Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (средняя группа) на тему
Взаимодействие с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимы взаимодействие и преемственность между ДОУ и семьей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №394 «Парус»
Программа социального партнерства с семьей
Составила: Христофорова И.Л.
воспитатель МАДОУ "Детский сад № 394"
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Формирование педагогической компетентности:
2. Формирование мобильности родительской общественности:
3. Формирование авторитетности родительской общественности:
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС).
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки между ДОУ и семьей.
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей: правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.
5. Открытость.
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ;
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Так, первым направлением нашей работы является
1. Формирование педагогической компетентности:
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
2. Формирование мобильности родительской общественности:
Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.
Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение, как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.
Формы организации этой деятельности разнообразны: Бенефис семейного воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.
При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.
3. Формирование авторитетности родительской общественности:
Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания и развития детей. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Библиография:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
- Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М., 2007.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
- Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
Предварительный просмотр:
Перспективный тематический план социального партнёрства с семьёй в группе общеразвивающей
направленности с 4 до 5 лет на2016-2017 уч. г.
Воспитатель: Христофорова И.Л.
Тематический блок «Я и моя семья» сроки реализации с 31 октября – по 18 ноября
№ | Активные формы работы | Наглядная информация | Цель | Индивидуальная работа |
1 | Оформление фотовыставки «Наши увлечения и семейные традиции» с комментариями. Анкетирование родителей «Прова и обязанности моего ребёнка» | Оформление папки передвижки «Что такое семья? Семейные традиции». Тематический блок «Я и моя семья» с целями , направлениями, рекомендуемой литературой и итоговыми мероприятиями трёх недель. Ежедневная рубрика «Наш день» | Выявление и анализ информации о взаимодействии взрослых и детей. Активизация родителей в активном участии в жизни детского сада и группы. | Помощь при выборе и оформлении информации к фотовыставки. Ответы на вопросы родителей. |
2 | Картинная галерея «Семейный портрет». Консультация для родителей педагога психолога «Способы открыть ребёнку свою любовь» | Памятка для родителей, «Какие фразы ранят детскую психику» Информационно – консультативный блог «Памятка родителям от ребёнка» Картотека игр и заданий на развитие словарного запаса детей по темам: «Семья», «Тело и уход за ним», «Ежедневная рубрика «Наш день» | Психолога – педагогическое просвещение родителей. Способствовать ксовместному творчеству родителей и детей. | Просьба в совместном рисунке с ребёнком дома, выяснить: «Кем бы я хотел стать» Беседа с отдельными семьями «Условия психически комфортного состояния ребёнка в кругу семьи» |
3 | Анкетирование «Понимаем ли мы с детьми друг друга» В кругу семьи «Вопрос – ответ», высказывание детей о разных действиях вразличных ситуаций со стороны взрослого. | Памятка для родителей по правовому воспитанию «Ребёнок тоже человек!» Стенгазета «Сказки о правах для малышей и их родителей» Ежедневная рубрика «Наш день» | Продолжать повышать компетентность родителей по вопросам правового воспитания. Способствовать к сплочению детско – взрослого коллектива. | Индивидуальные беседы по вопросам родителей. Пополнение сюжетно - ролевых игр игровыми пособиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг
Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...