Выступление на РМО для педагогов ДОО Педагогический опыт «Многофункциональные дидактические игры, способствующие познавательному развитию детей»
презентация

Белова Татьяна Николаевна

Выступление на РМО для педагогов ДОО

Тема «Использование инновационных практик в развитии способностей  посредством дошкольной образовательной авторской программы Е.К.Беляк, разработанной по направлению Baby skills»

Педагогический опыт «Многофункциональные дидактические игры, способствующие познавательному развитию детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.55 КБ
Файл medzhik-boks.pptx634.55 КБ
Office presentation icon sensornyy_kub.ppt813.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сакмарский детский сад «Берёзка»

Выступление

на РМО для педагогов ДОО

Тема «Использование инновационных практик в развитии способностей  посредством дошкольной образовательной авторской программы Е.К.Беляк, разработанной по направлению Baby skills»

Педагогический опыт

«Многофункциональные дидактические игры, способствующие познавательному развитию детей»

Подготовил: высшей квалификационной категории

Белова Татьяна Николаевна

с.Сакмара Оренбургская область

2023г.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр и упражнений составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактические игры и пособия делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.  Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Дидактические игры и пособия широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Я, конечно же, не исключение и сегодня хочу представить некоторые из моих дидактических пособий, предназначенные для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

«СЕНСОРНЫЙ КУБ»

Пособие представляет собой куб из пяти граней-решеток для раковины, соединенных при помощи стяжек, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер.

Я бы хотела рассказать об истории появления «Сенсорного куба» в моей группе. Кстати, тогда он еще так и не назывался. Все мы с Вами постоянно учимся, знакомимся с творческими идеями, с педагогическим опытом других воспитателей. Пытаемся то, что посчитали интересным и нужным на данный момент для развития наших воспитанников, внедрить в своей работе. Вот так и я, на одном из профессиональных сайтов увидела фото подобной дидактической игры. По сути, это был тренажер для овладения детьми умения заплетать косички, развивая при этом моторику и закрепляя некоторые сенсорные эталоны.

Подобные игры я встречала и раньше, но этот вариант мне приглянулся тем, что здесь мои ребята могли играть группой, то есть развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.

И действительно, дети проявили интерес к совместным играм; при этом общаясь и приучаясь играть рядом, не мешая друг другу, наблюдая за действиями товарищей и подражая им.

Плетение и манипуляции с разноцветными шнурами, бантами, лентами очень полюбились как девочкам, так и мальчикам, чему я даже была немного удивлена.

Время шло. Повзрослевшие дети выпустились из детского сада и ко мне пришли малыши и вот тут появилась идея создания Сенсорного куба.

Цель: развитие сенсорного восприятия, совершенствование мелкой моторики рук.

Пособие получилось многофункциональным, предусматривающим различные дидактические игры и упражнения. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Куб также может быть демонстрационным.

Создавалась эта игра на основе следующих принципов:

  • Вызывает у детей интерес и желание в нее играть.
  • Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
  • Дети общаются со сверстниками, учатся устанавливать доброжелательные отношения, взаимодействовать согласно правилам игры.
  • Совершенствуются все психические процессы: такие как речь, внимание, воображение, память, а также мелкая моторика.
  • Формируется дифференцированное восприятие качества предметов.
  • Предполагается последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов.
  • Содержит постепенное усложнение игровой задачи.

В центре куба можно подвесить легкий предмет - это будет являться тренажёром для дыхательной гимнастики.

С помощью Сенсорного куба ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как  «размер», «цвет», «форма», «величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.

Развивается логика, внимание, мелкая моторика, идет закрепление сенсорного опыта.

Происходит развитие тактильных ощущений, внимания, памяти; закрепления понятий: «длинный – короткий», «длиннее-короче», «узкий – широкий» - методом сравнения, приложения и наложения.

Совершенствуется слуховое восприятие. Развивается фонематический слух.

Игры для развития логического воображения; для умения анализировать, работать по схеме, для развития внимания, памяти, мышления.

Все игры способствуют развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Идет формирование волевых умений: не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Развивается творчество, зрительное и цветовое восприятие; закрепление понятий «вверх-вниз», «право-лево», ориентировка на поверхности и многое другое.

В данное время дети активное осваивают новые игры, которые позволят и дальше совершенствовать развитие их сенсомоторных качеств и умения работать по схеме.

Дети взаимодействуют со взрослым и сверстниками; развивают умение доводить начатое дело до конца. Даже такое повседневное занятие, как сворачивание лент и бантов после игр с Сенсорным кубом совершенствует развитие мелкой моторики и содержит соревновательное начало. А какой положительный эмоциональный фон царит при этом!

«Мэджик – бокс «Веселая сенсорика

Также мной разработана модификация Сенсорного куба  - « Мэджик – бокс «Веселая сенсорика»

Цель пособия: создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.

Дидактическое пособие Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» предназначено:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух,  и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Характеристика дидактического пособия.

Дидактическое пособие Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов, направленных на сенсорное развитие ребенка. Все материалы в мэджик – боксе расположены в различных окошках, домиках и кармашках, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Мэджик - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал. Данное пособие можно применять в любой образовательной области; содержание мэджик – бокса со временем можно дополнять и усложнять, в зависимости от уровня сформированности сенсорных способностей детей. Дидактическое пособие можно использовать в педагогическом процессе, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Особое внимание уделяно подбору дидактических игр для этого пособия. Игры, расположенные в мэджик-боксе,  можно разбить на несколько групп.

Игры первой группы, направлены на закрепление понятия формы. Подобранные дидактические игры используются для изучения и закрепления основных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) и для формирования умения у детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. Включены такие игры как «Продолжи ряд», «Закрой окошки», «Матрешки», «Божьи коровки», «Подбери заплатку».

Вторая группа игр Мэджик – бокса направлена на закрепление понятия величины. Здесь подобранны такие игры как «Собери пирамидку», «Большой – средний – маленький». Такие игры помогают знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Третья группа содержит в себе дидактические игры на закрепление цвета. Тут подобраны игры, которые помогают изучать и закреплять умения детей узнавать, различать, называть основные цвета, находить одинаковые, развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами, развивать восприятие цвета. Это такие игры как «Веселый зонтик», «Помоги ёжику», «Угости кошечку».  Также к этой группе относится игру «Радужный поезд», которая объединяет в себе основные цвета спектра, игры «Подбери колесики» и «Подбери по цвету».

К четвертой группе относятся дидактические игры на развитие тактильных ощущений. Игры направлены на развитие осязательных ощущений рук, находить одинаковые и противоположные по тактильным ощущениям предметы. Это такие игры как «Пазлы», «Проведи пальчиком», «Лабиринт», «Умные прищепки».

На дне Мэджик – бокса расположены дидактические игры на развитие слухового восприятия. Например, такая игра, как «Узнай по звуку». Здесь есть  колокольчик, погремушка, свисток, бубен, они направлены на развитие слухового внимания, т.е. восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки, например, предложить детям послушать звуки и угадать какие предметы их издают.

Также пособие Мэджик – бокс включает в себя картотеку пальчиковых игр для малышей для развития мелкой моторики рук, а также для  развития памяти; основные цвета спектра, выполненные в виде павлина с хвостом и игру «Круги Луллия. Цвет и форма», где ребенок должен сопоставить изображение предмета с подходящей фигурой и цветом.

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Считаю, что дидактические игры и пособия необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сакмарский детский сад «Берёзка» Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» Подготовила: воспитатель Белова Т.Н. высшая квалификационная категория

Слайд 2

Мэджик - боксы - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Все материалы из мэджик – бокса расположены в различных окошках, домиках и кармашках, в них находятся различные детали, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Мэджик - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал. Данную методику можно применять в любой образовательной области.

Слайд 3

Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» позволяет соединить в комплексе дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание ребенка. Содержание мэджик-бокса со временем можно дополнять и усложнять, в зависимости от уровня сформированности сенсорных способностей детей

Слайд 4

Дидактическое пособие Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» предназначено: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Слайд 5

Дидактическое пособие я использую в педагогическом процессе, как в образовательной деятельности , так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделяю подбору дидактических игр для этого пособия. Игры, расположенные в моем мэджик-боксе , можно разбить на несколько групп.

Слайд 6

Игры первой группы, направлены на закрепление понятия формы . Подобранные дидактические игры используются для изучения и закрепления основных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) и для формирования умения у детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

Слайд 7

«Подбери заплатку» «Матрешки» «Божьи коровки» «Продолжи ряд» «Закрой окошки»

Слайд 8

Вторая группа игр «Мэджик – бокса» направлена на закрепление понятия величины. Такие игры помогают знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Слайд 9

«Собери пирамидку» «Большой – средний – маленький»

Слайд 10

Третья группа содержит в себе дидактические игры на закрепление цвета . Тут подобраны игры, которые помогают изучать и закреплять умения детей узнавать, различать, называть основные цвета, находить одинаковые цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами, развивать восприятие цвета.

Слайд 11

«Весёлый зонтик» «Угости кошечку» «Радужный поезд» «Помоги ёжику»

Слайд 12

К четвертой группе относятся дидактические игры на развитие тактильных ощущений . Игры направлены на развитие осязательных ощущений рук и умение находить одинаковые и противоположные по тактильным ощущениям предметы.

Слайд 13

« Пазлы » «Проведи пальчиком» «Умные прищепки» «Лабиринт»

Слайд 14

На дне «Мэджик – бокса» расположены дидактические игры на развитие слухового восприятия . Например, такая игра, как «Узнай по звуку». Здесь есть колокольчик, погремушка, свисток, бубен, они направлены на развитие слухового внимания, т.е. восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки, например, предложить детям послушать звуки и угадать какие предметы их издают

Слайд 15

Также мой «Мэджик – бокс» включает в себя картотеку пальчиковых игр для малышей для развития мелкой моторики рук, а также для заучивания и развития памяти; основные цвета спектра, выполненные в виде павлина с хвостом и игру «Круги Луллия . Цвет и форма», где ребенок должен сопоставить изображение предмета с подходящей фигурой и цветом.

Слайд 16

Анализ проведенной работы показал, что использование «Мэджик – бокса» с дидактическими играми эффективно помогает развивать познавательную деятельность, происходит развитие речи и закрепление сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, обобщаются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Дидактическое пособие «Сенсорный куб» Автор Белова Татьяна Николаевна воспитатель второй младшей группы МБДОУ Сакмарский детский сад «Берёзка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"

Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие  музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивае...

Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»

Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...

консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».

Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...