Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya-zuhra2-vsevolozhsk_15.04.2015.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С.ПУШКИНА
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Курсовая работа
по дисциплине «Общая педагогика»
Тема: «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
Выполнила:
студентка 2 курса
заочной формы обучения
Направление 050400.62
«Психолого-педагогическое образование»
Питерская Зухра Халимовна
Руководитель:
к.п.н., доц. Жукова О.Г.
Оценка ____________
Санкт-Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………….…. 3
Глава 1. Народная культура и ее роль в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
- Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание»……………..…..7
- Сущность и содержание понятия «народная культура»…………...……...10
- Педагогические взгляды Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о роли народной культуры в воспитании детей………………………………………………………………………….…...16
Выводы по первой главе………………………………………………...…….20
Глава 2. Воспитательное воздействие русской народной культуры в работе по социально-нравственному воспитанию детей.
2.1. Анализ работы по социально-нравственному воспитанию в приобщении к истокам русской народной культуры детей младшего дошкольного возраста на примере проекта «Сказка в гости к нам спешит»…………………………..21
- Анализ перспективного плана работы по социально - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры»…………………………………………..………………....24
Выводы по второй главе……………………………………......……………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..…………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………..………………..….34
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа.
Актуальность социально - нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна. Современная Россия находится в постоянном, каждодневном росте, и возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но прежде всего с воспитанием человека, формированием у него духовности, социальной нравственности.
В современной России растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по-новому начинает относиться к народной культуре. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Я. А. Коменского и гениальных продолжателей его дела – К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Таким образом, мы понимаем, что, именно путем приобщения детей к народной культуре современное поколение может возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении.
Значение понятия «социально-нравственное воспитание» охватывает широкий спектр сфер - социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И. С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. Этот процесс неразрывно связан и закреплен в ряде документов мирового и федерального масштаба.
Так, в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года в Статье 29 п.1, указывается на то, что государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на «…c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной…».
Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В общих положениях ФГОС ДО в пункте 1.4 говорится об основных принципах дошкольного образования: «…6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 9) учет этнокультурной ситуации развития детей…». Пункт 1.6. гласит о том, на решение каких задач направлен Стандарт: «…5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;…».
В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему в пункте 2.6. мы читаем: «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие».
В настоящее время идет широкое обсуждение проекта Стратегии воспитания на 2015-2025 годы.
В основе Стратегии лежат базовые национальные ценности Российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации, в том числе и по вопросам социально-нравственного воспитания:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
Как видно из вышеперечисленных документов, вопросам социально-нравственного воспитания, определению базовых национальных ценностей российского общества уделяется приоритетное значение.
Цель исследования: выявить и определить место и роль русской народной культуры в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Раскрыть содержание понятий: социальное развитие, нравственное развитие, социально-нравственное воспитание и народная культура.
- Рассмотреть русскую народную культуру, как область воспитательных воздействий в дошкольной организации.
- Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме значения народной культуры в воспитании детей.
- Проанализировать опыт работы педагогов дошкольных образовательных организаций по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с использованием элементов русской народной культуры.
Глава 1. Народная культура и ее роль в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
- Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание».
Дошкольное воспитание как первое звено общего образования играет важную роль в жизни нашего общества. Ведущую роль в развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Необходимо учитывать, что процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Решающим фактором развития человека является социальный. Он включает несколько составляющих: социально-бытовое окружение (семья, соседи, другие люди), деятельность дошкольных и общеобразовательных учреждений; функционирование детских внешкольных учреждений (детские библиотеки, театры, дома детского и юношеского творчества; музыкальные, художественные и спортивные школы, средства массовой информации (радио, интернет, телевидение, книги, газеты, журналы); природа.
Рассмотрим сущность понятия «социальное развитие». Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Личность - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания. Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т. д.). Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида. Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:
- физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;
- физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание);
- психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;
- социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни. Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия.
Нравственное развитие - осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Определим содержание понятия «нравственное воспитание». Формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности - есть нравственное воспитание. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Таким образом, мы пониманием, что нравственное становление личности ребенка происходит изначально в семье, как и в социальном аспекте развития. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи, которая должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Учитывая все вышеизложенные материалы, можно заключить что, содержание образовательного процесса крайне важно в дошкольном возрасте, и оно может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания - от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания, что, несомненно, является фундаментом в воспитании человека - гражданина своей страны.
Тема данного исследования «социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в приобщении к истокам русской народной культуры», поэтому, рассмотрение понятия «народная культура» очень важно для понимания поставленной цели исследования.
Народная культура - собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени.
Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу.
Одной из основных задач воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Начиная с раннего возраста приобщение ребенка к культуре своего народа, служит цели возрождения генетической и культурной памяти, утверждению в создании моста своего «я» в системе «семья» - «род» - «народ» - «человечество».
Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяло ранее воспитателям и педагогам более глубоко, структурированно и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитывать чувство национального патриотизма и гордости за свою страну. Однако современная образовательная политика дошкольного образования направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения изучения родного языка.
Традиционность - важное качество народной культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению. Содержание понятия «народная культура» очень обширно и затрагивает много аспектов ее проявления в жизни человека, в его воспитании и последующем развитии в течение всей жизни. Рассмотрим основные аспекты народной культуры наиболее подходящие для приобщения детей дошкольного возраста в направлении социально-нравственного развития.
Национальная культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском фольклоре, традициях, праздниках и во многих других элементах народной жизни.
Фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Народный опыт, традиции формировались веками, и поэтому каждое слово в фольклоре наполнено глубинным смыслом. Каждый жанр фольклора по - своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.
Таким образом, именно ориентация фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обуславливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета.
Совершенствуя средства воспитания, народная мудрость сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки и другие.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение в педагогическом смысле. Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию. О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [3.С.68].
По своей тематике близки к пословицам загадки. Функции загадок в современном быту - развлекательные и педагогические. Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
Конкретные развивающие и обучающие функции выполняют скороговорки, чистоговорки. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстроте повторение трудно произносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Они используются для выработки правильной фонетической чистой речи. Считалки (элемент игры) используются для выбора ведущего игры или ведомого, либо, партнера по игре. Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Испокон веков в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это первая школа для ребенка. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Не всякая игра обойдется без игрушки. Обратим наше внимание на часть культурного национального наследия – народную игрушку. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Первым создателем народной игрушки был сам ребенок. В объединенном творчестве взрослых и детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами.
В русской народной педагогике детская игрушка является особым видом народного искусства. С которым начинается эстетическое освоение мира ребенком. Народные игрушки, создаваемые для себя и детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала. Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его потребности усложнялись и игрушки - развивающие координацию движений и способность к ориентации: игрушки бросания, стрельбы и т. д.
Одним из главных элементов народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные и т.д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека.
Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может использоваться детьми с голоса воспитания, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. Простота народной детской песни дает возможность педагогу использовать её в воспитательных целях.
Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она, так же, как и песня носит конкретно исторический характер. Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки животных, бытовые, волшебные сказки, сатирические и др.
Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, первый воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Ребенку можно просто рассказывать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи. Педагоги дошкольных учреждений привлекают детей к инсценировке сказок, к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между ее героями. Детьми инсценируются и исполняются музыкальные сказки: «Курочка рябя», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев» и др.
Народные праздники - кладезь национальной культуры. Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники. Именно они объединяют в себе почти все элементы народной культуры: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и др. Народные праздники также связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
В древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Засуха, ураганы, сильные морозы, гроза - все это, как казалось людям, Солнце или Луна насылают на них, чтобы наказать за какие-нибудь провинности. Поэтому человек просил у природы прощения, благодарил ее за благополучие своей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. Так дети благодарят родителей и боятся их рассердить. Не случайно в русском языке бытуют такие обращения «Земля - матушка», «Дождик - батюшка», «Ясный Месяц - братец» и др. Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. В настоящее время в него входит очень много праздников: праздники религиозные, связанные с жизнью Иисуса Христа, Божьей Матери, святых и великомучеников. Среди них на первом месте стоит праздник – Пасха. Наряду с православными, на Руси сохранились и многие языческие праздники: Масленица, Семик, Иванов день и др. В праздничный круг вошли и современные праздники, ставшие народными: День Победы, День Города.
- Педагогические взгляды Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о роли народной культуры в воспитании детей.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой.
Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Ян Амос Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает чешские пословицы. Вне поля зрения Коменского не остается ни один аспект национального развития. Многие десятилетия он отдает сбору материалов для основного своего труда «Сокровищница чешского языка». Ему очень дороги народные традиции и обычаи. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский перекинул мост от изысканий Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира. Особенно велики заслуги Ушинского в духовном объединении и идейном сплочении прогрессивных педагогических сил в самой России. Все лучшие отечественные педагоги так или иначе были последователями Ушинского. Вывод о том, что воспитание народно, национально, следует считать научным, ибо он, выражаясь словами самого Ушинского, справедлив по законам общего человеческого мышления. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов». Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий педагог он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур. Русский педагог относится к патриотическому чувству всех народов с уважением и пониманием. Личным примером Ушинский учил педагогов любви к своим корням, родному языку; в его словах - горячий призыв ко всем - знать и любить родину, народ, его живую душу. Служа России, он служил всем ее народам, служа всем российским народностям, служил своему великому отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого.
Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.
Одним из ярких представителей классики в народной педагогике является Антон Семенович Макаренко. Новаторство Макаренко - в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами, особенно же - русскими и украинцами. Это и «Слово о полку Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школы Львовщины и воспитательная система казаков Запорожской сечи, и Григорий Сковорода, и Ушинский, и Пирогов. Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций. Для Макаренко родной язык - проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая. Что у народа может быть дороже родного языка, что может быть выше любви к родине? Ответ на этот вопрос в той или иной форме можно найти на любой, произвольно раскрытой странице сочинений педагога. Для Макаренко родной язык - естественная потребность любого человека. Макаренко народен не только в принципиальных установках, но и в практической деятельности. Не отказываться от старого в разумной и полезной его части - такова установка Макаренко. Не разрушение традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием - вот что необходимо, по его мнению, педагогам-гуманистам. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным игре и танцу. Его воспитанники «играли в лапту, в "масло". Гопаку посвящена особая глава в «Педагогической поэме». Для Макаренко, как и для Коменского и Ушинского, народ - величайший педагог.
Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко, являлся горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания.
Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. В последних книгах Сухомлинского красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Элементы народного творчества используются в оформлении школы, классов, кабинетов, зала, рекреаций. Он культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона.
Выводы по первой главе.
Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом «первоначального сложения личности». В этом возрасте начинают развиваться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Взаимодействие педагогики и народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно значимыми в этом отношении являются рассмотренные выше опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела - Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского.
В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Глава 2. Воспитательное воздействие русской народной культуры в работе по социально-нравственному воспитанию детей.
- Анализ работы по социально-нравственному воспитанию в приобщении к истокам русской народной культуры детей младшего дошкольного возраста на примере проекта «Сказка в гости к нам спешит».
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.
Целью рассматриваемого проекта педагог поставил развитие интереса к устному народному творчеству и активное использования сказок в творческой деятельности детей.
Помимо образовательных задач, в проекте ставятся воспитательные и развивающие задачи. Рассмотрим их в контексте данного исследования.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства любви к своим близким – нравственное воспитание.
- Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям – социально-нравственное воспитание.
- Пробуждать интерес к сказке – приобщение к народной культуре.
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости – социально-нравственное воспитание, в котором могут быть использовано приобщение к народной культуре.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию – нравственное развитие ребенка.
- Развивать групповую сплоченность, самооценку детей – социальное развитие.
Таким образом, мы видим, что цель и задачи проекта полностью соответствуют рассматриваемому в курсовой работе вопросу социально-нравственного воспитания.
Использование различных элементов народной культуры в схеме реализации проекта говорит о практически полном охвате темы вопроса и соответствует задачам исследования. Применение беседы, игрушки, игры, сказки, художественной литературы, театрализации и т.д. в рассматриваемом проекте максимально концентрирует воспитательный процесс на приобщении дошкольника к истокам русской народной культуры. А результаты проведенного автором проекта добавляют убедительности в эффективности народной культуры в аспекте социально-нравственного воспитания.
Рассмотрим результаты проекта в категории «дети»:
- дети познакомились с устным народным творчеством - приобщение к истокам русской народной культуры;
- дети научились распознавать сказочных героев по книжным иллюстрациям - приобщение к истокам русской народной культуры;
- во время викторины дети закрепили знания по сказкам - приобщение к истокам русской народной культуры;
- владение первичными навыками «актерского мастерства» - социально-нравственный аспект приобщения к истокам народной культуры;
- интерес, проявленный в постановках, подготовке к спектаклям - приобщение к истокам русской народной культуры.
- положительная динамика в развитии интереса к театральной деятельности - художественно-эстетическое развитие;
- дети научились создавать детско-творческие работы в лепке, рисование, аппликации – художественно-эстетическое развитие;
- дети совместно с родителями изготовили «книжки - малышки» - художественно-эстетическое развитие;
- развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность - социальное развитие;
- у детей появилось представление о приеме гостей, умение сопереживать - социально-нравственное развитие.
Приведенные выше результаты проекта доказывают эффективность и значение народной культуры в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Содержание проекта подготовлено и реализовано согласно ФГОС ДО - обеспечивается развитие личности, и охватываются определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области; в ходе проекта усваиваются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развивается общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Проведенный анализ позволяет заключить, что использованные элементы, проявления, методики, подача материала и формы работы в данном проекте по приобщению детей к русской народной культуре, а также основа на опыте педагогов-классиков полностью соответствует современному стандарту образования.
Проект может и должен применяться педагогами для воспитания детей дошкольного возраста, и подлежит, как основа, для написания индивидуальных проектов в различных направлениях социально-нравственного воспитания - от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания.
- Анализ перспективного плана работы по социально - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки русской народной культуры».
Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер.
Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.
Реализация плана «Истоки русской народной культуры» рассчитана на весенний период.
Цель: Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций. Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально - личностные отношения, игровая деятельность).
При детальном рассмотрении цели, которую ставит автор плана, и, учитывая планируемую продолжительность в квартал, а также специфику старшего дошкольного возраста можно заключить следующее:
1. Предполагается изначальная осведомленность детей о народном творчестве в той или иной форме проявления, которая планируется к использованию в работе с детьми по данному плану.
2. При постановке цели учитывается как социально-нравственный аспект воспитания, так и художественно - эстетический, что соответствует теме курсовой работы.
3. Учитывая возраст дошкольников, автор также ставит целью обучение детей применять полученные знания на практике, что соответствует специфике данного возраста.
Рассмотрим поставленные автором задачи перспективного плана:
- познакомить детей с национальными традициями и обычаями русского народа, знакомство с народно – прикладным творчеством;
- познакомить детей с народными праздниками, показать связь накопленного веками опыта, выраженного в приметах, пословицах, поговорках, благодаря наблюдениям людей за особенностями времен года, погодными изменениями, поведением насекомых, растений, наблюдения за общественной деятельностью человека.
Задачи соответствуют ФГОС ДО, возрастной специфике детей, включают социально-нравственный аспект воспитания, а основой задач является народная культура, т.е. задачи включают в себя все рассматриваемые в данном исследовании вопросы и элементы.
Основные методы работы автора - использовать в общении с детьми все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). Методы работы включают использование практически всех составляющих народной культуры в планируемой реализации плана, что благотворно скажется на усвоении и понимании детьми целей и выполнению задач, которые определил автор. Рассмотрим план по месяцам.
Перспективный план по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Истоки русской народной культуры»
№ п/п | Месяц | Тема | Содержание | Актуальность |
1. | Март | «Сердце матери лучше солнца греет». | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | Беседа о маме - социально нравственный элемент воспитания; использование народных пословиц и поговорок - народная культура; беседа приурочена ко Дню 8 марта - социально нравственный элемент. |
2. | «Русская матрешка». | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Рисование русской матрешки. | Матрешка - это народный вид искусства - игрушка; частушки - народная культура; рисование матрешки - художественно-эстетическое воспитание. | |
3. | «Поэзия народного костюма». | Рассказ о народном костюме. Рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов. Прослушивание народных песен. | Прослушивание песен, иллюстрации с народными костюмами и рассказ о них - комплексное сочетание элементов народной культуры направленное на художественно-эстетическое восприятие. | |
4. | «Грач на горе - весна на дворе». | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Изготовление с детьми «жаворонков» из соленого теста. | Знакомство с обычаями встречи весны - народная культура, изготовление «жаворонков» - художественно-эстетическое развитие. | |
1. | Апрель | «Шутку шутить - людей смешить». | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». | Народный юмор и словесная игра - народная культура. |
2. | «Хлеб - всему голова». | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Использование пословиц, поговорок о труде, хлебе. | Используется народная культура, в передаче накопленного поколениями опыта, с использованием фольклора. | |
3. | «К худой голове своего ума не прибавишь». | Содержание: Беседа об уме и глупости (использование пословиц и поговорок). Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». | Беседа - народная культура и нравственный аспект воспитания. Сказка и игра - народный компонент используемый в социально-нравственном воспитании. | |
4. | «Дело мастера боится». | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | Социально-нравственное воспитание с использованием различных форм подачи материала. | |
1. | Май | «Красная горка». | Рассказ о пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». Изготовление пасхальных яиц. | Знакомство с народной культурой и творчеством, нравственное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
2. | «Где живет перо Жар - птицы»? | Рассказ о хохломской росписи и хохломских мастерах. Прорисовывание с детьми отдельных элементов хохломской росписи. | Знакомство с народной культурой и творчеством, художественно-эстетическое развитие. | |
3. | «Гжель прекрасная». | Беседа о гжельских мастерах. Рисование с детьми гжельских узоров. Чаепитие. | Знакомство с народной культурой и творчеством, художественно-эстетическое развитие. | |
4. | Путешествие на златогривой чудо – тройке. | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно - прикладным творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. | Знакомство с народной культурой и творчеством, нравственное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Проведенный анализ перспективного плана «Истоки русской народной культуры», привел к следующим выводам: актуальность, содержание, а также использованные методы работы и вариативность сочетания различных форм подачи материала, соответствуют заданной теме данной курсовой работы. План направлен на социально-нравственное воспитание детей посредством приобщения к истокам русской народной культуры, содержит художественно-эстетическую сторону и соответствует современному стандарту образования. Использованные методы работы соответствуют возрастным стандартам старших дошкольников и направлены на разные стороны развития личности, в том числе и на социально-нравственное воспитание.
Данный план рекомендуется как основа для написания более продолжительного по времени реализации перспективного плана, для детей старшего дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей и степени знакомства детей с народной культурой.
Выводы по второй главе
Современный детский сад все в большей степени становится открытым в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 - 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования разнообразных форм, методов и приемов работы.
Для этого необходимо создание соответствующей культурно-образовательной среды, способной обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания. Среда должна представлять собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое конкретным учебным заведением и его педагогической системой с целью формирования социально-нравственных ценностей и здорового образа жизни всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Одной из целей дошкольного образования является социализация ребёнка, а так же развитие творчества, любознательности, мотивации в достижении успеха. Личный пример воспитателя - главный вектор воспитательно-образовательной работы.
Поэтому педагоги, воспитатели разрабатывают планы, проекты и методические пособия, понимая и принимая особенности педагогической работы в новых исторических условиях.
Разрабатываемые теоретические основы и системы практических мероприятий, обеспечивающих преемственность поколений, знакомство детей с русской народной культурой - все это направлено в соответствии с современной политикой образования на социально-нравственное воспитание детей. На сегодняшний день существует большое количество образовательных сайтов, порталов и электронных источников, где воспитатели могут транслировать свой опыт и знакомиться с передовым педагогическим опытом других педагогов, тем самым совершенствуя свое мастерство в воспитании детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В современной России растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года принят ФГОС дошкольного образования, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, а с 1 января 2016 года все дошкольные учреждения должны будут перейти на работу по ФГОС ДО. Так в Общих положениях федерального стандарта отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Особое место в реализации задач Стандарта занимает русская народная культура, приобщение к ней через игры, песни, сказки и т.д. является эффективным инструментом социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, что было доказано нами в данной курсовой работе.
Практика показала, что играя, дети учатся с удовольствием. Игры, дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. А специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Таким образом, мы понимаем, что, именно путем приобщения детей к народной культуре современное поколение может возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. В ходе исследования мы выяснили, что русская народная культура занимает центральное место в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, ее роль неоценима в современной воспитательной системе.
В настоящее время идет широкое обсуждение проекта Стратегии воспитания на 2015-2025 годы. Цель стратегии - развитие в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.
Отрадно то, что современное воспитание не замещает зарубежной педагогикой свое собственное наследие классиков - педагогов 20 века, а обращается к народной педагогике, совершенствует опыт предыдущих поколений педагогов - это ли неоспоримое подтверждение тому, что русская народная культура - мощнейший инструмент социально-нравственного воспитания детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Аникина, Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Аникина [и др.] - М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
- Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: Мозаика-синтез / Р.С. Буре - М.: 2011. – 176 с.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева [и др.] - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 197 с.
- Волков, Г.Н. Этнопедагогика: / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
- Ельцова, О.М. Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре / Ельцова О.М., Г.А. Антонова, Справочник старшего воспитателя . - 2011. - № 4 .
- Зеленова, И.Н., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / И.Н. Зеленова, Л.Е. Осипова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.
- Иванов, А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие/А.В. Иванов [и др.] – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011 – 424 с.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В.Н.Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
- Леонова, Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 103 с.
- Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по соц. педагогике / Б.Т. Лихачев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 295 с.
- Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник / Л. В. Мардахаев . - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011. – 797 с.
- Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Учебник. /Н.В. Микляева [и др.] - М.: Юрайт, 2015. – 496 с.
- Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография/ В.В. Сериков – М.: Логос, 2012. – 448 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.] - М.: Академия,2013. – 576 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Электронные источники.
- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
- http://dopedu.ru/attachments/article
- http://www.firo.ru
- http://dic.academic.ru/dic
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида№62» д. Старая
Проект
«Сказка в гости к нам спешит»
Целевая аудитория:
дети младшего возраста
Автор:
воспитатель Тихомирова О.А
Всеволожский район ЛО
2014
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТАНазвание проекта | Сказка в гости к нам спешит |
Руководитель проекта (автор) | Тихомирова О.А |
Консультанты | Арамян А.М |
Состав и возраст проектной группы | дети младшего дошкольного возраста |
Срок реализации | 2 месяца (с1.12 по 31.01) |
Типология проекта | Интегрированный познавательно – творческий |
Образовательные области | «Речевое развитие» |
Актуальность | Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна. |
Цель проекта | Развитие интереса к устному народному творчеству и создание для активного использования сказок в творческой деятельности детей. |
Задачи проекта | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Этапы |
|
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко) | Воспитатели:
Дети:
|
Рабочее планирование проекта |
|
Технологии |
|
Методы и методики |
|
Необходимое оборудование | - детские книги со сказками с иллюстрациями; - настольный театр; - маски; - костюмы; -декорации - магнитофон; -аудиозаписи с художественными произведениями - природный материал |
Презентация итогов проекта | Мероприятие: в рамках итоговой встречи участников проекта театрализованное представление по сказке «Рукавичка». Презентация проекта. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта | Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговые продукты (презентация, выставка рисунков, картотека сказок, выставка поделок из природного материала, конкурс костюмов, викторина). |
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы участников | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | 1 неделя | Очная | Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление образовательных видов деятельности; обсуждение проекта с воспитателем, родителями; сбор информации, литературы, дополнительного материала. | Анкета для родителей. Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»; Составление папки речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях). |
Основной | 5 недель | очная | Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки». НОД в рамках проекта 5 занятий по 15 минут. Организация выставки поделок, сделанных своими руками «В гостях у сказки» (с привлечением родителей). Оформление группы к Новогоднему празднику по сказкам; Оформление книжки – малышки совместно с родителями; Изготовление декораций к сказке «Рукавичка», костюмов сказочных героев, атрибутов. | Атрибуты, костюмы, декорации, пригласительные билеты. Проведены репетиции. Выставка детских рисунков «Мои любимые сказки!» Выставка поделок из природного материала на тему «Мой любимый сказочный герой» |
Заключительный | 1неделя | Проведение театрализованного представления по сказке «Рукавичка». Мероприятие: в рамках итоговой встречи участников проекта. | Презентация проекта. Видео- фото отчёт. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
Гипотеза: ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
1. Организационно-подготовительный этап:
- Познакомить с темой проекта. Обсуждение темы. Рассказать о важности ознакомления детей с устным народным творчеством;
- Составить анкеты по теме проекта. Провести анкетирование среди родителей воспитанников;
- Приобщить родителей к совместной деятельности, участвовать в подготовке костюмов, выставки поделок.
- Составление плана работы;
- Разработка сценария, конспектов занятий по теме проекта;
- Составление папки речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
- Анализ анкетирования родителей;
2. Основной этап:
- Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
- Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
- Проведение НОД в рамках проекта 5 занятий по 15 минут.
- Организация выставки поделок, сделанных своими руками «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).
- Оформление группы к Новогоднему празднику по сказкам;
- Оформление книжки – малышки совместно с родителями;
- Изготовление декораций к сказке «Рукавичка», костюмов сказочных героев, атрибутов.
Схема реализации проекта «Сказка в гости к нам спешит» по образовательным областям
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Познавательно – речевое направление | |
Чтение художественной литературы | Чтение и рассказывание русских народных сказок «Рукавичка», «Теремок» и других. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. |
Коммуникация | «Моя любимая сказка», с использованием разных видов театрализации: кукольный театр, настольный театр, нагрудные маски, фланелеграф |
Познание | Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса) Сенсорика: постройка из плоскостных геометрических фигур домика для зверят по сказке «Теремок», математическая игра: «Герои сказки пришли в гости» |
Социально – личностное направление | |
Труд | Нравственная беседа о взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Рукавичка» |
Социализация | Игры-театрализации, сюжетные игры: «Прячем мишку», «Заинька» |
Направление - физическое развитие | |
Физическая культура | Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка беленький», «Веселые зайчата», «Зайцы и волк» Хороводные игры: «Заинька попляши…» Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, лягушка) |
Здоровье | Развитие мелкой моторики рук: использование пальчиковой гимнастики: «Зайчик в норке», «Зайка и барабан» Упражнения: «Мишка», «Зайка» на развитие артикуляционной моторики |
Художественно – эстетическое направление | |
Художественное творчество | Рисование: «Рукавичка» «Животные в сказках » «Колобок» (аппликация), «Коллаж по русским народным сказкам» (аппликация, коллективная работа). Лепка: «Зайчик», «Приглашаем мишку, зайку, лисичку в гости» Конструирование: «Дорожка к теремку», «Лесенка для Зайки» Изготовление новогодних поделок. Игровая ситуация «У лисички нет домика» (с использованием строительного материала) |
Игровая деятельность | |
Театрализация | Игры-драматизации по сказке «Рукавичка», «Теремок» Использование театров: пальчиковый, настольный, маски, кукольный, фланелеграф |
Дидактические игры | «Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя?», «Из какой сказки?», «Путаница», «Мозаика из сказок», «В мире сказок», «Узнай по силуэту» и так далее. |
Настольно-печатные и развивающие игры | Деревянные настольные игры , контурные вкладыши, пазлы по сказке «Теремок», «Рукавичка», «Репка» Развивающие игры «Зайка», «Мышка», «Скачет зайка» |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту | План-схема по реализации проекта |
Консультации для родителей, индивидуальные беседы | «Значение сказок в жизни ребенка» «Что и как читать ребенку дома» |
Информационные стенды | «Учите вместе с нами» «Что мы сегодня читали» |
Изготовление книжки-малышки по сказка, помощь в оформлении группы по сказке «Рукавичка». Изготовление новогодних поделок своими руками. Выставка книг «Наши лучшие друзья -книги» | Оформление книжки-малышки (совместное творчество детей и родителей) Оформление группы к Новогоднему празднику. |
3. Заключительный этап:
- Проведение спектакля.
- Видео- фото отчёт.
- Презентация проекта.
- ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки успешности проекта:
В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных сказок. Развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям сказок. У детей повышается интерес к сказкам, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового, так же воспитанию доброты, дружественных отношений, трудолюбия, навыков аккуратного обращения с книгой. Овладение более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе сказок становится одним из средств развития детского творчества.
Сказки учат ребенка, что он не одинок перед лицом опасностей, что всегда есть друзья, которые придут на помощь. И что за добро мир платит добром. Те формы работы взаимодействия с детьми, которые я использовала в проектной деятельности, наблюдение за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить что, дети раскрепощаются, фантазируют, легко перевоплощаются в близких по духу героев сказок, и непринужденно решают поставленные задачи, проявляя свои индивидуальные способности.
Дети и родители принимали активное участие в проекте. Представление результатов: презентация; фотоматериал; В проекте использовались:
- Анкета для родителей - ссылка на анкету: https://docs.google.com/forms/d/1TmhsTOByaqIroibqV17IiIbuRPGmYGSxlMhDFfzDE9s/viewform
Альбом проекта: https://plus.google.com/u/0/photos/118099662786156238241/albums/5979763239509548641
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Дети:
- Дети познакомились с устным народным творчеством.
- Дети научились распознавать сказочных героев по книжным иллюстрациям.
- Во время викторины дети закрепили знания по сказкам.
- Владение первичными навыками «актерского мастерства»;
- Интерес, проявленный в постановках, подготовке к спектаклям.
- Положительная динамика в развитии интереса к театральной деятельности;
- Дети научились создавать детско-творческие работы в лепке, рисование, аппликации.
- Дети совместно с родителями изготовили книжки – малышки.
- Развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность;
- У детей появилось представление о приеме гостей, умение сопереживать.
Родители:
- Повышение интереса к устному народному творчеству ;
- Гармонизация отношений с детьми, родители получили новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.
- Увеличилось участие родителей в совместных мероприятиях;
Воспитатели:
- Развитию интереса к сказкам, книгам посредством театрализованной деятельности.
- Создали условия для творческой активности детей.
- Развили способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
- Работали над звукопроизношением, развивали звуковую культуру речи детей, обогащали словарь детей, связной, выразительной речи;
- Развили у детей навыки импровизации мимикой, выразительными движениями и интонацией.
- Приобщили детей к театрализованной культуре (познакомили с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
- Обеспечили взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
- В результате проделанной работы поставили и показали сказку «Рукавичка» для родителей.
- Проведение НОД в рамках проекта 5 занятий по 15 минут.
- Активное участие во взаимодействии с родителями.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Веракса Н.Е. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. М.: Мозаика-синтез, 2013.
- Большова Т.В. Учимся по сказке / Т.В. Большова – СПб, Детство-Пресс, 2011.
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “ Школа развития”.
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки для малышей.
- Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»
- Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Ленинград, 1991.
- Конспект «Рукавичка для зверей»
«Рукавичка» — хорошо известная и всеми любимая сказка. Сюжет сказки очень прост, но вместе с тем настолько содержателен, что позволяет использовать ее сюжет в различных целях и в разных формах работы с детьми. Предлагаем ознакомиться с конспектом занятия по рисованию.
Программное содержание:
- Учить рисовать рукавичку с помощью ладошек. Самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу.
- Формировать точные графические умения аккуратно и уверенно обводить кисти рук, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.
- Развивать воображение, координацию движений руки и глаза.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал и оборудование. Белая бумага формат А4, простые карандаши, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, подставки, образцы, несколько красивых рукавичек, кукольный театр.
Ход занятия
Вводная часть.
Инсценировка сказки «Рукавичка».
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель читает сказку «Рукавичка» с инсценировкой (кукольный театр).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: — Тут я буду жить.
А в это время лягушка,- спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка – попрыгушка. Пустите и меня!
— Иди!
Вот их уже двое. Бежит зайчик к рукавичке и спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!
— Иди!
Вот их уже трое. Бежит лисичка: — Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка – сестричка. Пустите и меня!
— Иди!
Вот их уже четверо. Глядь бежит волчок и спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка. А ты кто?
— А я волчок – серый бочок. Пустите и меня!
— Иди!
Влез и этот. Стало их пятеро. И так им тесно, что не повернуться. И тут затрещали сучья; вылезает медведь: — Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок. А ты кто?
— А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим, ведь и так тесно!
— Да, как-нибудь!
— Иди, только скраешку!
Влез и стало их шестеро, да так тесно, что рукавичка, того гляди разорвется.
А тем временем дед хватился – нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда загавкала:—Гав, гав, гав!
Звери испугались, из рукавички выскочили и разбежались. Дед пришел и забрал рукавичку.
Обсуждение проблемной ситуации.
- Остались звери без дома. Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь им? (Ответы детей).
- Что нам нужно сделать? (Ответы детей). Тогда, давайте подойдем к своим рабочим местам и сделаем рукавички.
Рассмотрение пары рукавичек.
- Посмотрите, у меня уже несколько пар рукавичек. Какие рукавичке? (Ответы детей). Давайте посмотрим, сколько у меня пар рукавичек? (Две)
- Почему эти две рукавички называются парой? Сколько в паре рукавичек? Что между ними общего и чем они отличаются? (Общее цвет, размер, рисунок, отличаются тем, что одна — правая, а другая левая).
- Какая рукавичка на правую руку, а какая на левую?
- Чем украшены наши рукавички? (Узорами – колечки, круги, точки, волнистые и прямые линии).
Дидактическая игра «Найди пару».
- Ребята, посмотрите на рисунок. Найдите рукавички с одной пары и соедините из линией.
Основная часть.
Рисование рукавички.
- Рукавичку я буду рисовать с помощью своих ладошек. Я кладу левую руку на лист бумаги слева, чтобы осталось место для второй рукавички, пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отодвинут в сторону. Беру простой карандаш тремя пальцами – средним и большим, указательный сверху, и обвожу свою ладонь, нигде не останавливаясь и плотно прижимая карандаш к руке. Убираю руку с листа, видим рукавичку.
Дети выполняют задание.
- Что нужно сделать? (Соединить начало и конец линии). Также рисую правую рукавичку, правую руку кладу на лист бумаги справа и обвожу карандашом, который держу в левой руке. Рукавичка получилась. Но посмотрите, у Вас у всех они одинаковые. Но чего не хватает на рукавичках, чтобы они стали разными? (Узоров).
Обсуждение узоров на рукавичке.
- Что можно нарисовать на рукавичке? (Ответ детей).
Физкультминутка.
-А теперь, давайте отдохнем.
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки ходьба на месте.
Стали весело кружиться
Стали звери веселить, кружиться.
Раз – прыжок, два – прыжок
Отдыхай и ты, дружок, (прыгают).
Выполнение узора на рукавичках.
- Отдохнули, садитесь. Подумайте с чего вы начнете рисовать?
- Как держим карандаш, кисть?
- Для чего нужна салфетка?
- Не забудьте, что у вас рукавички в паре должны быть одинаковыми. Узор должен быть на правой и левой одинаковый по цвету и орнаменту.
Во время самостоятельной деятельности
воспитатель подсказывает, помогает.
Заключительная часть.
Выставка работ, обсуждение.
По окончанию работы, дети выходят из-за столов со своими работами. Кладут их на ковер «лужайку» перед зверями. Проводится анализ.
- Ребята, вы постарались, придумали сами узоры, всем зверям нарисовали домики. Молодцы, какие яркие и красивые рукавички у вас получились.
Подведение итогов.
-А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей). Зверята благодарят вас за отличную работу.
Сценарий постановки сказки «Рукавичка»
Звучит музыка входит сказочница.
Сказочница: Дети сегодня я вам расскажу сказку, а сказка называется «Рукавичка». Однажды зимней порой дедушка лесник со своей собачкой пошёл в лес и обронил свою рукавичку, не заметив пропажи пошёл домой. А в это время в лесу мимо рукавички бежала мышка-норушка.
Выбегает ребёнок (мышка) и спрашивает.
Мышка: Кто в рукавичке живёт?
Сказочница: Ей не кто не ответил. Тогда мышка и стала одна в рукавичке жить. Тут откуда не возьмись лягушка- поскакушка.
Лягушка: Кто в рукавичке живёт?
Сказочница: А мышка ей отвечает.
Мышка: Это я мышка – норушка, а ты кто?
Сказочница: А лягушка ей отвечает.
Лягушка: Это лягушка - поскакушка. Пусти меня.
Сказочница: А мышка ей отвечает.
Мышка: Ну заходи.
Сказочница: И стали они вдвоём жить. Ребятки кто же там теперь живёт подскажите мне.
Дети: Мышка-норушка, лягушка-поскакушка.
Сказочница: Правильно, ой захрустел снег и выпрыгнул зайка – побегайка и спрашивает.
Заяц: Кто в рукавичке живёт?
Сказочница: Ему и отвечают.
Мышка: Это я мышка-норушка.
Лягушка: Это я лягушка-поскакушка, а ты кто?
Сказочница: А заяц отвечает.
Заяц: Это я зайка - попрыгайка пустите меня.
Лягушка: Заходи будем втроём жить.
Сказочница: Ну-ка ребятки кто-же в рукавичке живёт.
Дети: Мышка-норушка, лягушка-поскакушка, зайка-побегайка.
Сказочница: Правильно ребятки, а тут от куда не возьмись идёт волчок- серый бочок и спрашивает.
Волк: Кто в рукавичке живёт?
Сказочница: Ему отвечают.
Мышка: Это я мышка-норушка.
Лягушка: Это я лягушка-поскакушка.
Зайка: Это я зайка- побегайка, а ты кто?
Волк: Это я волчок-серый бочок, пустите меня.
Зайка: Ну заходи будем вчетвером жить.
Сказочница: Ну-ка ребятки кто-же в рукавичке живёт.
Дети: Мышка-норушка, лягушка-поскакушка, зайка-побегайка, волчок-серый бочок.
Сказочница: Молодцы ребятки, чуть слышно захрустел снег вы ходит лисичка-сестричка и спрашивает. Кто –кто в рукавичке живёт.
Лисичка: Кто –кто в рукавичке живёт?
Сказочница: А ей и отвечают.
Мышка: Это я мышка-норушка.
Лягушка: Это я лягушка-поскакушка.
Зайка: Это я зайка- побегайка, а ты кто?
Волк: Это я волчок-серый бочок.
Зайка: А ты кто?
Лисичка: А я лисичка-сестричка, пустите меня.
Зайка: Ну заходи будем впятером жить.
Сказочница: Ну-ка ребятки кто-же в рукавичке живёт.
Дети: Мышка-норушка, лягушка-поскакушка, зайка-побегайка, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка.
Сказочница: Молодцы ребятки, тут захрустели ветки из лесу выбегает кабан-клыкан и спрашивает.
Кабан: Кто- кто в рукавички живёт?
Сказочница: А ему и отвечают.
Мышка: Это я мышка-норушка.
Лягушка: Это я лягушка-поскакушка.
Зайка: Это я зайка- побегайка, а ты кто?
Волк: Это я волчок-серый бочок.
Лисичка: А я лисичка-сестричка.
Зайка: А ты кто?
Кабан: А я кабан- клыкан, пустите меня .
Зайка: Ну заходи будем вшестером жить.
Сказочница: Так ну, а кто теперь живёт в рукавички?
Дети : Мышка-норушка, лягушка-поскакушка, зайка-побегайка, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка, кабан-клыкан.
Сказочница: Правильно дети, ой какой шум и скрежет доносится из кустов вот выходит медведь –батюшка и спрашивает.
Медведь: Кто в рукавичке живёт?
Сказочница: А ему и отвечают.
Мышка : Это я мышка-норушка.
Лягушка: Это я лягушка-поскакушка.
Зайка :Это я зайка- побегайка, а ты кто?
Волк: Это я волчок-серый бочок .
Лисичка: А я лисичка-сестричка.
Кабан: А я кабан- клыкан.
Зайка: А ты кто?
Мишка: А я медведь- батюшка.
Зайка: Ну пустили бы мы тебя но место уж самим мало .
Мишка: Пустите уж очень на улице холодно.
Зайка : Проходи в тесноте да не в обиде .
Сказочница: И стали они жить семеро, ну и кто теперь живёт в рукавички дети?
Дети : Мышка-норушка, лягушка-поскакушка, зайка-побегайка, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка, кабан-клыкан, медведь-батюшка.
Сказочница: Ой какие умненькие, а в ту пору старик спохватился что рукавичку потерял и собакой пошёл её искать. Сам тихонько бредёт, а собака в переде бежит, нашла рукавичку хотела был её старику отнести но в нутре кто то зашевелился, собака отпрыгнула да как начала громко лаять звери напугались и разбежались кто куда, а тут и старик подоспел взял свою рукавичку и домой пошли.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...
Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры...
Самообразование " Приобщение детей дошкольного возраста 4 - 5 лет к истокам русской народной культуры"
Традиционная народная культура является глубиной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....