Педагогический опыт применения дидактических игр для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Е.И. Касаткина полагает, что дидактическая (обучающая) игра – это учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее.
От игр в классическом понимании дидактические игры отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_di.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт применения дидактических игр для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста
Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Е.И. Касаткина полагает, что дидактическая (обучающая) игра – это учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее.
От игр в классическом понимании дидактические игры отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму .
Целью дидактической игры может быть расширение круга знаний о природе, свойствах и предназначении предметов, тех или иных явления окружающего мира, правилах поведения и прочее. Дидактические игры нацелены на следующие блоки развития: умственного; нравственного; трудового; эстетического; физического. Дидактические игры имеют четыре обязательные составляющие: цель, правила, определенные действия участников и результат. Поэтому они не только организовываются взрослым, но и проходят в его присутствии . Продуктивность дидактических игр предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:
1. Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. В процессе дидактической игры детям неинтересен даже не выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
2. Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У детей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
3. Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор .
Дидактические игры имеют различную классификацию. Дидактические игры, по мнению Н. Ф. Губановой, например, по количеству участников могут быть индивидуальными и коллективными . По цели проведения дидактические игры, по мнению Н.Ю. Боряковой, могут быть следующие: направленной на развитие речи; творческой; воспитательной; математической; логической; прочее.
Классификация игр, по мнению Т.А. Барчана, по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:
- игры-путешествия. Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;
- игры-поручения. Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др.;
- игры-предположения. их игровое задание выражено в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;
- игры-загадки. Развивают способность к анализу;
- игры-беседы. Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.
В соответствии с характером игровых действий дидактические игры, по мнению И. А. Лыковой, делятся на:
- игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать т.п.;
- игры по отысканию предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;
- игры с «угадыванием загадок». Выстраиваются они на выяснении неизвестного: «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось? »;
- сюжетно-ролевые дидактические игры. Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др.) Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых приемов в развитии ребенка.
Общепринятой, по мнению Е.Н. Пановой, является следующая классификация:
1. Дидактические предметные игры. Этот вид игр предназначен для совершенствования моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия ребенка 4-6 лет. Манипулируя игрушками, другими предметами, дошкольник развивает творческие способности, воображение. В процессе игры он общается с другими ее участниками, взрослыми и детьми.
2. Настольно-печатные дидактические игры. Предусматривается использование в игровом процессе наглядных пособий: сборников развивающих задачек, карточки, плакаты, макеты, игрушки, прочее. Часто такие пособия изготавливаются собственноручно.
3. Словесные обучающие игры. Они направлены на развитие внимания, памяти и припоминания. Играя в такие игры, ребенок совершенствует речь, учится связно изъясняться.
Полноценная дидактическая игра впервые возможна именно с детьми среднего дошкольного возраста потому, что:
- у детей среднего дошкольного возраста внимание уже достаточно устойчиво. Игровой процесс может длиться примерно 20 минут, а в случае крайней заинтересованности ребенка – еще дольше;
- у детей среднего дошкольного возраста совершенствуется сенсорное восприятие и образное мышление, он полностью готов к обучению;
- словарный запас у детей среднего дошкольного возраста уже достаточно большой, они изъясняются практически без проблем;
- у детей среднего дошкольного возраста уже можно рассмотреть способности к тем или иным видам деятельности. Тот или иной вид обучающей игры может быть направлен на развитие этих способностей;
- дети среднего дошкольного возраста уже могут следовать правилам игры, последовательно выполнять действия. Обязательное наличие правил и четкого плана – одна из особенностей обучающей игры.
Выбирая дидактические игры для развития памяти, принимают во внимание основные правила запоминания:
- запоминается интересная информация;
- необходима установка на запоминание;
- быстрее усваивается информация, к которой легко подбирается ассоциация;
- информация, данная в начале и в конце разговора или урока, запоминается лучше;
- для улучшения памяти нужно увеличивать количество повторений информации.
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста помогают развивать память. Рассмотрим некоторые дидактические игры, направленные на развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Что исчезло».
Цель – развитие зрительной памяти.
Выбирается ведущий, первое время им может быть воспитатель. Когда дети освоятся с правилами, каждый из них может попробовать себя в роли ведущего. На стол ставится 3 — 4 небольшие игрушки. Ведущий предлагает запомнить, какие предметы стоят на столе и отвернуться. Когда дошкольники отвернулись, ведущий убирает одну игрушку. Игроки должны вспомнить, какой игрушки не хватает. В игровой процесс можно внести соревновательный элемент. Кто первый правильно вспомнил, получает фишку или жетон.
Дидактическая игра «Что изменилось».
Цель – развитие зрительной и образной памяти.
Рисунок 4. Стимульный материал для дидактической игры «Что изменилось»
Выбирает ведущий. На стол ставится несколько игрушек. Непоседы должны запомнить, какие игрушки и как стоят. Когда дошкольники отвернутся, ведущий переставляет игрушки, меняет их местами. Выигрывает тот, кто первым правильно скажет, какие предметы сдвинули, и где было их первоначальное место. «Найти отличие». Перед каждым ребенком кладут 2 картинки. Необходимо найти, чем они отличаются. Как вариант, на картинке могут быть изображены спрятанные котята или птицы, которых надо найти в кустах, за деревьями или забором.
Дидактическая игра «Занимательные кружки»
Цель игры заключается в развитии у ребенка усидчивости, мелкой моторики пальцев, а также в закреплении названий цветов и совершенствовании навыков на собирание целого.
Рисунок 5. Стимульный материал для дидактической игры «Занимательные кружки»
Суть игры. Для данной игры потребуются ножницы и цветной картон. Из картона вырезаются разноцветные кружочки, которые кладутся в конверт по цветам. Далее ребенку предлагается сложить из кружочков по образцу различные фигуры: гусеница, кот, неваляшка, цветы, солнышко, бабочка и другие.
Дидактическая игра «Домино»
Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка находить среди многих фигур одну определенную фигуру. Также данная игра способна закрепить знания о геометрических фигурах.
Суть игры. Для игры потребуется заранее подготовленные карточки (28 штук), на каждой половинке изображается та или иная геометрическая фигура (многоугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг, ромб). На дублирующих карточках изображаются 2 одинаковые фигуры, а из двух пустых половинок состоит седьмой дубль. Далее все карточки раскладываются на столе изображениями вниз. По подобию обычного домино, к любому концу дорожки ребенок подбирает и прикладывает за один ход одну нужную карточку и при этом называет выпавшую фигуру. Если у игрока нет нужной фигурки на карточке, то он имеет право из общего числа карточек подыскать требуемую картинку. Победителем оказывается тот игрок, который самый первый освободится от всех карточек.
Дидактическая игра «Найди игрушку».
Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.
Суть игры. Потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам.
Дидактическая игра «Определить на ощупь»
Цель игры заключается в развитии у ребенка наблюдательности, внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.
Суть игры. Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Если ребенку будет сложно выполнить такое задание с закрытыми глазами, то такую игру можно проводить и с открытыми глазами.
Дидактическая игра «Поиск по памяти»
Цель игры заключается в развитии у детей внимания, памяти и координации.
Суть игры. Для данной игры потребуются различные предметы (машинки, кубики, мягкие игрушки и прочее). И в такую игру правильнее играть в помещении, которое ребенку знакомо хорошо. Все выбранные игрушки раскладываются на полу. Далее ребенок должен запомнить их месторасположение, а после этого ему завязывают глаза. Задача ребенка состоит в том, чтобы разыскать разложенные предметы с завязанными глазами.
Таким образом, дидактическая (обучающая) игра – это учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих и дидактических игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Развивающие и дидактические игры детей дошкольного возраста"....
Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям...
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица Изменившаяся ситуация...
Статья "Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие памяти у дошкольников....
"Дидактические игры для развития памяти для детей старшего дошкольного возраста"
- Игры с детьми должны быть обоюдно добровольными- Их продолжительность не должна превышать 35 минут- Не предлагайте ребенку задания, если он утомлен- Постарайтесь, чтобы игры-занятия носили регулярны...
Применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду
И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления ...