Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия Социального Управления», кафедра специального и инклюзивного образования, курс повышения квалификации «Коррекционная работа при расстройствах аутистического спектра у дошкольников в условиях реализации ФГОС», преподаватель к.п.н., доцент Гайфуллина Л.К., Москва, 2017. - 15с.
Реферат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sm.r._1._semeryanova.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра специального и инклюзивного образования
«Коррекционная работа при расстройствах аутистического спектра у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Самостоятельная внеаудиторная работа
Реферат на тему «Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей»
Выполнила:
Семерьянова А.С.
Учитель-логопед
МДОУ д/с №37 пос. Курсаково
Проверила:
К.п.н., доцент
Гайфуллина Л.К.
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………… Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей…...
задержки психического развития…………………………………………..
сенсорных и речевых нарушений (слуха, зрения, ТНР)………………….
невропатии…………………………………………………………………..
эпилепсии…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………… Список литературы………………………………………………………….. | 3 4 4 5 7 9 11 12 12 14 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации. [6]
В широком же смысле под аутизмом понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Но неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.
В связи с этим особо актуальным становится вопрос дифференциальной диагностики аутистических расстройств со сходными состояниями.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
1 Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и умственной отсталости
Детей с РДА следует отличать от умственно отсталых детей. За умственную отсталость при РДА может приниматься отсутствие реакции на мать, на людей вообще, позже — отсутствие речи, навыков самообслуживания, игры.
Но следует учесть, что у умственно отсталого ребенка имеются:
- зрительный контакт;
- развиты витальные потребности (в еде, тепле);
- моторное развитие - у детей наблюдается адинамия или двигательная расторможенность, при выраженных формах умственной отсталости наблюдаются грубые нарушения моторики (у детей с РАС парадоксальное сочетание между спонтанной непроизвольной и произвольной двигательной активностью);
- речевое развитие – используют речь, которой овладели в той или иной степени;
- контакты со средой - у детей с умственной отсталостью меньше нарушены контакты;
- изменение обстановки – не столь резкая и более адекватная реакция на изменение обстановки;
- ориентация в пространстве – при умственной отсталости развита хуже;
- страхи - понятные, адекватные (страх перед темнотой, собакой и т.д.);
- эмоциональное развитие – у умственно отсталых детей в меньшей степени нарушено или совсем не нарушено эмоциональное отношение к неодушевленным и одушевленным предметам окружающего мира (при РАС привязанность к матери нередко носит характер симбиоза – без эмоциональной привязанности);
- при умственной отсталости двигательная сфера развивается раньше, чем интеллектуальная, а при РАС интеллектуальные возможности ребенка часто опережают созревание моторной сферы.
Иногда даже по одним только внешним признакам можно отличить умственно отсталого ребенка от детей с РДА. Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют органические дисплазии туловища и головы, а дети с РАС — тонкие черты лица и общий астенический облик.
2. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развития
При задержке психического развития (ЗПР), как и при РАС, центральным звеном патогенеза является нарушение эмоционально-волевой сферы. Кроме того, значительную часть (примерно 70%) всех случаев составляет ЗПР церебрально-органическго генеза, когда парциальность нарушений энцефалопатического характера, накладываясь на задержанное развитие, нередко создает впечатление искаженности и иногда может напоминать РАС.
Не все формы ЗПР и РАС в равной мере актуальны в плане дифференциальной диагностики. Например, об этом не может быть и речи в случае тяжелых форм РАС, сопровождающихся выраженной интеллектуальной недостаточностью; иное дело - относительно легкие, негрубые случаи детского аутизма.
Детей с ЗПР конституционального генеза (неосложненный гармонический психический и психофизический инфантилизм). отличают от аутистов следующие проявления:
- эмоциональное развитие - яркость и живость эмоций в сочетании с поверхностностью переживаний, способность легко вступать в контакт и в то же время отсутствие глубоких эмоциональных связей с другими людьми;
- интеллектуальное развитие - интеллектуальные функции, несмотря на легкую задержку (или даже фактическую сохранность) характеризуются относительной гармоничностью (в то время как характерной особенностью интеллекта детей с РАС является именно неравномерность развития отдельных функций);
- игра - увлеченность игрой, изобретательность и находчивость в игровых действиях (в отличие от однообразной, стереотипной, лишенной сюжета игры ребенка с аутизмом);
Достаточно редко приходится дифференцировать РАС с соматогенной ЗПР.
Главная причина необходимости такой дифференцировки - высокая частота хронических соматических заболеваний (аллергические расстройства, нейродермиты, хронические инфекции и др.). Также, как и при соматогенной ЗПР этому часто сопутствует астенизация у детей с РАС. Такая астенизация сама по себе создает предпосылки для ограничения контактов с окружающим и благоприятствует аутизации.
Детей с соматогенной ЗПР отличает от детей с РАС следующее:
- эмоциональное развитие - контакты с другими людьми (чаще близкими) избирательные, но эмоционально насыщенные, понятные области интересов и привязанностей.
- контакты с окружающим - ограниченность и избирательность контактов связаны не с пресыщением, а с астенизацией, как ограниченностью в первую очередь физических возможностей. В доступных пределах дети заинтересованы в контактах (при РАС ограниченность контакта носит несколько иной характер: интересы нередко необычны, причудливы, вычурны, с элементами сверхценности; сугубо аутистический характер носят особенности коммуникации; лимитирующим механизмом в контактах со средой оказывается, как правило, пресыщение).
- тревожность и страхи - чаще всего понятны и объяснимы, поскольку обусловлены соматической патологией и связанными с ней обстоятельствами.
Дифференциальной диагностика РАС и психогенной ЗПР.
Дети с РАС и психогенной ЗПР имеют следующие общие признаки: страхи, тревожность, поверхностность или ограниченность контактов, отсутствие глубоких эмоциональных привязанностей, невыраженность интересов и склонностей и другие. Главным критерием дифференциальной диагностики является иная, чем при РАС, природа расстройств: незрелость эмоциональной сферы, основанная на ранних реактивных состояниях.
3. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и ДЦП
В клинической картине РАС присутствуют двигательные расстройства, а при ДЦП имеют место различные аутистические проявления. Двигательные расстройства в обоих этих случаях проявляются в нарушениях тонуса, недоразвитии синхронности движений рук и ног при ходьбе, нарушениях мимических движений, которые близки к речи.
Особенности развития ребенка с ДЦП:
- моторное развитие - затруднения нарастают по мере усложнения двигательной задачи, а аффективное отношение к заданию не только не облегчает, но порой затрудняет выполнение движений за счет усиления спастичности, возникновения тонических мышечных спазмов и гиперкинезов (аффективно значимые действия даже у маленького аутичного ребенка могут быть достаточно сложными);
- речевое развитие - при ДЦП для речи ребенка характерны дизартрические нарушения, т.к. нарушен сам артикуляционный аппарат (дети с РАС могут имитировать невнятность речи в результате отсутствия у них коммуникации, при аффективно значимых ситуациях дети с РДА говорят четко и внятно); детям с ДЦП свойственны нарушения звукопроизношения, сочетание их с нарушениями глотания и дыхания (дети с РДА склонны к неологизмам, различиям в речи);
- пространственное восприятие - у детей с ДЦП имеются нарушения пространственного гнозиса и двигательные расстройства: детям трудно повернуть голову, у них ограничено поле зрения (дети с РДА страдают недостаточной произвольностью внимания, страхом перед окружающим);
- тревожность, страхи – при ДЦП обусловлены ограниченными физическими возможностями и понятны по происхождению (при РАС страхи неадекватны, сверхценны, часто без видимой причины);
- игра – детям с ДЦП свойственны инертность, монотонность, отсутствие выдумки, инициативы и самостоятельности (у детей же с РДА уровень игры в большей мере зависит от того, является ли она спонтанной, аффективно значимой либо заданной извне, субъективно индифферентной).
- неврозоподобные и невротические состояния - обычно дети с ДЦП боятся своей физической неполноценности, а детей с РАС страшит все новое, любая перемена обстановки. Детям с этими заболеваниями присущ комплекс неполноценности. Но для детей с ДЦП он выражается в физической слабости, а для детей с РАС — обычно в психической.
Проявления непосредственно аутизма наблюдаются при ДЦП как вторичный признак и как компенсация ухода от объективных трудностей в свой мир.
4. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и сенсорных и речевых нарушений (слуха, зрения, ТНР)
Почти каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Однако подобные подозрения быстро рассеиваются, поскольку родители знают, что отсутствие реакции на социальные стимулы часто сочетается у их ребенка со «сверхочарованностью» определенными звуковыми и зрительными впечатлениями, вызванными, например, восприятием шуршания, музыки, света лампы, теней, узора обоев на стене – их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнений, что он может видеть и слышать. Тем не менее, само внимание к особенностям восприятия такого ребенка вполне понятно. Более того, существуют аргументированные предложения ввести в основные клинические критерии синдрома детского аутизма аномальность реакции на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае – это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями.
Важно также помнить о характерном различии реакций на социальные и физические стимулы. Для нормального ребенка социальные стимулы чрезвычайно важны. Он прежде всего отзывается на то, что исходит от другого человека. Аутичный ребенок, наоборот, может игнорировать близкого человека и чутко откликаться на иные стимулы.
С другой стороны, в поведении детей с нарушениями зрения и слуха также могут отмечаться однообразные действия, такие, как раскачивание, раздражение глаза или уха, перебирание пальцами перед глазами. Так же, как и в случаях детского аутизма, эти действия несут функцию аутостимуляции, компенсирующей недостаточность реального контакта с миром. Однако нельзя говорить о детском аутизме, пока стереотипность в поведении не сочетается с трудностями в установлении эмоционального контакта с другими людьми, разумеется, на доступном ребенку уровне, с помощью доступных ему средств. Возможно действительное сочетание детского аутизма или, по крайней мере, аутистических тенденций с нарушениями зрения и слуха. В подобных случаях стереотипность поведения соединяется со сложностями в общении даже на самом примитивном уровне. Сочетание аутизма и сенсорных нарушений особенно затрудняет коррекционную работу.
Вопрос об отграничении РАС от речевой патологии - сенсорной и моторной алалий, дизартрии - возникает в тех достаточно частых случаях, когда аутичный ребенок как будто не понимает речи окружающих, не выполняет словесных инструкций, часто не говорит или почти не говорит сам, невнятно произносит слова. Однако у детей с первичной речевой патологией сохранны невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в лицо собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих. При РАС же у ребенка даже нет взгляда в глаза собеседника, нет указательного жеста. Он часто без обращения берет руку взрослого, ведет его в нужное место и кладет его руку на необходимый предмет. У ребенка с аутизмом реакция на обращенную к нему речь часто зависит от ситуации: при необходимости выполнения инструкции как бы страдает ее понимание; отмечаются бедность словаря, склонность к стереотипным речевым штампам, нарушения произношения. В условиях же аффективно-насыщенной ситуации даже мутичный ребенок с аутизмом нередко может «понять» и достаточно сложную фразу, сказать слово громким, чистым голосом, правильно произнести сложные звукосочетания.
5. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и невропатии.
У детей с невропатией понижен физический, моторный и психический тонус. У них наблюдается повышенная чувствительность к оценке их поведения; они боязливы, иногда плохо переносят смену обстановки. Эти симптомы схожи с поведением аутичных детей. При невропатии может наблюдаться смена настроения: ребенок то капризен и раздражителен, то вял и апатичен. Эти симптомы появляются в результате нарушений сна, пищеварения, пребывания в душном помещении или на жаре. У детей с невропатией часто нарушены механизмы сосания, глотания, что обусловлено повышенной рефлекторной возбудимостью.
Отличительные особенности детей с невропатией:
- Двигательные стереотипы - детям с невропатией присущи такие двигательные стереотипы, как тики, которые качественно отличаются от странных движений при РАС;
- контакты - дети с невропатией идут на контакт охотно, если от взрослых или их сверстников не исходит опасность или агрессия;
- страхи - несколько преувеличены, но всегда адекватны и актуальны для определенного момента;
- смена обстановки - дети с невропатией отрицательно реагируют на какую-либо перемену обстановки, но эта временная реакция. Если ситуация меняется на более комфортную, то дети с невропатией воспринимают ее положительно.
- игра - дети с невропатией в игре, в отличие от детей с РАС, охотно подражают другим. Их речь внятная, отсутствуют аграмматизмы, эхолалия. Дети с невропатией охотно отзываются на ласку.
6. Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и эпилепсии.
Как показывают клинические наблюдения, при аутистических расстройствах в 30-35% случаев развиваются различные варианты эпилептиформных расстройств. В части случаев они проявляются в первые годы жизни, но после лечения прекращаются. Наиболее типично появление застываний, малых и других припадков в препубертатном и пубертатном возрасте. У некоторых детей клинических проявлений эпилепсии не отмечается, но на ЭЭГ обнаруживаются знаки субклинической эпилептической готовности. Дальнейшая динамика этих явлений различна и зависит не только от особенностей мозговых нарушений, своевременности, адекватности и последовательности лечебных мероприятий, но и условий воспитания и обучения.Значительно сложнее обстоит дело с квалификацией психопатологических проявлений, которые при эпилепсии и аутистических расстройствах имеют немало сходных черт .
7. О взаимосвязи аутистических расстройств и шизофрении
На ранних этапах изучения аутизма его принадлежность к шизофренному кругу расстройств считалась несомненной, и в названии основанного Kanner журнала («Журнал аутизма и детской шизофрении») оба вида психической патологии были даже объединены.
В настоящее время высказываются разные точки зрения. По мнению одних специалистов (в основном зарубежных) аутизм и шизофрения суть разные расстройства и никак между собою не связаны. Другие ученые и врачи-практики (прежде всего отечественные) считают их во многом близкими и рассматривают аутизм как или предболезненное состояние, или вариант вялотекущей шизофрении, или ее конечное состояние.
Несмотря на то, что в пользу каждой из позиций приводятся многочисленные аргументы, вопрос о связи аутизма и шизофрении остается до конца не решенным, что, прежде всего, связано с неодинаковым пониманием природы и сущности этих расстройств в разных психиатрических школах. В такой ситуации наиболее оправданным представляется прагматический подход: даже если мы видим аутизм в рамках текущего шизофренического процесса, это не только не исключает, но требует своевременной психолого-педагогической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время причины и механизмы РАС недостаточно изучены. Несмотря на большое количество исследований в этой области, теорий аутизма, до сих пор нет общепринятой точки зрения на механизм формирования и развития данного расстройства.
Таким образом, решение проблемы аутизма возможно только в рамках междисциплинарного подхода, с привлечением специалистов медицинского, психологического, нейропсихологического и педагогического профиля. Только такой интегративный подход позволит приблизиться к пониманию природы аутизма и разработать эффективные методы и пути помощи детям с аутистическим спектром расстройств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Терефин, 2006.
- Аутистические расстройства: основы диагностики и коррекции: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений; / С.А.Морозов; под ред. С.А.Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. http://www.autism-bg.net/Publications/AutismRu.pdf
- Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 2007.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 2006.
- Симашкова Н.В. Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения) 2015г. psychiatr.ru/news/411
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/ Под.ред Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможные признаки аутистических расстройств у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.
В данной памятке перечисляются основные признаки аутистических расстройств у детей дошкольного возраста с РДА....
Дифференциальная диагностика нарушений речи у детей в таблице
Диагностика речевых нарушений имеет большое практическое значение. Она позволяет определить уровень и описать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недо...
Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет
разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....
Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических расстройств (стертой дизартрии).
В логопедической практике часто встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди якобы дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопро...