум-бум.) А на дудочке? (Ду-ду-ду.)
В пластическом упражнении ребенок соотносит действие с глаголом, использует звукоподражания. Задачи развития речи решаются комплексно. Особое значение этюд имеет для совершенствования структуры предложения: через активизацию глаголов ребенок приходит к активизации структуры двусоставного предложения, а через нее — к тексту.
Четвертый год жизни — очень важный этап в освоении грамматического строя речи ребенка. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. От того, чем наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход дальнейшего речевого развития.
При благоприятных условиях уже в младшем дошкольном возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает своеобразное экспериментирование со словом, его формами — языковые игры. Их появлению благоприятствуют дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием, стимулирующие поисковую активность детей в сфере языка и речи, формирование языковых обобщений. Особенно важны игры с глагольным словом, удовлетворяющие естественную потребность ребенка в движении, динамике речи и организующие речевое высказывание
Приложение №1
( Игры и упражнения с грамматическим содержанием)
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования —называние (номинация) предметов, при котором в структуре слова отражаются связи данного предмета с его функцией или с другими предметами. Например: выключатель — наименование приспособления для выключения электричества (обозначена связь предмета и его функции); сахарница — посуда для сахара (также связь предмета и его функции); учительница — наименование профессии человека по его функции и т. д. Это проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит взрыв словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка), книжной, книжечный, шубный, одежный (шкаф), Мишка-мишинист, жиравль, мама-поросиха, сынок-слоненчик. Ярко проявляется «нащупывание» формы: волчонки, волчуняты; белчата, бельчонки, бельчоночки. Аналогичные явления наблюдаются и в словоизменении: ищить? ищать? исать? (вопрос в игре в прятки); Такие условия создаются в особых коммуникативных ситуациях: в ситуации игры-драматизации и в ситуации устного рассказа, который разворачивается как совместно распределенная деятельность.
В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации. Аналогичное воздействие на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др., а также вечера загадок.
В средней группе хорошо инсценировать народные сказки «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторские сказки и рассказы «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу?», «Под грибом» В. Сутеева, «Про глупого мышонка» С. Маршака и др.. Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых детьми в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Таким главным условием является включение в педагогический процесс ситуаций устного рассказа, в которых перед ребенком ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, при этом взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связки, а нередко и начало каждого предложения. Руководство детским рассказыванием в непосредственном общении должно быть неформальным. Воспитатель может лично участвовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка. Приведу пример совместного рассказывания.
— Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике.
Показывается картинка с изображением сказочного домика.
— Как ты думаешь, кто в нем живет?
— Лягушка, что ли? (Увидел лягушку-путешественницу на обложке альбома для рассказов.)
— Ну, давай придумаем историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и... кто еще?
— Муравей .
— Как-то раз муравей и лягушка пошли...
Интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству — продолжить и завершить высказывание.
— Искать пользу.
— Какая же польза у них? (Искреннее удивление.)
— У лягушки польза — вода, а у муравья — мед.
— Нашли они свою пользу?
— Нашли.
— И что же получилось?
— Чай с медом.
— Ну что ж, давай запишем эту историю в альбом. Замечательная сказка получилась. Ты ее продиктуй мне, а я запишу: «Жили-были...
Не правда ли, в совместном творчестве рождается сочинение, достойное взрослого сказочника. Но это может произойти не сразу. Не сразу получается законченное монологическое повествование. Поначалу это будет диалог. Важно только не превращать диалог в диктат взрослого. Нельзя все называть ребенку. Пусть ищет сам. А взрослый — рядом, всегда готов прийти на помощь. Путь же от диалога (вопрос–ответ, предложение–контрпредложение) к монологу лежит через совместный монолог: взрослый начинает фразу, а ребенок — завершает, ребенок продолжает — взрослый ждет, ребенок говорит — взрослый молчит, ребенок замолчал — взрослый подсказывает новый сюжетный ход в виде начала фразы и т. д. Такой совместный монолог, по существу, является также диалогом. Но обязательно роли распределены так, что все, что ребенок может сделать сам, — он делает сам. Взрослый включается тогда, когда малыш замолкает. И тоже не сразу. Немного надо подождать. Пусть ищет сам. Но не долго. Не надо вымученных сочинений. Должна быть радость, праздник творчества! Это взрослому бывает порой очень нелегко творить. А малышу творить не трудно, ему трудно ждать — результат нужен сегодня, сейчас.
Через совместную деятельность, сотворчество ребенок приходит к овладению творческой продуктивной речевой деятельностью.
Приложение №2
(Игры и упражнения с грамматическим содержанием).
На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное (ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок, скворятки, скворчатки, скворенки), прилагательное (кашенная, растайчивая, сердитные, обиденные, обедный, длинноуший), глагол (гакает, прокатнулся, втыкнул). В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Для этого хороши все те игры, которые описаны в предыдущей группе. С детьми старшей группы можно также проводить игры и упражнения на образование названий людей по профессии, по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие, такие как «Мишка-музыкант», «Киоск открыток», «Музей игрушек», «Про пана Трулялинского», «Что ты делаешь?», «Король», «Горшки», «Коршун», «Как тебя зовут?», «Почта», «Маковое зернышко».
Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребенка в сфере словообразования, удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре со словом. Это позволяет освоить богатый словарь производных слов, активно использовать его в связной речи. Выполнив свою функцию, словотворчество, как экспериментирование в сфере словообразования, постепенно идет на убыль. Это естественный процесс. Внимание ребенка перемещается в другие сферы языка и речи. Активно формируется речевой самоконтроль, критическое отношение к своей речи, стремление говорить грамматически правильно, точно.
На наш взгляд, если ребенок активно прожил возраст от двух до пяти, много и интересно играл словами, он сам постепенно приходит к оценочным суждениям. Ситуации, когда в речи возникают задачи оценочного типа, нередки при естественном повседневном общении. В этих стихийно возникающих ситуациях взрослый и должен поддержать поиск ребенка, помочь ему оценить грамматическую правильность той или иной формы.
У шестилетнего дошкольника еще имеется потребность в игре со словом. Но критическое отношение к себе и своей речи сдерживает его.
Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это совместные развлечения и викторины по литературным произведениям, конкурс чтецов, в котором совместно с детьми участвовали и родители. Также давались различные домашние задания по придумыванию рассказов и историй на заданную тему, по серии картинок. Разучивание пословиц и поговорок, разъяснение их смысла, разучивание стихов и чтение сказок и т.д.
Немаловажное значение для развития творческих способностей, познавательной активности, играет то, что на своих занятиях стараюсь создать непринужденную, доверительную обстановку, в которой бы дети чувствовали себя комфортно, раскрепощено. Создаю ситуацию успеха, что способствует еще более высокой активности, хорошему настроению, желанию общаться. На занятии становимся с детьми, как бы единым целым, равноправными партнерами.
Приложение №3
(Игры и упражнения с грамматическим содержанием).
Подводя итог своей работы за эти три года можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике к концу старшей группы четырнадцать детей имеют оптимальный уровень связной речи, шестеро детей - высокий и один ребенок – низкий уровень развития. О чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей.
Результаты диагностического обследования
Сентябрь2009 | Май2010 | Сентябрь2010 | Май2011 | Сентябрь2011 | Май 2012 | ||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||
Уровни речевого развития | |||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Где:
- - красный цвет – низкий уровень
- - желтый цвет – средний уровень
- Зеленый цвет - высокий уровень
- Синий цвет - оптимальный уровень
Диагностическое обследование проводится по методике Сафоновой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1..Арушанова А. Г.
Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
2.Дошкольное воспитание №9/ 2011
3. В.В Гербова « Занятия по развитию речи» :
вторая младшая, средняя, старшая группы. Мозаика – Синтез2009
4 О.В Дыбина « Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
Мозаика – Синтез2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» Отчет по самообраз...
Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...
Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...
Аналитическая справка по тематическаому контролю на тему "Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей...
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"
Сценарий педагогического совета "Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы"...