«Развитие у детей эстетического восприятия и образной речи посредством живописи»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие у детей эстетического восприятия и образной речи посредством живописи»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, народное творчество.
Искусство опосредованно отражает реальный мир, говорит образным языком, оно наглядно, поэтому близко и понятно ребенку-дошкольнику.
Велика роль произведений изобразительного искусства в развитии таких качеств речи, как обобщение, выразительность и активизация словаря, формирование монологической речи.
Картина раскрывает перед детьми новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение. Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиционном построении угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа.
Приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарем, вводя изобразительные термины в активный и пассивный словарь. На занятиях по изодеятельности и ознакомлению с искусством широко используются специфические слова, связанные:
- с композиционным построением картины (план картины, построение в круг, линия, движение);
- со цветоведением (светотени, краски яркие, сочные, размытые, насыщенные, гамма цветов);
-образные сравнения и слова, обозначающие нравственные качества людей (при рассматривании портрета и жанровой живописи мы говорим «добрый», «отважный», спокойный» и т.п.)
Произведение художников, скульпторов не только отражает окружающие предметы и явления окружающего мира, но и выражают определенное настроение. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, можно использовать упражнения типа: «Узнай о ком (или о чем) я рассказываю», «Кто больше назовет слов, передающих настроение картины», «Соотнеси слово и настроение картины» и т.п. Для того, чтобы дети могла адекватно воспринимать состояние людей, изображенных на жанровой картине или портрете, необходимо учить их понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного и теневого театра, драматизация сказок. Для подбора образных сравнений полезны упражнения типа: «С чем можно сравнить –лес, луг, снег?» (луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий как радуга; снег, как пушистое белое одеяло и т.п.). Детям можно задать вопрос: кто сравнит более красиво? (лес, как сторож-великан) и др.
В целях развития выразительности речи можно проводить упражнения, подготавливающие ребенка к восприятию произведения. Скажи фразу: «Какая красивая картина», «Какой грустный пейзаж». Как бы эту фразу произнес добрый человек, раздражительный Карабас Барабас, а как бы сказала Мальвина». Предлагается сказать детям словосочетание «красивый луг» грустно, тихо, радостно.
Чтобы работа по обогащению речи выразительными средствами шла эффективней, нельзя ограничиваться ей только на занятиях по ознакомлению с искусством, надо находить такую возможность и в повседневной деятельности и на других занятиях. Осуществляя анализ работ по аппликации можно спросить детей, как построен рисунок, каков в нем ритм цвета; или составляя множество из шести единиц, предложить изобразить из них разные композиции – по кругу, по диагонали; во время одевания на прогулку можно спросить, какова основная цветовая гамма в одежде, какие в группе яркие цветовые пятна и т.д.
Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умения не только пользоваться определенным изобразительным словарем, интонационно выразительно произносить фразы, но и логически связывать свои впечатления о картине. Основными приемами в развитии монологической речи в процессе работы является рассказ по картине, который можно использовать и как метод на занятиях (части занятия) и как прием индивидуальной работы.
К занятиям по ознакомлению с искусством необходимо делать подбор фольклорных, музыкальных, литературных произведений, которые углубляют впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляют их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений. Ознакомление детей с разными жанрами искусства способствует разным типам связных высказываний. Важно, что в них появляются и рассуждения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок
Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок...
Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»
Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел программы, в рамках которой п...
Учебно-методическое пособие: Развитие у детей навыков логического и образного мышления посредством достопримечательностей Санкт-Петербурга .
Игра - наш незаменимый помощник в обучении и воспитании детей. Играя с ребенком в звуки буквы, слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. А также сформировать интерес к свое...
«Развитие разных видов детского восприятия у младших дошкольников посредством сенсорно – двигательных игр»
Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. С...
Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия у воспитанников ДОУ посредством детской художественной литературы.
Презентация по самообразованию во второй младшей группе...
Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей 5-6 лет по направлению «Обучение живописи»
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.Изобразительное творчество является одним из древнейших направл...
Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...