Проект «Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».
проект
Предварительный просмотр:
Проект
«Социально нравственное воспитание
детей дошкольного возраста
средствами художественной литературы».
Актуальность и обоснованность
Проблема патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит редкое расслоение общества, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем славятся улицы родного города, природные ресурсы, людей, прославивших свой край, свою Родину.
Только тот, кто любит , ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей страны неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств; доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства , учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.) Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. ……
Цель : Развивать нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи проекта:
- Воспитание у ребенка любви привязанности к своей семье, к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, к городу. к родине.
- Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.
- Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения гражданской символики России (герб, флаг, гимн).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Опыт работы
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Мегион», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Создать предметно-развивающую среду, способствующую нравственно-патриотическому воспитанию детей.
6.Сформируется основы гражданственности.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Подготовительный:
Подбор необходимой методической литературы, художественной литературы, наглядности.
Постановка целей и задач, планирование по проекту
Для успешной реализации задач проекта необходимо создать благоприятных материально-технических и социальных условий; для этого оформили уголок по патриотическому воспитанию «Патриот» , пополнили ППРС, подобрали методический инструментарий (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями.
Создание картотеки: «Стихи о России», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки».
Фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
«Моя Россия», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты
Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
изготовили д/и «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д
2. Основной этап
На этом этапе проводилась основная работа
- развитие нравственно-патриотическим качеств
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Вся деятельность была условна разделена на несколько блоков:
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, район – это Родина моя»
4. «Мой город Мегион – это Родина моя»
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Продукт деятельности
Для детей:
- Оформили уголок «Патриот»
- Изготовление лэпбука «Россия – Родина моя».
- Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта
- Экскурсии по городу.
Альбомы: «Народы нашего края», «Красная книга Югры», «Профессии Мегиона», «Природа нашего края », «Наш любимый город Мегион», «Птицы нашего края» и т. д.
Оформление мини - музея в группе «Русская изба»; фотовыставка «Город Мегион вчера и сегодня».
Для родителей:
- Оформление консультации для родителей по теме проекта.
- Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
- Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
- Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми.
Для педагогов:
- Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»; «Пословицы и поговорки о родине».
- Оформление ширмы-раскладушки «Наша-родина Россия»
- Разработка конспектов ООД; мероприятий в соответствии с планом проекта.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, воспитанники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце.
Пути преодоления рисков:
Смена продуктивных видов деятельности в ходе работы над частями и составляющими проекта
Поддержка детской инициативы в ходе работы над проектом
Совместная работа всей группы детей с родителями.
Поддержание бережного отношения к наглядным пособиям, дидактическим играм, альбомам, не равнодушное отношение к совместному творчеству.
Диагностический инструментарий «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова)
Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились на данном этапе представления о своей родине ,о родном крае, городе, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и активного использования метода проекта у детей и родителей значительно расширились представления об истории, культуре, природе родного края. Участие в проекте способствует успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации о родном крае. Проектная деятельность способствовало развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, обсуждать, делиться полученными сведениями друг с другом и родителями. Стали чаще обращаться за помощью к взрослым при ознакомлении с данной темой, охотно рассказывать о том, что нового и интересного он узнал в детском саду и дома. У родителей появилась заинтересованность повысить свой уровень знаний о родном городе, крае о родине и передать их своим детям. Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности и способствовала достижению цели проекта.
Выводы.
Следует отметить, что систематически правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста помогло сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Литература
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека
Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
Интернет-ресурс
- http:// 1september.ru
- Образовательный портал «Первое сентября»
- http://hyaenidae.narod.ru/
- http://dohcolonoc.ru
Приложение
Календарно – тематическое планирование
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя улица, район – это Родина моя»
4. «Мой город Мегион – это Родина моя»
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Итоговое мероприятие
Формы и методы реализации проекта
- «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
«Разноцветная семья», «Вся моя семья» Семейный праздник «Цветок семейного счастья» (проводится совместно с родителями) Утренник «День матери» |
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
«Всей семьей у огонька» |
- «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
книжка- малышка «Мой любимый детский сад» |
Взаимодействие с социальными партнерами |
|
- «Моя улица, мой район – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Коллаж « Наш детский сад -Рябинка» Рисование по замыслу «Парки города будущего" |
Физическое развитие |
|
Социально – коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
- «Мой город Мегион– моя малая Родина»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
- «Моя страна Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования | Форма работы |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие | Наша Родина -Россия (Ольга Перова
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
Социально - коммуникативное развитие |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Взаимодействие с социальными партнерами с Экоцентром |
«Матрешка- русский сувенир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...
Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой".
Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"....
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происх...