Опыт работы " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста "
методическая разработка (средняя группа)

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать в их душе чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Мы живем в прекрасном,  маленьком уютном городе  Емажелинске  с его неповторимой природой, традициями и обычаями. Испокон века в нашем городе  живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_l.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста    

                                                                       Ленария  Мухамедзянова

     «Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

     без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать в их душе чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Мы живем в прекрасном,  маленьком уютном городе  Емажелинске  с его неповторимой природой, традициями и обычаями. Испокон века в нашем городе  живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

    Актуальность проблемы.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Изучая эту тему, я пришла к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я стараюсь создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народнымдуховным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставим определенные конкретные задачи:

• Вызвать интерес детей к истории своего народа, к православным праздникам России.

• Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения.

• Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

• Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

• Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Разнообразие форм и методов работы.

Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы использую в процессе:

• чтения рассказов;

• экскурсий;

• наблюдений;

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов

Словесные методы в процессе:

• чтения литературных произведений;

• чтения стихотворений  воспитателем;

• бесед, обобщающих рассказов;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, досугов;

Практический метод использую в процессе:

• организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек);

• изготовления пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей

Использую следующие формы работы с детьми:

• беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания;

• все виды художественно - творческой деятельности детей;

• проведение совместных праздников

• экскурсий, целевых прогулок.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников, которые мы отмечаем всем детским садом. Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Искусство, литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств -нравственных, интеллектуальных, эстетических. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Например: одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю«Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю«Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу,  можно применить такую пословицу«Труд человека кормит, а лень портит»«Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы«Весна красна цветами»«Осень красна плодами»«Март с водой, апрель с травой» и т. д.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. В своей работе я широко используем беседы. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Часто провожу этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо. Примерные темы бесед«Будь всегда вежливым»«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»«Ваши добрые поступки»«Как мы помогаем бабушке и маме»«Что такое дружба?»«Когда и в чем нужна смелость»«Сила - не право» и т. д.

Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств я веду вместе с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использую следующие методы:

• групповые родительские собрания;

• консультации и рекомендации;

• дни открытых дверей;

• анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;

• совместные экскурсии;

• совместные праздники, развлечения, ярмарки.

Главный результат моей работы заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...