Выступление на педагогическом совете "Ознакомление с родным краем"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37»
Нижнекамского муниципального района РТ
Выступление на педагогическом совете
по духовно-нравственному воспитанию на
тему: «Ознакомление с родным краем»
(из опыта работы)
Воспитатель по обучению
татарскому и русскому языкам
МБДОУ №37
Миндубаева Гузель Сиреньевна
г. Нижнекамск, РТ
Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С.Лихачев.
Духовное – нравственное воспитание детей является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными комерческими издательскими, анимационными, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказывала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир.
В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которые выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных сериалов: Супермн, Спайдермен и Бэтмэн, Микки Маус, Скрудж Макдак, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном и телепузики. Массовая культура Запада и Востока наступала по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательство, индивидуализм. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, «сыпят» рекламными слоганами, воображают себя супергероями, играют с телепузиками, монстрами, Барби, копировуют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли.
Мы не могли оставаться сторонниками наблюдателями, необходимо было принимать меры, укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности. У республики Татарстан тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал.
Вели разъяснительную работу с детьми и родителями, просили малышей не приносить в детский сад монстров, телепузиков и Барби, диснеевские книжки и журналы, убеждали родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, кассет и т.д. мы стараемся не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут повредить их формирующейся душе.
Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка. У нас же в последние годы наметился серьезный крен в сторону обучения. Вместо того чтобы воспитывать душу, ребенка стремятся напичкать разного рода знаниями – у него и английский, и французский, и теннис, и бальные танцы, что только родители не придумают, а ребенок – нравственный дикарь, бездушный потребитель. Мечты детей о карьере президента, бизнесмена, фотомодели – не что иное, как отголоски перевернутого с ног на голову воспитательного процесса.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.
Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть её. Если человек поймёт, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Беседы с детьми являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
В системе занятий по курсу «Ознакомление с родным краем» входят занятия, обеспечивающие становления опыта жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста через освоение средств народной мудрости. Тематика занятий предусматривает наличие фольклорного материала этнической и культурной среды Поволжского татарского народа. Мы убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Данный цикл занятий помогли выработать модель татарина и татарки, в которых усвоены те качества, которыми они должны обладать. Некоторые качества повторяются, но есть и индивидуальные: у мальчиков – смелость, мужество, защита Родины, ; у девочек – женственность, покорность, терпение, стремление к чистоте и порядку в доме.
Мы стремимся воспитывать в детях национальное самосознание через знакомство с татарской культурой, приобщаем малышей к фольклору, знакомим их с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями национальных писателей, художников, архитекторов, композиторов, городом, его людьми достопримечательностями, значимыми событиями в истории страны.
Поскольку татарская культура – культура ислама, дети знакомятся с основами исламской религии. Сначала у нас появились необычайные для дошкольных учреждений праздники – Рамазан, Курбан бәйрәм, а затем и специальные занятия, которые проводят учителя медресе. Однако детский сад у нас не исламский, а обычный, светский, мы не соблюдаем постов, не настаиваем о том, чтобы дети ходили в мечеть, и практически ничем не отличаемся от любого другого муниципального дошкольного учреждения.
Религиозное воспитание не является самоцелью, не навязывается ни детям, ни родителям, посещение таких занятий является сугубо добровольным. В дошкольном возрасте приобщение происходит к татарским традициям в основном через усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей страны, лучшими образцами национального искусства и осознание их духовно-нравственного потенциала.
Нельзя сказать, что родители являются глубоко верующими людьми, нет: скорее, они с симпатией относятся к национальной культуре, выросли в ней и понимают, что укоренение в ней – единственная возможность спасти ребенка от агрессивного влияния чужеродной нам массовой культуры.
Хотим мы того или нет, но особенности понимания малышом той или иной ситуации, его поведение и отношение к людям диктуется нравственными ценностями и традициями той культуры, в которой он родился и жил. Маленький пример. Мы стремимся научить детей контролировать свои эмоции, не выплескивать наружу агрессию: тебя обидели, а ты потерпи, а ты уступи, а ты прости, – но как ведут себя далеко не все народы. Ценности и традиции у всех разные, и как бы сильно ни было желание ассимилироваться в нашу национальную культуру, сделать это большинству не удается. Тысячелетнюю культуру с плеча не смахнешь, все мы связаны с ней незримыми, но очень прочными нитями.
Поскольку нравственные ценности одни у всех народов, дети легко находят друг с другом общий язык. Сейчас национальное самосознание громко заявляет о себе в любом народе и не учитывать этого нельзя. А поскольку мы живем в Татарстане, мы будем укоренять своих детей в национальной культуре. Державу, в конце концов спасать и возрождать надо, а сделать это смогут лишь те, кто любит её, знает и чтит свои национальные традиции, гордится ими.
В настоящее время значительно возрос интерес обучения русскоязычных детей к татарскому языку. Изучая язык, мы невольно должны знакомить детей с культурой изучаемого языка. Многие взрослые, на практике поняв, с каким трудом дается владение языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы речи в тот период, когда его мозг еще обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому раскрыть свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения татарскому языку как иностранному.
Для методики преподавания татарского языка как родного и иностранного, главными являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словосочетаний и предложений. При этом уровень получаемых знаний детей по татарскому языку напрямую зависит от этапов и целей обучения.
Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может практически решаться лишь в воспитательном процессе, в центре которого стоит встречное движение исторически соседствующих национальных культур; предусматривающее взаимный интерес, взаимное изучение, деятельностное общения. Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой татарского народа.
В своей работе в целях обучения татарскому языку регулярно организуем индивидуальные работы с детьми, а также работу с родителями. Мы стараемся на занятиях проявить детям любовь к татарскому языку, научить их простейшей разговорной речи.
Поликультурное воспитание в нашем исследовании мы определяем как процесс усвоения ценностей и опыта культуры народов региона, где проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.
Таким образом, приобщение дошкольников социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования.
Если для педагогов не составляет труда создать единое поликультурное пространство для формирования духовно-нравственной личности воспитанников в современных условиях, то для многих родителей нужна помощь. Политико-экономические изменения в стране за последние десять лет, заставили женщину мать отказаться от самой прямой обязанности-воспитания, превратив ее в производителя материальных благ, кем раньше был мужчина. В итоге пострадали – дети.
Сейчас, когда общество повисло над пропастью безнравственности, мы с уверенностью, и одновременно с сожалением, утверждаем, что сегодня более 50% семей не могут ни физически, ни интеллектуально формировать полноценную личность. Физически не способна, потому, что идет массовая алкоголизация. Пивной бум охватил все возраста.
64 % женщин употребляют алкоголь, причем половина научились пить в семье, 54% курят (женщин), на 1000 браков – 800 разводов. Интеллектуально не способны, потому, что 20% в России вообще не читают, 20% что попало, 1% сказки.
Причем национальность эти цифры не имеют. После этих цифр, кто может утверждать, что современная семья способна без нас, педагогов, формировать полноценную личность, формировать в ней нравственные качества.
В этой связи огромную ответственность берет на себя педагог, выполняющий сложную роль воспитания личности ребенка, наполнения ее нравственностью и духовностью. Осуществляя непрерывное взаимодействие с личностными свойствами “другого” маленького субъекта нравственного воспитания, источник влияния – Воспитатель, – должен быть духовным наставником, направляющим, организующим жизнь своих воспитанников во времени и пространстве соответственно высоким нравственным позициям.
Как бы не была сложна сегодняшняя жизнь, сохранение нравственной устойчивости, наряду с присутствием ежеминутной ответственности за судьбу своих воспитанников, являются необходимыми компонентами деятельности каждого педагога. Безусловно, эти требования стали на данный момент необходимыми условиями выживания общества, сохранения его нравственного здоровья и касаются еще большей мере родителей, которые несут полную ответственность за своих детей.
Семья играет исключительную роль не только в нравственном становление личности, но и в сохранении и передаче культурных ценностей, социализации своих членов, является важнейшим механизмом их неформального образования. Семья выполняет важную социалькультурную функцию, и в этой система образования должна обеспечить родителям помощь в воспитании, развитии культурного и образовательного уровня членов семьи.
Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющий воспитательно-образовательного процесса . Мы обязаны не на минуту упускать из виду тот непреложный урок, который ХХ столетие дало нашему обществу. Мы на горьком опыте убедились, что без духовно-нравственной составляющей образования, разрушаются нравственные устои государства. Без духовности, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-31511-1350145352.jpg)
Педагогический проект "История родного края"
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...
Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733104-1452276999.jpg)
педагогический проект "Профессии родного края"
Иногда дети не могут четко рассказать чем заняты их родители или представляют скудную информацию.Что бы расширить кругозор детей и привить любовь к своей малой родине возникла идея написания про...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-692471-1677309122.jpg)
Педагогический проект «Мой родной край»
Педагогический проект«Мой родной край» в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-925478-1575888670.png)
Педагогические науки. «История родного края как постижение национальной культуры России»
12. Педагогические наукиВоспитатель высшей категории Шмелева Г.И.МАДОУ № 30 «Ладушки» «История родного края как постижение национальной культуры России»АСОУ (г. Москва)Анн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-791432-1465423486.jpg)
Педагогический проект «Мой родной край» (Духовно-нравственное развитие дошкольников)
Педагогический проект«Мой родной край»(Духовно-нравственное развитие дошкольников)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-694570-1513510427.jpg)
Педагогический проект "Животные родного края"
Проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с жизнью животных родного края....