Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Занятие по математике о точке и различных линиях: прямая, ломанная, кривая, луч и отрезок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matem_6_gr.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в старшей группе.
Воспитатель: Эшенбренер Л.Л.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
В.А. Сухомлинский.
Цель: Познакомить детей с понятиями «луч», « прямая», «отрезок», « точка», «угол», «виды углов, используя развивающие дидактические игр ы. Формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
-Развивать познавательные, сенсорные способности детей, память, речь, мелкую моторику, воображение, пространственное мышление.
- Учить согласовывать действия, сравнивать, анализировать. Учить обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Учить, с помощью разноцветных резинок делать различные геометрические фигуры.
-Закреплять знание о геометрических фигурах. В момент конструирования геометрических фигур у детей задействовать тактильно-осязательный и сенсорные анализаторы.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, целеустремлённость.
Предварительная работа: Знакомство с дидактической игрой «Геоконт , палочками Кюизинера, блоки Дьенеша. Театрализованные игры с математическими заданиями.
Оборудование: Элементы из наборов блоков Дьенеша ; элементы из набора палочек Кюизинера; карточки с изображением различных углов и линий; карточки-задания с изображением солнца; самодельные доски « Геоконт» с цветными резинками; учебные фильмы – «Сказка о дракончиках», «Виды углов».
НОД:
1.Организационный момент:
Воспитатель:
- "Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся".
- Сегодня, ребята мы с вами отправимся в интересное путешествие в страну «Геометрия».
Я расскажу вам сказку о маленьких дракончиках. Вы узнаете, о том, что такое «прямая», «луч», «отрезок», «угол», «ломаная линия». А также отправимся в шишкин лес и узнаете какие бывают углы и вы поиграете с «Геоконтом».
- И так, слушайте. (Показ учебного фильма «Сказка про дракончиков»)
Сказка о дракончиках.
Далеко-далеко в горах живет большая-большая семья драконов: папа-дракон, мама-дракониха и много маленьких дракончиков. Когда дракончики были маленькие, они учились ползать, бегать, летать, прыгать, узнавали, что такое снег, дождь, звёзды, учились в горах ориентироваться, учились даже огнём дышать. Когда дракончики немножко подросли, мама решила их научить математики, в том числе геометрии. Дракончики очень удивились, они не поняли о чём идет речь. Мама предложила им сесть на площадке перед большой скалой и смотреть, что она будет рисовать. Она начала рисовать мелом на этом плоском куске скалы различные геометрические вещи, начиная с самых простых. Вначале мама-дракониха нарисовала линию, которая изображена на рисунке. (рис. 1) Без начала и без края
Линия прямая, хоть сто лет по ней идти,
Не найдешь конца пути.
Рис. 1
- Мама-дракониха сказала, что эта линия называется прямая. Это такое геометрическое понятие.
2. Изображение и определение прямой
Прямая линия – это линия, которая совершенно бесконечна. Прямая линия идет бесконечно в одну сторону и в другую сторону. Есть такое даже выражение «Летит в небе по прямой». Потом мама нарисовала точку и от неё провела линию. (рис. 2)
Рис. 2
3. Изображение и определение луча
Она объяснила, что точка – это начало, от нее идет линия в бесконечность. Это называется луч. Луч — это полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца. Он так называется потому, что она как луч света. У луча света всегда есть начало. Он всегда начинается либо на солнце, либо на свечке, либо в фонарике, либо на звезде далекой. Дракончики поняли, что такое луч.
4. Изображение и определение отрезка.
Потом мама-дракониха попросила представить дракончиков, что они от прямой отрежут кусочек. Такая фигура называется отрезок. (рис. 3)
Рис. 3
Отрезок - это часть прямой, которая ограничена с двух сторон.
Отрезок может быть длинным или коротким. Дракончики сразу не поняли. Тогда мама нарисовала еще несколько отрезков: длинные и короткие. (рис. 4)
|
Рис. 4
Это всё отрезки. Теперь дракончики все поняли.
5. Изображение и определение угла.
Потом мама-дракониха из одной точки отложила два луча, получилась фигура, которая называется угол. (рис. 5) Луч с лучом соединили, вершину в точке закрепили.
Так тупой, прямой и острый угол нам построить просто.
Рис. 5
Причем углом называется как вся фигура, так и что находится внутри неё.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
6. Изображение ломаной.
Потом мама-дракониха решила нарисовать еще одну форму линии. (рис. 6)
|
|
Такая линия называется ломаная линия. Потому что взяли фактически прямую линию и поломали ее. И каждый кусочек на этой линии называется звено. Ломаные линии могут быть самые разные, по- разному поломанные.
7. Изображение кривой.
Следом мама нарисовала загогулину. (рис. 7)
Это кривая линия. Таких кривых линий можно нарисовать много-много самых разных.
8. Окончание сказки о дракончиках. Потом мама-дракониха спросила у маленьких дракончиков, по какой линии они летают в небе. Дракончики задумались. И один сказал, что он летает по кривой линии, он делает всякие пируэты, закладывает спирали, петли делает. А другой дракончик сказал, что когда они в снежки играли, он повисал в воздухе, махал крылышками, а в него кидали снежками. Он улетал от них и дёргался туда-сюда, туда-сюда. Получалась ломаная линия. Мама-дракониха сказала, что дракончики все поняли правильно. Драконы летают и по кривой линии, и по ломаной, иногда просто по прямой.
Воспитатель:
- Понравилась вам сказка? Мама - дракониха приготовила для вас контрольное задание.
(воспитатель читает стихи загадки, а ребята отгадывают и показывают карточку с ответом, называют ее и аргументируют свой ответ)
- Смотрите, ровная какая, это линия — прямая.
Карандаш наш неспроста вдоль линейки едет с краю
– Получается черта – мы зовем ее …(прямая).
- Он от солнца прилетает, проходя сквозь толщу туч.
И на листике бывает. Называется он …(луч).
- Весь он острый, но не нос.
Есть прямой, но не вопрос.
И тупой есть, но не ножик.
Это что таким быть может? (Угол).
- Отрезаю ленту я -
Что-то получается.
Где-то есть его начало,
А где-то он кончается! (отрезок)
Физминутка
Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он всё вокруг
И быстрей за столик – плюх.
Воспитатель:
- Хотите узнать какие бывают углы. Давайте с вами и с мамой - драконихой посмотрим фильм, который называется - «Виды углов».
(Дети смотрят учебный фильм «Шишкина школа. Виды углов»).
Воспитатель:
Давайте, ребята, немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
1-2 - выше голова.
3-4 - руки шире.
5 - подняться, подтянуться
6 - согнуться, разогнуться.
Раз - в ладоши три хлопка,
Два – ногами три притопа,
Три - киваем головою,
на 4 - руки шире
5 – руками помахать
6 - за стол тихонько сесть.
Воспитатель:
- Чтобы закрепить наши знания об углах, предлагаю вам новую игру «Геоконт».
(Воспитатель показывает карточку с той или иной фигурой, а дети «рисуют резиночками» эти фигуры. А потом на них закрепляют тот или иной угол).
Воспитатель:
- Вот и заканчивается наше занятие. Мама - дракониха засобиралась домой к своим дракончикам. Давайте для них сделаем подарки. Наступила весна и все чаще светит солнышко. После зимы так хочется тепла и света.
(предлагаю детям сделать солнце из объемной фигуры-круглая призма желтого цвета-кубики Дьенеша и 6 палочек Кюизинера- определенного цвета и длины и подарить дракончикам).
- Самостоятельная работа: Звучит детская песня «Пусть всегда будет солнце».
Дидактическая игра «Собери солнце».
Рефлексия:
Воспитатель:
- И так, с какими геометрическими понятиями вы познакомились? (прямая, линия, отрезок, луч, угол, ломаную и кривую линию). Какие виды углов вы знаете? (острые, прямые и тупые). После изученного материала вы будете знать простейшие геометрические понятия не хуже маленьких дракончиков.
- Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
- С кем тебе понравилось больше всего работать на занятии?
- Что нового и интересного узнали для себя?
- Что для вас было трудным или не понятным?
- А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе « Путешествуем на поезде»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе.
Конспект занятий...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группеПодготовил воспитатель группы «Ручеек»Пронягина Ольга Евгеньевна...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе.Цель: Продолжать учить детей различать понятия «много» и &la...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Путешествие в королевство Математики» Программное...
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в средней группе
План - конспект занятия по математике (средняя группа)...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Страна « Математика»
Программное содержание: формировать элементарные математические представления;совершенствовать знания о геометрических фигурах...