Статья "Нам дороги эти позабыть нельзя"
статья на тему

Беляева Елена Михайловна

Предложенный материал раскрывает проблему патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_dorogi_eti_pozabyt_nelzya.statya.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Нам дороги эти позабыть нельзя…»

(статья по проблеме патриотического воспитания дошкольников)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее  актуальных.

В Российской педагогической энциклопедии (М., 1999) о патриотизме говорится, что это « социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма,  выражаемое прежде всего  в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному складу жизни, известно уже с древности».

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя очень широкий круг задач. Это воспитание любви к родному дому, семье, городу, культурному прошлому своего народа, родной земле, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход,  осуществлять который нужно в детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Маленький ребенок еще не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания. Исходя из этого, может возникнуть идея создания музея русского быта. Дополнить его следует экспозициями жизни и быта коренного населения данной области проживания. Для нашей Кемеровской области  такой национальностью является шорское население. Увлечь данной идеей следует родителей и детей, которым  предложить посещение тематических занятий , с просмотром видео фильмов и слайдов , составленных на опыте других регионов нашей страны.  Тогда они сами принесут старинные подлинные вещи: домашнюю утварь, посуду, короба, прялки, предметы рукоделия, фотографии.  Желательно, чтобы все экспонаты музея были  интерактивны – можно потрогать, пощупать, поиграть с ними, тогда дети будут знакомиться с бытовой культурой, с историей предметного мира, с историей вещей. Помещение музея педагоги ДОУ могут использовать для проведения занятий по музыкальному воспитанию, ручному труду, ознакомлению с художественной литературой, где детям будут прививаться любовь и уважение к народным традициям, фольклору, русской и национальной культуре.

Для воспитания патриотических качеств в дошкольниках  считаю недостаточным создание только музея русского быта. Необходимо открыть «Галерею боевой славы» в память о тяжелых годах Великой Отечественной войны. Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, героического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Для решения этой задачи помогут «вещи войны» - предметы военного времени, которые помогли бы детям и их молодым родителям, так мало знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события и, быть может, по- новому раскрыть их значение. Музей, как одно из средств патриотического воспитания поможет в восстановлении утерянных семейных связей.

И снова помочь могут родители дошкольников. Для них могут быть предложены анкеты с вопросами о том, что происходило с их родными и близкими во время войны. Я думаю, что многие родители  с нескрываемым интересом  включатся в поиски информации, и с удивлением и восхищением узнают о подвигах родственников. Обязательно эти данные нужно оформить в виде «Книги памяти», или на тематических стендах. Мне кажется особенно интересными будут для детей экспозиции, составленные из игрушек , книжек, открыток военного времени. Возможно, будут найдены также и фотографии детских садов военного или послевоенного времени, из которых будет явственно видно,  насколько скромным было и оборудование групповых комнат, и одежда дошкольников. Что позволит нынешним детям ценить и беречь то, что им дано сейчас.

Необходимо подобрать репродукции картин о войне, слайды, для демонстрации детям в помещении музея, книги о детях – героях войны.

Целесообразным считаю разработать для педагогов систему специальных занятий с детьми, план их проведения в помещении музея, а также консультации для родителей, которые о войне знают не так много. Беседы, проводимые в музее,  с приглашенными ветеранами, тружениками тыла, подкрепленные наглядным материалом, оставят неизгладимое впечатление.

Такая совместная деятельность способствует установлению преемственности поколений – интерес к истории своей семьи пробуждается и у родителей и у детей. Воспитание любви, уважения к семье, роду, формирование бережного отношения к памяти своих предков имеет большое нравственное и педагогическое значение, являясь неотъемлемой частью патриотического воспитания. Вещи военных лет, собранные с большим трепетом, вниманием и уважением, интересные истории, связанные с ними, не могут оставить равнодушным ни одного человека.

Нам есть с кого брать пример! Нам есть, кем гордиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Сценарий  содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...

Тематическое занятие "Нам дороги эти позабыть нельзя..." для детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое занятие в дню Победы для детей старшей и подготовительной к школе группы....

Беседа "Нам дороги эти позабыть нельзя"

«Беседа о Дне Победы» для детей средней группы....

Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя!»

Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, национальной гордости, любви к Родине, к своему народу.Создание условий для расширения знаний дошкольников о Великой Отечеств...

«Нам дороги эти позабыть нельзя» Конспект интегрированного занятия

«Нам дороги этипозабыть нельзя»Конспект интегрированного занятия...

Нод по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Нам дороги эти позабыть нельзя"

Готовое занятие для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию...

ПРОЕКТ «Нам дороги эти позабыть нельзя»

ПРОЕКТ «Нам дороги эти позабыть нельзя» ...