Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
учебно-методический материал на тему
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Реализовать систему работы по повышению уровня социально - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_praktika.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Тема: «Социально – нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Система работы по социально – нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
1 этап. Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста 4 - 5 лет. (поисково-диагностический).
Цель диагностики: выявление уровня нравственной воспитанности у детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.
Задачи:
- осуществить подбор диагностических методик
- провести диагностическое обследование уровня социально - нравственного развития дошкольников
Диагностика уровня сформированности социально - нравственной воспитанности осуществлялась по следующим методикам:
На первом этапе изучали наличие нравственных качеств путем опроса детей средней группы. Беседы проводились индивидуально на примере известных сказочных героев и героев прочитанных произведений. Также изучение наличия нравственных качеств методом наблюдения за детьми этой же группы в режимных моментах, свободной и совместной деятельности.
Чтобы исследовать, насколько у детей дошкольного возраста сформирована готовность к формированию нравственной культуры личности, можно использовать следующие методы:
1. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).
3. Методика «День рождения» (методика Панфиловой М.А.).
2 этап. Определить возможности художественной литературы в социально – нравственном воспитании детей дошкольного возраста (проектировочный).
Цель: отобрать содержание, определить возможности художественной литературы в социально – нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Проанализировав методическую, психолого-педагогическую, художественную литературу, нами был выделен набор личностных качеств, которые необходимо формировать у детей 4-5 лет. Освоение социально-нравственного опыта и развитие эмоциональной сферы детей происходят постоянно и пронизывает все стороны жизни и деятельности ребенка, поэтому мы старались подбирать литературные произведения в соответствии с темой недели, учитывая при этом их воспитательное воздействие, и включать чтение во все формы организации образовательной деятельности, от непосредственно-образовательной деятельности по восприятию художественной литературы до форм, где содержание произведений используется в качестве смыслового фона для развития разных видов детской деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро - зло, честность - лживость, внимание к людям - равнодушие, дружба - вражда, щедрость – жадность, трудолюбие – лень.
3 этап. Организация работы по социально - нравственному воспитанию детей 4 – 5 лет средствами художественной литературы (внедренческий).
Цель: реализовать систему работы по повышению уровня социально - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
На основе анализа методической, психолого-педагогической, художественной литературы нами были выделины основные личностные качества, которые необходимо формировать у детей 4-5 лет: вежливость, гуманность (доброта, отзывчивость, сопереживание), дружелюбие, скромность, послушание, аккуратность, смелость, щедрость, осторожность, трудолюбие, уважение к близким, умение договариваться в коллективе.
Освоение социально-нравственного опыта и развитие эмоциональной сферы детей происходят постоянно и пронизывает все стороны жизни и деятельности ребенка, поэтому мы старались подбирать литературные произведения в соответствии с темой недели, учитывая при этом их воспитательное воздействие, и включать чтение во все формы организации образовательной деятельности, от непосредственно-образовательной деятельности по восприятию художественной литературы до форм, где содержание произведений используется в качестве смыслового фона для развития разных видов детской деятельности. Литература для чтения детям средней группы была распределена по темам годового плана.
Критерии отбора произведений для детского чтения:
- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- подбор и анализ художественной литературы, направленной на формирование нравственных качеств дошкольников к себе, своими сверстниками и взрослым;
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;
- организовать цикл занятий, экскурсий и других видов деятельности, а в режимных моментах по развитию нравственных качеств: доброты, дружелюбия, взаимопомощи, сопереживания, умения договариваться в коллективе, вежливости, уважительного отношения к старшим и их труду.
- организовать положительно-коммуникативное взаимодействие между детьми дошкольного возраста 4-5 лет на примере литературных произведений.
Включить родителей в процесс развития у детей социально-нравственных качеств на основе художественной литературы
Дошкольники 4-5 лет живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг, поэтому необходимо использовать все возможности художественной литературы для обогащения нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка.
При определении направлений работы мы ориентировались на механизм нравственного развития личности, который проявляется при формировании любого нравственного качества.
Основной формой организации образовательной деятельности по литературному развитию авторы программы «Детство» считают образовательную игровую ситуацию, которая строится по следующей структуре:
1) заинтересовывающее начало, мотивация детей к деятельности;
2) развитие сюжета в процессе организации детской деятельности;
3) завершение ситуации.
Система работы
В соответствии с задачами нами были разработаны и проделаны этапы работы с детьми по данной проблеме.
1 этап – предварительная работа, предшествующая чтению художественного произведения.
Цель: обогащение представлений детей по теме художественного произведения.
2 этап – чтение художественного произведения.
Цель: воспитание свойств и качеств личности детей
3 этап. Активизация социально – нравственного поведения детей на основании ознакомления с художественной литературой.
Цель: активизация социально – нравственного поведения детей на основании ознакомления с художественной литературой.
В соответствии с ранее определенными этапами и темами мы разработали систему занятий и взаимодействия в режимных моментах.
Нами были определены темы в соответствии с ООП, по воспитанию социально – нравственного поведения средствами художественной литературы.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка складывается представление о сущности нравственного качества, мотивы для его приобретения, что влечет за собой отношение к качеству и формирование чувства. И для этой цели наиболее эффективно непосредственно чтение или рассказывание литературных произведений, при этом воспитатель выступает как партнер детей по восприятию их содержания, проявляя эмоции, соответствующие тексту, показывая заинтересованность развитием сюжетной линии. Тогда ребенок тоже эмоционально «заражается» и начинает переживать все происходящие события, присваивает духовный опыт, воплощенный в образах, который становится для него собственным, личным и начинает влиять на действия и поступки ребенка.
Но, как известно, любое средство становится наиболее эффективным в сочетании с другими средствами и способами организации образовательной деятельности. И в первую очередь это использование произведений изобразительного искусства. Рассматривание обложек книг, книжных иллюстраций, картин помогает понять смысл произведения, более глубоко воздействовать на чувства ребенка.
Немаловажную роль играют и беседы - перед чтением они мобилизуют жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста, а после чтения способствует углублению восприятия литературного текста, формулированию в речи своего отношения к услышанному, поступкам героев. Для этого стараемся задавать детям разнообразные вопросы.
Расширению и закреплению представлений о героях литературных произведений, их поступках, эмоциональных состояниях способствуют просмотры мультипликационных фильмов, различные дидактические игры и игровые задания, в том числе и с использованием ИКТ, моделирование, изобразительная деятельность по содержанию сказок.
Этюды, сценки, игры-драматизации развивают не только чувства детей, их эмоциональную сферу, но являются и важнейшим средством развития у детей эмпатии, то есть умения ставить себя на место литературного героя в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Для развития навыков культуры поведения, общения, доброжелательного отношения к людям мы широко используем и различные коммуникативные, хороводные игры со стихотворным сопровождением. Кроме этого эти игры привлекают внимание детей к сверстнику, к эмоционально-положительным способам отношений, что очень важно для детей 4-5 лет, т.к. в этом возрасте недоброжелательное отношение к сверстникам проявляется чаще всего из-за того, что дошкольники среднего возраста еще не владеют способами общения и совместной деятельности.
Создание проблемных игровых ситуаций на основе содержания литературных произведений способствует развитию у детей привычки помогать вначале литературным героям, а затем и реальным людям, способствуют накоплению личного положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Дети ищут способы «как помочь», а затем в процессе самостоятельной деятельности создают реальные продукты, которые, на их взгляд, могут помочь герою. Очень эффективный способ развития умения самостоятельно находить выход из конфликтной ситуации – это создание игровой ситуации с помощью шкатулки «добрых слов», в которую после чтения художественной литературы «кладем» хорошие слова, встречающиеся там, а при возникновении конфликта дети отправляются к этой шкатулке, вначале по совету воспитателя, а затем самостоятельно, и «ищут» способ примирения, доброе слово для товарища.
Для того, чтобы дети постоянно обращались к книге, в группе создан книжный уголок, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Он внимательно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.
С целью заинтересовать и поддержать интерес детей чтению художественной литературы, нами была организованы экскурсия в библиотеку. Где нас детьми встретили библиотекарь и кот Ученый и «познакомили с новыми друзьями» - книгами. Дети с огромным интересом общались с героями книг, которые манили их в сказочную страну.
Развитие у дошкольников личностных качеств невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. С этой целью использовались следующие формы работы:
- Групповое родительское собрание «Роль книги в нравственном воспитании детей»
- Консультации на темы: «Что читать детям», «Прочитай мне сказку мама»
- Полезные советы «Чтобы дети росли добрыми»
- Выставки книг
- Совместная творческая деятельность родителей и детей (изготовление самодельных книг, рисунки по сюжетам книг, игры-драматизации)
- Анкеты «Чему учат книги?», «Семейное чтение»
- Совместные праздники и развлечения
Тематические беседы и консультации с родителями «Как воспитать у детей любовь к чтению», «Домашняя детская библиотека» помогли активизировать интерес родителей в этом вопросе
Так же в течение года проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями. В ходе бесед родителям предлагалось больше разговаривать, общаться с детьми, читать им сказки и произведения художественной литературы соответственно возрасту ребенка, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.
В процессе работы над проблемой был составлен перспективный план по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой, собрана картотека стихотворного материала для социально-нравственного развития детей, разработаны конспекты организации деятельности, рекомендации для родителей по данной проблеме, создана презентация с заданиями для детей «Какой это герой?».
4 этап. Определение эффективности работы с детьми.
Целью этого этапа является: выявление динамики в социально – нравственном воспитании детей 4-5 лет средствами художественной литературы.
Беседы, наблюдения за деятельностью детей, их анализ показали, что к концу учебного года дети стали чаще рассматривать книги, все дети воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг их эмоциональных состояний, появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя, большинство детей проявляют способность к реальному «переживанию-действию»: «Ему плохо, я хочу ему помочь», выполняют правила поведения. Некоторые дети стараются самостоятельно разрешать конфликтную ситуацию.
На этом этапе мы использовали те же методики, что и на 1 этапе:
1. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).
3. Методика «День рождения» (методика Панфиловой М.А.).
Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
В формировании эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: проблемные вопросы и ситуации; этические беседы; разыгрывание этюдов; игровые и тренинговые упражнения; моделирование сюжета, эмоциональных состояний героев, социальных отношений; пересказ произведения от первого лица.
В формировании когнитивного компонента нравственного развития
наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: чтение художественного произведения; этическая беседа; беседа о
прочитанном; коллективное обсуждение; продолжение сказок;
творческое рассказывание; рисование; обращение к личному опыту.
В формировании эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: проблемные вопросы и ситуации; этические беседы; разыгрывание этюдов; игровые и тренинговые упражнения; моделирование сюжета, эмоциональных состояний героев, социальных отношений; пересказ произведения от первого лица.
Перспективы работы.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения. Таким образом, необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.
Эффективное решение задач социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможно в том случаи если:
1.Предусмотренна система работы по включению, ознакомлению с художественной литературой во всех режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.
2. Разработаны игровые приемы активизации социально – нравственного поведения дошкольников на основании ознакомления с художественной литературой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....
Опыт работы " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста "
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проя...
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происх...